Свободное время подростков: семья, школа, улица

25.06.2021

В Первичной профилактике так же, как и во вторичной, важным являются три сферы социализации подростков – это семья, школа и улица. Досуговая деятельность для подростка вне семьи и школы, когда он выступает как самостоятельная личность, вступая во взаимодействие со сверстниками и не только – это очень важная сфера развития личности. Это сфера, где он может практиковать свои коммуникативные навыки, может учиться закреплять и отстаивать свои ценности.

Недооценивать значимость досуга для подростка – опасно. Сейчас основное внимание обращается на то, сколько детей и подростков занимаются в секциях и кружках по месту жительства. Намного существенней информация, сколько и кто не занимаются в свободное время личностно полезной деятельностью. Неорганизованность досуга в семье или школе, а также отсутствие возможностей у большинства подростков для полноценного летнего отдыха, творческого и физического развития в специальных кружках и секциях приводит к тому, что подростки оказываются на улице, где важная роль принадлежит окружению подростка — молодежной компании, субкультуре, ценности которой он должен разделять.

Сам процесс адаптации на улице – не простой. Он может проходить для подростка болезненно. Всё зависит от того, с какими ценностями он столкнётся и сможет ли он при этом социально подняться или ему придётся опускаться до уровня более примитивного либо под воздействием силы, либо под воздействием большинства. И, если на улице нет альтернативы, то подросток будет вынужден это сделать. Хотя может быть и так, что он сам может составить альтернативу и стать для дворовой среды «позитивным» или «негативным» большинством.

Подросток уходит «на улицу», чтобы почувствовать собственную независимость, самостоятельность, свободу. Молодежные компании обычно встречаются в местах, где меньше всего вероятность попасть под контроль взрослых. В итоге – наиболее распространенный ответ на вопрос о месте встречи — «когда как, где придется», и как результат – проведение времени в подвале, на чердаке, в лесу. Причем значительная часть подростков довольны таким проведением свободного времени, их вполне устраивает отсутствие внимания к ним со стороны взрослых, невмешательство в их личную жизнь. Известно, что до 90% наркоманов начинали употреблять наркотики в компаниях сверстников, собиравшихся в таких местах. Освобождаясь из-под контроля взрослых, подростки оказываются предоставлены сами себе и могут развлекаться, как они хотят. В результате растет преступность, кражи. Наркоторговцы активно привлекают к своей деятельности праздношатающихся подростков. И такая возможность заработать деньги особенно привлекательна для детей из малообеспеченных семей, живущих часто впроголодь, не имеющих карманных денег.

Ничего удивительного в том, что там, где нет организованного общественно и личностно полезного досуга для подростка, то самостоятельная досуговая деятельность подростков не всегда имеет развивающую направленность, а иногда и негативно влияет на здоровье, ограничивает развитие навыков и знаний, возможность воплотить их в культурной и творческой деятельности, общественной активности.

Исследователи детского и подросткового досуга заметили одно из важных противоречий. Теоретически свободное время представляет собой ресурс развития личности и общества. Однако в действительности этот ресурс, как мы видим, остается лишь потенциальной возможностью развития. Свободное время, если рассматривать его с позиции реального поведения подростка, содержит в себе также и путь к деградации личности.

Субъекты ответственности за свободное время подростков

Нужно констатировать, что в полной мере о свободе выбора досуговой деятельности подростком говорить в нашей стране нельзя. Узкий спектр выбора предрешен отсутствием достаточной инфраструктуры для сферы подросткового досуга и социально-экономическим положением семьи подростка. Это о том, что роль государства в организации досуга, его ответственность за развитие личности подростков снизилась.

Между тем способов для обеспечения равных возможностей для полноценного досуга подростков вроде бы достаточно. Разберём факторы, определяющие прямо или косвенно возможности для организации общественно и личностно полезного досуга:

1. Правовой фактор – законодательные акты, регулирующие деятельность молодежи. Закон о молодёжи не принят, что определяет непоследовательность молодежной государственной политики. Общественные организации не являются равноправными партнёрами с комитетами молодёжи и организациями, работающими под их началом. Иными словами нет конкурентного отбора программ на конкурсной основе.

