Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика)

22.07.2022

Введение

Новые подходы к профилактике аддиктивного поведения

Глава 1. Концепция «Позитивного большинства» — основа первичной профилактики аддиктивного поведения

Глава 2. Формирование резильентности как форма первичной профилактики зависимостей

2.1. Понятие резильентности

2.2. Факторы, способствующие развитию резильентности

2.3. Резильентность в контексте социальной политики и социальной работы

Раздел I Проблемы и технологии воспитания социально-психологических основ личностной самостоятельности в подростковом возрасте

Глава 1. Проблемы зависимости в подростковой среде в современной России

1.1. Аддиктивное поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема

1.2. Зависимости и подростковая субкультура

1.3. Раннее начало половой жизни и зависимое сексуальное поведение

1.4. Природа зависимости от тоталитарных неокультов

Глава 2. Факторы риска и факторы защиты в подростковой среде

2.1. Факторы риска в подростковой среде

2.2. Факторы защиты от рисков в подростковой среде

Глава 3. Первичная профилактика в местном сообществе

3.1. Командообразование в местном сообществе

3.2. Принципы оценки профилактических программ широкого профиля

3.3. Мобилизация местного сообщества

3.4. Внедрение профилактических программ в местном сообществе

3.5. Оценка эффективности профилактических программ в общине

Глава 4. Роль школы в профилактике подростковой неуспешности

4.1. Глобальные вызовы образованию

4.2. Участие детей – технологический компонент профилактики

4.3. Технологии школьного самоуправления

Глава 5. Самоуправление ОАШ (Общественно Активные Школы)

5.1. Общественно активная школа в системе общественно-ориентированного образования

5.2. Принципы самоуправления ОАШ

5.3. Предпосылки к школьному самоуправлению

5.4. Участники школьного самоуправления

5.5. Технология школьного самоуправления «Демократическая республика»

Глава 6. Профилактика неуспешности через участие детей в общественной жизни

6.1. Дети как партнеры

6.2. Преимущества детского участия в общественной жизни

6.3. Эволюционный подход к проблемам детей и молодежи

Глава 7. Авторские школы как комплексные профилактические технологии

7.1. Концепция Школы саморазвития В.И. Ланцберга

7.2. Философские, психологические, педагогические основы концепции

7.3. Организация жизни и деятельности детей

7.4. Содержание образования. Технологии обучения. Особенности работы педагога и ее организации

Глава 8. Технологии формирования личности подростка

8.1. Свободное время подростков: семья, школа, улица

8.2. Гражданское образование как технология формирования личности подростка

Раздел II Проектная деятельность в области первичной профилактики в подростковой среде

Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности

1.1. Принципы организации проектной деятельности

1.2. Развитие ключевых компетенций подростков на основе проектной культуры

Глава 2. Формы проектирования в гражданском образовании

2.1. Формы реализации проектной деятельности в подростковой среде

2.2. Вопросы к научной разработке социального проектирования в школьном образовании

2.3. Роль социального проектирования в гражданском образовании и воспитании

2.4. Основные принципы проектирования в подростковой среде

Глава 3. Последовательность шагов в разработке и реализации социальных проектов

3.1. Социальный проект и особенности проектирования в подростковой среде

3.2. Стадии и этапы подготовки и реализации социального проекта

3.3. Три звена модели социального проектирования

3.4. Воспитательный характер социального проектирования

Глава 4. Типология проектов

Глава 5. Примеры информационных проектов и программ

5.1. Программа «Предупреждён – значит защищён»

5.2. Программа «Интерактивная школа гражданского образования молодежи»

5.3. Проект «Информационная кампания «Здоровая жизнь – выбор молодежи»

Глава 6. Примеры мотивационных проектов и программ

6.1. Программа «Перевал: в поисках страны Толерандии»

6.2. Программа «Театр, который всегда с тобой»

Глава 7. Примеры обучающих проектов и программ

7.1. Проект «Новая волна»

7.2. Проект «Родительский «Олимп»

7.3. Проект «Танцуй ради жизни»

Глава 8. Примеры инфраструктурных проектов и программ

8.1. Проект «Взаимодействие общественных организаций и директоров школ»

8.2. Проект «Войди в Чистый Город»

8.3. Проект «Школа для спецшколы»

8.4. Проект «Центр родительской культуры»

8.5. Проект «Ступени толерантности»

8.6. Проект «Толерантность – активная позиция»

8.7. Проект «Центр развития молодежного добровольчества «Новая волна»

8.8. Проект «Социальная молодежная сеть добровольческих агентств»

8.9. Проект «Территория молодых» – развитие добровольческих инициатив в местном сообществе»

8.10. Проект «Школьная служба примирения «Позитив»

Раздел III Комплексная программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков «Наркостоп»

Глава 1. Паспорт Комплексной программы «Наркостоп»

Глава 2. Актуальность проблемы

Глава 3. Научно-методологическое обоснование программы «Наркостоп»

3.1. Нормативно-правовая основа

3.2. Цели программы

3.3. Задачи программы

3.4. Структура и содержание деятельности

3.5. Направления деятельности

3.6. Проекты

3.7. Методология и принцип работы

Глава 4. Проект «Капельки» (первичная позитивная профилактика дошкольников)

Глава 5. Проект «Ступени» (первичная позитивная профилактика всех видов химической зависимости в ЮВАО города Москвы среди школьников)

Глава 6. Проект «Облака» (профилактика зависимости от ПАВ и зависимого поведения среди детей и подростков, имеющих риск формирования наркологических заболеваний)

Список литературы

Приложения

Раздел IV Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи

Глава 1. Паспорт программы

Глава 2. Работа с подростками

2.1. Основные принципы и задачи работы

2.2. Примерная структура занятий

2.3. Игры, используемые при работе с подростками в группах

Глава 3. Работа со специалистами

Глава 4. Работа с родителями

4.1. Программа медико-психологической работы с родителями

4.2. Схема семинара-тренинга для лидеров-родителей

4.3. Развитие программы профилактики злоупотребления ПАВ для родителей

Приложения

Раздел V Антинаркотическая профилактика в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход

Введение

Глава 1. Антинаркотическая профилактика: от общего к частному

1.1. Анализ подходов к построению антинаркотических образовательных программ в регионах России

1.2. Блеск теории и нищета практики: анализ низкой эффективности антинаркотической профилактики в образовательной среде

Глава 2. Наркогенная субкультура в ракурсе проблемно-ориентированной профилактики

2.1. Анализ социальной мифологемы «Запретный плод сладок»

2.2. Феноменология наркогенной субкультуры

2.3. Как нейтрализовать влияние наркогенной субкультуры на подростков

Глава 3. Поведение подростков в пространстве их личностного и социального развития

3.1. Поисковое поведение подростков и эксперименты с ПАВ

3.1. Аддиктивное поведение подростков, возникающее под воздействием макро- и микросреды

Глава 4. Структура и содержание групповых профилактических занятий с различными целевыми группами

4.1. Методы воздействия на сознание подростков в контексте групповых профилактических занятий

4.2. Тренинг-программа рефлексии личностных смыслов

4.3. Проблемно-ориентированный тренинг – программа для старших подростков

4.4. Примеры использования метафоры в профилактической работе

Список литературы

Приложения