Предпосылки к школьному самоуправлению

24.11.2021

Рассмотрим предпосылки школьного самоуправления, которые позволяют раскрыть внутренние механизмы, через которые самоуправление сможет гармонично вписаться в деятельность образовательного учреждения.

Централизованно устанавливаемые ограничения. Эта компетенция распространяется и на принятие решений совместно с Советом образовательного учреждения в части введения особых форм школьного самоуправления и о наделении такого школьного самоуправления компетенцией, что может найти закрепление в уставе образовательного учреждения или локальных актах.

Наличие собственной компетенции. Это принципиальное положение, без которого не может состояться любая другая деятельность, но назвать ее самоуправлением будет невозможно. Разделение компетенций между руководителем образовательного учреждения и школьным самоуправлением должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для улучшения основного процесса, происходящего на «территории» самоуправления. Именно деятельность, ориентированная на учет интересов всех участников образовательного процесса, должна стать приоритетной для школьного самоуправления. Вывод из всего вышесказанного можно сделать вполне определенный: нельзя строить школьное самоуправление, не представляя ни то, на достижение какой цели оно будет направлено, ни степень его компетенции, а также, будет ли обозначенная цель соотносится с интересами тех, кто будет охвачен этой системой организации деятельности в образовательном учреждении.

Хозяйственная самостоятельность. И учредители, и руководитель образовательного учреждения вправе (законодательство никак не регламентирует это) наделить школьное самоуправление достаточной компетенцией в осуществлении предоставленных образовательному учреждению экономических и хозяйственных прав. Была бы на то их добрая воля.

Ответственность перед сообществом. Выход же может быть найден при введении в образовательном учреждении действительного самоуправления, которое в своей структуре имеет три важнейших составляющих организации управления образовательным процессом:

• выборные органы, коллегиально принимающие принципиальные решения, рекомендуемые всеми участниками образовательного процесса для исполнения их директором школы;

• исполнительные органы, реализующие решения и включенные в их обсуждение;

• контрольные органы.

С чем обычно сталкиваются как учащиеся, так и родители – с тем, что руководство школы, ссылаясь на ограниченность своих возможностей, не может повлиять на те или иные вопросы, которые явно воздействуют на ослабление безопасности детей и молодёжи. Например, в пределах досягаемости учащихся находится магазин, торгующий табачными изделиями и алкоголем. Или всем известно, что в одном из домовладений организован наркопритон. Или самое безобидное на первый взгляд, на остановке напротив школы появляется реклама пива. И директор школы не может ничего сделать? Так вот, существует такое право у родительского и ученического сообщества потребовать заменить такого директора.