2. Экономические факторы – размер капитальных вложений в сферу досуга декларативен; декларируется много, а до реального потребителя доходит очень мало; уровень производства товаров и услуг данной сферы (культурного и спортивного инвентаря; услуг учреждений культуры и досуга) может быть и достаточен. При желании всё можно приобрести, но уровень цен на данные товары и услуги не соответствует возможностям значительной части населения.

3. Территориальные факторы – обеспеченность учреждениями культуры и досуга, их размещение в данном населенном пункте. С этими фактором всё достаточно сложно. В силу того, что все свободные площади отданы под коммерческие структуры, то молодёжь вынуждена организовывать свою деятельность либо в школах, либо в ВУЗах, где прямая зависимость от администрации ограничивает её самостоятельность, креативные и организационные возможности.

4. Социально-экономические факторы – уровень заработной платы и общий уровень жизни населения. Большая дифференциация между столичными городами, крупными региональными центрами и районными поселениями делает неравными возможности подростков и молодёжи, проживающей в них. Если в крупных центрах уровень заработной платы родителей позволяет направлять достаточную часть средств на личностно развивающий досуг, то в районных поселениях родителям едва хватает средств более или менее прилично одеть и прокормить своих детей.

5. Информационный фактор – этот ресурс также менее доступен на уровне местных поселений. Хотя информации достаточно (СМИ, ТВ, Интернет, телефон и т.д.).

Вывод, который можно сделать исходя из этого: сфера досуга становится элитной. Она рассчитывается не на всех возможных потребителей, а с учетом их денежного дохода. Это делает изначально неравными стартовые возможности детей и ведет к значительному социальному напряжению в обществе. Неразвитость форм проведения досуга детей сказывается на их потребностях, качествах, умениях, и может ориентировать свободное время подростка на разрушение его личности. Впервые с девиантным поведением как с нормой подросток может встретиться как в семье, так и в подростковой среде на улице.

О девиации как о функции можно говорить и в том случае, когда мы рассматриваем неформальное окружение, молодежную компанию. В подростковом возрасте личность находится под особо сильным психологическим влиянием окружения сверстников. Разрушающая сила того или иного вида проведения свободного времени может просто не осознаваться индивидом, поддавшимся на уговоры выпить, попробовать наркотики, заработать «легких денег» и пр. Что и кто является в момент выбора подростка «большинством»? Может ли он положиться только на собственную волю? Именно этот момент очень важен – сделать правильный выбор, пусть даже этот выбор будет неосознанным. Ведь оставаясь объектом внешних воздействий, человек все же имеет возможность стать непосредственным субъектом развития собственной личности, проявлять свое «Я». Преодолевая сложности внешних обстоятельств и собственные недостатки — будь то неблагоприятное материальное положение, плохая компания, человеческие слабости или негативные привычки – подросток способен ставить цели и стремиться к их выполнению. Этим самым он создает условия для развития собственных талантов, воли, творческой активности, формирования индивидуальности.

Проблема неразвитости досуга подростков распадается на две социально значимых части — проблему организации отдыха для детей и социальную ответственность за свободное время самих детей и подростков. Другими словами, как организовать свободное время подростков так, чтобы оно было безопасно, и кто выступит гарантом развития личности в период досуга. Вопрос о безопасности свободного времени возникает неслучайно. Речь идет не только о возможной деградации личности подростка. Противоправное поведение, развитие алкоголизма и наркомании в молодежной среде приводит к снижению уровня общественного развития – расширению криминальных структур, росту преступности, ухудшению физического и морального здоровья общества. Поэтому досуг помимо развивающего характера имеет в своём потенциале и профилактическую миссию.

