Зависимости и подростковая субкультура

13.07.2021

Как бы государство и общество не выражало своей тревоги по отношению к распространению зависимостей, ситуация не изменится, пока в обществе не появится мода на здоровый образ жизни и творческую самореализацию. Нужно отметить, что инновационность рынка зависимостей, его приспосабливаемость не в коей мере не может сравниться с инновационностью профилактических программ. Специалисты отмечают, что динамика роста лиц, употребляющих наркотики, и динамика изменения моды на разные виды ПАВ находятся в тесной положительной связи. Зависимости находят своих потребителей не только среди лиц, имевших уже опыт использования, но и среди подростков, находящихся на этапе экспериментирования.

В подростковой среде отношение к зависимостям неоднозначное. Нужно отметить, что в индивидуальных беседах ребёнок может высказывать одну точку зрения в одной ситуации и изменять её в другой. Опасения подростка за последствия, например, употребления наркотиков, могут осознаваться, когда он не подвержен влиянию сверстников. Но когда он в группе, страх может либо исчезать, либо, как считают психологи, подавляться волевым усилием или под воздействием такого защитного механизма как рационализация. Конечно, при всей негативной окраске, которую имеет сегодня наркотик, никто не отменял такие механизмы его приятия, как интерес и экспериментальность.

Нужно отметить, что природа отношений ко всем зависимостям амбивалентна. Причём эта амбивалентность кроется не только в расхождениях между групповыми и индивидуальными представлениями об их сущности, но и отдельно в каждом из них. Причём, на любые аргументы «против» как субъект, так и общество моментально находит аргументы «за».

Тем, кто занимается вторичной профилактикой известно, что по мере формирования зависимости от употребления ПАВ противоречия между групповым и индивидуальным сознанием в значительной мере стираются, а сами противоречия перестают осознаваться. Это означает, что вторичная профилактика не эффективна, если она основывается на безоговорочной форме. Намного эффективнее здесь эвристическая форма, использующая диалог.

Особенность сознания подростка отличается от сознания взрослого человека тем, что он не способен воспринимать современность в качестве фундамента будущего. Будущее у подростка должно наступить после последнего сказанного им слова. Поэтому настоящее для него намного значительнее того, что может быть в будущем. Поэтому всё, что происходит сегодня, для него имеет колоссальное значение. Современность для него – совершенность. Психологи объясняют этим то, что одним из фундаментальных психологических атрибутов молодежной субкультуры помимо ценностных ориентаций, традиций, поведенческих стереотипов, ожиданий, является укорененность в настоящем. Именно в связи с этим в подростковую субкультуру все формы зависимости вносятся как особые атрибуты современности.

Опасным является и то, что страхи подростков в отношении наркотиков, связанные с тяжелым заболеванием, нейтрализуются в сознании путем рационализации. Известно, что в подростковой субкультуре широко распространяется представление о том, что употребление ПАВ можно держать под контролем, используя только легкие вещества и зная безопасную дозу, за счёт чего можно избежать зависимости.

Психологи заметили ещё одну особенность подросткового самосознания. Для подростков «жизнь» имеет иной личностный смысл. Она не всегда является доминирующей, абсолютной ценностью, какой она является у большинства взрослого населения. Известно, что чем старше стано- вится человек, тем жизнь для него становится ценней, в силу своего многообразия и содержатель- ности. Поэтому первичная профилактика, строящаяся на принципе угрозы для жизни, т.е. система запретов и запугиваний не достигает цели. Расширение же содержательной стороны жизни, на что направлена стратегия позитивной профилактики, даёт больший эффект тем, что предоставляет большой выбор альтернатив для организации жизнедеятельности подростка.

Особое место в жизни ребёнка занимает досуг. Свободное время ребёнок ассоциирует с понятием «свобода». Находясь под постоянным вниманием со стороны взрослых, он к своему свободному времени относится с особым вниманием. Это то время, когда он предоставлен сам себе и может проявлять себя так, как ему хочется. Кстати, свободное время у подростков в смысловом поле также находится очень близко с различными формами деятельности, приводящими к зависимостям (поиграть в компьютерные игры, попить пива, расслабиться и т.д.). Именно это и позволяет зависимостям подстроиться под «расслабляющий» досуг. «Расслабься, отдохни, ты же устал быть под контролем».

Все слабости моментально обращаются в источники рекрутирования подростков в различные формы зависимости, что приводит к программированию неуспешности индивидуума. Поэтому стратегическим подходом в первичной профилактике подростковой зависимости является расширение деятельности, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни, основанном на выявлении дополнительных возможностей подростков.

Обратимся к международной практике. В США Национальный институт по изучению злоупотребления наркотиками и Национальный институт здоровья разработали Руководство по профилактике злоупотребления наркотиками среди детей и подростков. В этом руководстве подчеркивается, что профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать «защитные факторы» и способствовать ликвидации или уменьшению известных «факторов риска». Однако, профилактические программы должны быть нацелены не только на все формы злоупотребления ПАВ, включая употребление табака, но и иные проявления несамостоятельности.

Профилактические программы, по мнению авторов Руководства должны включать:

• обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;

• меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;

• обучение социальным навыкам коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими (как со сверстниками, так и с взрослыми).

