Научно-методологическое обоснование программы «Наркостоп»

31.03.2022

Современный взгляд на профилактику психосоциальных расстройств у детей и подростков предполагает уделять особое внимание тем подходам, которые позволяют активно преодолевать функциональные донозологические формы расстройств.

Укреплять здоровье у всех детей и подростков, в первую очередь, у тех, кто проявляет тот или иной вариант дезадаптации, т.е. у так называемой «группы риска», или у тех, кто уже страдает клинической формой заболевания. Подходы к осуществлению профилактических мероприятий зависят от представлений о причинах и механизмах развития злоупотребления ПАВ. На современном этапе развития науки злоупотребления ПАВ рассматриваются как мультифакторный (био-психо-социо-духовный) процесс, зависящий от результирующего эффекта влияний разнонаправленных факторов: факторов риска и защиты по отношению к возможности приобщения к психоактивным веществам и зависимому поведению.

Соответственно, приоритет отдается многофакторной психо-социальной модели профилактики, которая отвечает актуальным требованиям, широко применяется в практике и дает достаточно хорошие результаты. В первую очередь к таким относится модель, предложенная отечественными превентологами Н.А.Сиротой и В.М. Ялтонским. В основе разработанного ими подхода лежит интегративное сочетание теории копинга Р. Лазаруса и социального научения А. Бандуры. Их подход ориентирован на развитие и модификацию преодолевающих форм поведения, тех поведенческих стратегий, которые способствуют адаптации требованиям социальной среды. К таким стратегиям относятся стратегии разрешения личностных проблем, поиск и оказание социальной поддержки, а также стратегии избегания вовлечения в наркотизацию, развитие личностных ресурсов (позитивной самооценки, самоуважения, самопринятия, умения сопереживать, способности самостоятельно контролировать свое поведение, социальной компетентности), с их помощью можно делать здоровый и осмысленный поведенческий выбор. Составной частью данного подхода является формирование способности справляться со стрессом, развитие умений различать, выражать и управлять своим эмоциональным состоянием. В целом это позволяет выработать эффективные стратегии, позволяющие подростку справляться с эмоциональным дистрессом.

Другая модель психосоциального подхода – формирование эффективных жизненных навыков, способствующих развитию самоэффективности, формированию психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям. Эта модель предполагает потенцирование детей и подростков на развитие и закрепление в их повседневной жизни форм поведения, препятствующих началу или продолжению наркотизации, исключение из социального взаимодействия с окружающими рискованных форм поведения, способствующих потреблению наркотиков или алкоголя. Данный подход основан на признании определяющего влияния на поведение детей и подростков социальных факторов, формирующихся в семье и в различных группах сверстников. Он построен на позитивной социально ориентированной работе (тренинг устойчивости к социальному давлению за счет развития критического мышления, стимулирования ответственного и обдуманного поведения, «прививки» против воздействия средств массовой информации, информации о влиянии семьи, подростковых групп и т.д.). Усилению защитных факторов будет служить формирование здоровой «установки к употреблению ПАВ». Согласно модели, предложенной Э.Е. Бехтелем, (1986г.), Макеевой А.Г., (1995) установка, отношение индивида к ПАВ является результатом усвоения социального опыта и определяет поведение человека в определенной ситуации. Так как все установки формируются в раннем детстве, в том числе и склонность к здоровому образу жизни, негативное отношение к употреблению ПАВ необходимо формировать с раннего возраста. Важно, чтобы как можно раньше ребенок научился получать удовлетворение, радость от собственного труда, собственной деятельности.

Этот подход важен при работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Подход, предполагающий вовлечение в деятельность альтернативную наркотизации опирается на положение о том, что психологическая зависимость от наркотиков формируется в результате скуки и бездеятельности, в виде замещения фрустрации, возникающей у детей и подростков в связи с названными состояниями. Соответственно, если сформировать систему социальных мероприятий альтернативных потреблению наркотиков и противодействующих скуке, то тенденция к наркотизации и алкоголизации в детской и молодежной среде может быть вытеснена этими формами здоровой активности. Поощрение участия во всех видах позитивной активности, оказание помощи в индивидуальном подборе активности в соответствии со специфическими личностными потребностям позволит усилить защитные факторы против наркотизации. Информационная модель позволяет воздействовать на когнитивные аспекты принятия решений. Суть этой модели — предоставление специфической и неспецифической информации, максимально объективных фактических данных о природе, фармакологических свойствах и негативных последствиях употребления алкоголя, табака и других ПАВ адекватно возрастным особенностям и уровню осведомленности детей. Информационный подход необходим как одно из звеньев в системе проведения более дифференцированной, комплексной программы профилактики, основанной на сознательном формировании у детей и подростков потребности в приобретении знаний и навыков, необходимых для обеспечения их здоровья. Казуальный подход в основе причин злоупотребления ПАВ рассматривает комплекс различных факторов. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, существует четыре уровня факторов риска злоупотребления ПАВ: биофизиологические, индивидуально-психологические, социальные (микро, макро). Комплексное воздействие с использованием современных технологий и привлечение к профилактической деятельности различных специалистов позволяет также ослабить воздействие факторов риска.

Несомненно, что гибкое, прицельное использование и сочетание всех перечисленных направлений и подходов в зависимости от сложившихся в той или иной группе детских и подростковых коллективов тенденций по отношению к потреблению и потребителям наркотических препаратов и иных ПАВ, дает наибольший эффект при формировании, разработке и проведении профилак- тической работы. А также обеспечивает более глубокий подход к решению проблем профилактики всех видов химической зависимости среди детей и подростков. Кроме того, при разработке организационной структуры программы использовался метод системного анализа актуальной наркологической и социальной ситуации, а также анализировались социальные условия и возможности населения. В связи с этим данная программа профилактики должна в полной мере соответствовать запросам населения, в том числе и социально незащищенных слоев, так как она максимально обеспечивает жителям анонимность при обращении, а так же материальную доступность этого вида помощи.