Принципы самоуправления ОАШ

12.12.2021

Совместное проживание людей на небольшой территории влечет за собой возникновение проблем, связанных с регулированием интересов различных групп граждан. Выделим те группы, которые представляют интерес с точки зрения первичной профилактики неуспешности детей и молодёжи: сами дети и молодёжь, родители, учителя (под этим мы понимаем всех тех, кто осуществляет деятельность в интересах детей и молодёжи), и представители общественных организаций, которые также участвуют в этом процессе.

Жители заинтересованы в следующем:

1) создание и поддержание инфраструктуры, обеспечивающей комфортное и безопасное проживание;

2) благоустройство своего места жительства;

3) обеспечение условий для получения гарантированного государством образования;

4) получение медицинской помощи и охрана здоровья;

5) создание условий, обеспечивающих жителям проведение полезного досуга;

6) согласование интересов различных собственников и сообщества жителей в целом с тем, чтобы условия жизни населения не ухудшались.

Для регулирования процессов, происходящих на территории проживания малого местного сообщества людей, такого как микрорайон, для согласования интересов различных групп в этих сообществах и для решения еще большого круга задач и создаётся такой механизм, как местная власть, которая наделяется всеми соответствующими атрибутами: компетенцией, правами, обязанностями, самостоятельным бюджетом и имуществом. Вот выдержка из Статьи 3 европейской Хартии местного самоуправления: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Аналогичные формулировки приводятся в статье 130 Конституции Российской Федерации и в Статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Отсюда вытекает то, что у местного управления есть все необходимые элементы для самоуправления: юридическая, экономическая и властная. Самоуправление является властью особого рода, публичной властью и властью местного сообщества, действующей по уполномочию центральных властных органов и на основе доверия членов этого сообщества.

Признаки, которые и формируют понятие самоуправление:

Централизованно устанавливаемые ограничения, представленные двумя группами: границы (территориальные, структурные), очерчивающие «территорию», на которой действует самоуправление, и нормативные ограничения, обуславливающие принципы и порядок деятельности самоуправления.

Наличие собственной компетенции, то есть собственного круга дел, не совпадающего с компетенцией центральных властных органов и связанных, как правило, с организацией жизни местного сообщества. Если центральный властный орган хочет переложить на самоуправление часть своих компетенций, то он обязан выделить материальную компенсацию за переложение собственных функций.

Хозяйственная самостоятельность в решении местных вопросов. Она предполагает наличие самостоятельных источников средств для решения проблем, отнесенных к компетенции самоуправления.

Ответственность перед сообществом, формирование органов самоуправления, их персонального состава, структуры власти и управления, регламентов представительных и исполнительных ветвей власти и главы самоуправления производится самим местным сообществом, а не центральными органами. При этом существенным качеством формирования органов самоуправления является принцип, заложенный в «Европейской Хартии местного самоуправления» (Статья 3, пункт 2): право на самоуправление «осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где это допускается по закону». Перечисленные основные признаки не подразумевают, что все самоуправления будут действовать по унифицированной схеме. Возможны и даже необходимы индивидуальные особенности конкретных самоуправлений, которые учитывали бы местную специфику. Как видим, аналогия между местным самоуправлением и школьным самоуправлением не случайна. Во-первых, школьное самоуправление – не самоцель, а только рычаг для решения более важных задач – профилактики детского и молодёжного неблагополучия. А во-вторых, не воздействуя на ситуацию во всём районе, крайне затруднительно создать самоуправление в отдельно взятой школе.