В контексте вышесказанного бесспорным является то, что детские и молодёжные организации являются тем «позитивным большинством» для подростка, где он реально может практиковать навыки самостоятельности и воспитывать в себе гражданские качества.

Социально активная часть российского населения заинтересована в сокращении сроков адаптации россиян в преобразующемся обществе. Но для этого каждому человеку нужно пройти гражданскую социализацию — усвоить систему норм и ценностей, которые позволили бы ему функционировать в качестве полноправного и ответственного члена гражданского общества. Итогом такой социализации должно стать массовое появление граждански образованных молодых людей. Одной из важнейших черт социализации молодёжи является ориентация на формирование так называемого гражданского или социального капитала. Это не что иное, как общественная ценность, которая выражается сообществом в виде чувства гражданской солидарности, желания и готовности взаимодействовать для его сохранения и развития.

Гражданская солидарность – социальное достижение, которое возникает на определённом уровне общественного развития. Это приобретенное общественное качество, характеризующее уровень развития каждого её участника, как личность. Это так же, как и свобода – осознанная необходимость. Но осознание гражданской солидарности приходит к человеку лишь во время практической деятельности. Солидарность можно рассматривать и как навык. В этом контексте особую значимость в деле формирования активного представителя гражданского общества приобретают детские и молодежные общественные организации. Именно они призваны вызвать социальный интерес – базу для появления солидарности. Эти организации можно считать институтами гражданской социализации. Несмотря на различие форм деятельности этих организаций, их конечная цель – сформировать гражданина

Подростковые общественные объединения – поле для личностного роста, саморазвития и самоактуализации.

Дети, подростки с индивидуальной направленностью признают полезность участия в обще- ственном объединении только тогда, когда они удовлетворены собственными достижениями.

• Наиболее ярко такие установки проявляются у подростков-лидеров. Общественную работу они рассматривают как стартовую площадку дальнейшей карьеры, и главное внимание уделяют развитию лидерского менеджмента. Целью лидерства для них является командное достижение, конкретный результат деятельности.

• Потребность командной, коллективной деятельности, ориентированной на достижение результата – это то, что потом человек должен пронести через всю жизнь. Наличие команды повышает ответственность, а ответственность есть одна из основных черт гражданина.

• Несомненно, личный интерес является значимым мотивом общественной деятельности и должен поощряться и всесторонне поддерживаться.

• Индивидуальные и командные достижения также представляют общественную ценность и являются целью педагогического руководства детскими объединениями.

Деятельность общественных объединений как социальная составляющая личности.

• Деятельность в детских и молодёжных общественных объединениях даёт подростку социальную компетентность (сформированные навыки социального поведения), уровень социального интеллекта, социальное творчество, социальные установки.

• Лидерские цели направлены на успешность взаимодействия, результатом становятся отношения как внутри организуемого лидером коллектива, так и отношения с окружающими людьми и явлениями.

• Воспитательное значение такого рода лидерства заключается в том, что оно ориентирует личность не только на успех и технологичность организаторских навыков, но и на общечеловеческие ценности, ценности взаимодействия с другими людьми. Детские и подростковые общественные объединения как катализатор социального интереса.

• Развитие социальных свойств личности осуществляется через повышение социального интереса.

• Социальный интерес – это способность интересоваться другими и принимать в них участие.

• Социальный интерес – это движущая сила при установлении партнерских отношений, особенно важных, когда речь идет о гражданском обществе.

• Социальный интерес для детского и подросткового возраста является одним из центральных социальных новообразований личности. 

• Развитие социального интереса может осуществляться в любой социальной группе, но в общественном объединении на нём концентрируется внимание, и зачастую он становится целеполагающей деятельностью группы добровольцев-общественников.

• Общественное признание социально полезной деятельности также поднимает в глазах ребенка значение такого качества личности, как социальный интерес.

Практика деятельности детских общественных объединений доказала значимость формирования у личности социальных качеств. Блестящим примером этому служат тимуровское и коммунарское движения (И.П.Иванов). А сегодня доказательством этому является добровольческое движение.