Также имеет важность последовательность профилактических программ с учетом значимости для первичной профилактики. Она должна быть следующей:

• программы, направленные на усиление личных убеждений в отношении любых форм зависимостей, в том числе от психоактивных веществ;

• обучение социальным навыкам, включающим в себя умение осуществлять коммуникации, позиционировать себя достойно и раскрепощено, а также выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Что касается обучения навыков отказа от наркотиков, то такого рода программы лучше проводить в той подростковой среде, которая склонна к употреблению ПАВ. Понятно, что границы первичной и вторичной профилактики невозможно в детской и подростковой среде очертить точно, но чем точнее будет формироваться целевая группа, тем действенней будет эффект от проводимых программ. Программы, мотивирующие подростка к отказу от любых средств и веществ зависимости, могут успешно применяться в первичной профилактике, особенно когда они формируются на основе принципов «равный — равному».

В таком случае подростки, занимающие активную жизненную позицию на основе здорового выбора, могут, участвуя в них, развивать и закреплять навыки самовыражения и коммуникации, а также воздействовать на тех своих сверстников, которые стоят перед выбором между здоровьем и зависимостью. На основании вышесказанного следует выделить ещё один программный компонент: активное участие в пропаганде здорового выбора в детской и подростковой среде.

В профилактических программах для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы, а не дидактическим информационно-образовательным методам. К таким методам можно отнести моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратную связь и т. д.

Также профилактические программы должны включать модули для родителей или воспитателей, соответствующие тематике подростковых программ, что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам, и способствует выработке четкой политики в отношении их использования в самих семьях. Причем при проведении первичной профилактики, темы для внутрисемейных обсуждений с родителями могут носить значительно более широкий характер. Это могут быть темы, связанные с формированием доверительных отношений, развитием коммуникативных способностей ребёнка, к творческому самовыражению. Причем это не обычные семейные разговоры «за чашкой чая», а именно технологично выстроенные занятия – результат работы, как с родителями, так и с подростком. Особенно эффективно, когда и родители и дети являются участниками добровольческих программ в местном сообществе. Тогда обсуждение может перерастать в планирование конкретных общественно полезных дел.

Профилактические программы должны быть долгосрочными и не ограничиваться рамками школьного обучения, но предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта. Например, работа в начальной и средней школе должна продолжаться последовательно повторяющимися модулями, помогающими безопасному преодолению перехода от средних к старшим классам.

Профилактические программы должны быть комплексными и разноуровневыми. Они должны предусматривать воздействие каждого модуля этой программы и способствовать изменению отношения ребёнка от сомнения или индифферентности к полному принятию здорового образа жизни. И дальше к активному участию в профилактических программах, и в общественной жизни школы, и местного сообщества по сохранению безопасной среды, по созданию условий развивающей среды. И школа в этом процессе занимает самый важный уровень – базисный, где закладываются основы психологической независимости, а в терминологии первичной профилактики – самостоятельности.

Профилактическая работа с семьей имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей. Этот принцип не нуждается в объяснении. Здесь можно только отметить значимость содержания программ. Традиционно программы, направленные на предостережение от употребления ПАВ нудны и надоедливы. Технологии первичной профилактики, как говорилось выше, должны быть инновационными. Инновационность должна проявляться и в том, что предлагается взамен или в дополнение к предупреждающим технологиям. Семьям должно быть предложено восстановление доверительных отношений, технологии расширения участия в общественно полезной деятельности, технологии развития творческого потенциала и т.д.

Именно на это должны быть направлены, помимо предупреждения об опасности ПАВ, широкомасштабные профилактические программы, которые включают проведение кампании в средствах массовой информации. Не только усилия по ограничению доступа к алкоголю, табаку или другим ПАВ, но и мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, являются более эффективными, когда сопровождаются профилактической работой в школе и семьях.

Школы предоставляют удобную возможность охватить всю молодежь. Такую возможность нужно использовать для проведения мероприятий, усиливающих позиции позитивной среды.

Они должны показывать, что главным для социума является развитие человеческого потенциала, а не борьба с наркоманией. Безусловно, школа должна работать и со специфическими целевыми группами: группами, не имеющими интереса к учебе, не имеющими позитивного досуга и с группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивных веществ.

Что же касается программ, информирующих о вреде ПАВ, то они должны быть:

• адаптированы к специфическим проблемам злоупотребления психоактивными веществами конкретных социальных групп;

• учитывать соответствие степени интенсивности риска;

• разработаны с учётом того, что предупреждение должно начинаться как можно на более раннем этапе;

• соответствовать возрастным особенностям целевых групп;

• учитывать региональные культурные особенности.

И последнее, американские специалисты подсчитали, что программы первичной профилактики являются эффективными и по затратам. По их утверждению каждый доллар, потраченный на профилактику употребления наркотиков, может сберечь 4-5 долларов, которые позже пришлось бы затратить на лечение алкоголиков и наркоманов. В связи с вышесказанным необходимо систематизировать факторы риска с тем, чтобы выстроить работу по их профилактике. Ведь если существуют факторы риска, то профилактические программы должны быть направлены на их устранение.