Проект «Ступени» (первичная позитивная профилактика всех видов химической зависимости в ЮВАО города Москвы среди школьников)

30.01.2022

Актуальность проекта.

В последние годы в обществе серьезно обострились проблемы социальной адаптации подростков и молодежи и, как следствие, увеличилось количество детей и подростков, употребляющих наркотики и другие ПАВ. Наркомания из проблемы отдельных людей превратилась в трагедию больших групп молодежи. Особая обеспокоенность возникает у специалистов, работающих с лицами, больными зависимостью от ПАВ, в связи с тем, что все чаще в их поле зрения попадают тяжелые случаи течения заболевания наркоманией и алкоголизмом. По данным социологических исследований средний возраст приобщения к ПАВ составил 12,5 лет. Возраст первых проб – 7-8 лет – для мальчиков, для девочек – 9-10 лет. Расширяется спектр этих веществ, появились психостимуляторы, которые молодежь не воспринимает как наркотики.

Больше выявляется потребителей медицинских препаратов и их производных. В молодежной среде увеличивается популярность так называемых «легких наркотиков». Подростки по-прежнему оказываются наиболее уязвимыми для распространения наркотической культуры в силу психофизиологических особенностей данного периода развития человека.

Растет толерантность в отношении к ПАВ среди взрослой части населения. Многие родители занимают неоднозначную позицию в отношении препаратов конопли, а также пива и употребления табака. Все большее количество родителей не склонны рассматривать употребление ПАВ «фактором риска». Учащиеся и их родители по-прежнему недостаточно представляет себе степень риска, которому подвергают себя потребители ПАВ. Подростки не владеют четкой информацией о последствиях злоупотребления психоактивными веществами. Стремительно меняющиеся социально-психологические явления и процессы в обществе, а также отсутствие достаточных знаний и навыков не позволяют взрослым оказывать на детей необходимое воспитательное воздействие, осуществлять психологическую и социальную поддержку.

Такая ситуация требует активного вмешательства и использование разнообразных форм работы предупреждения употребления ПАВ. Как показывает отечественный и зарубежный опыт наиболее эффективным является комплексный, системный подход с использованием различных технологий (психолого-педагогических, социальных), с привлечением к профилактике злоупотребления ПАВ специалистов других ведомств, воздействием не только на детско-подростковую среду, но и взрослую часть населения (семьи, школы). Необходимо давать точную, без преувеличений и ханжеских наставлений информацию о причинах, медицинских, психологических, социальных последствиях употребления ПАВ, а также снижать факторы риска приобщения к потреблению ПАВ у несовершеннолетних, посредством повышения у них адаптивных возможностей за счет развития конструктивных социально-психологических навыков по решению части психологических проблем, возникающих в процессе взросления. Совершенно очевидно, что такая деятельность должна вестись дифференцированно, с учетом информированности подростка и степени понимания им последствий потребления тех или иных ПАВ, с учетом его возрастных психологических особенностей. Такую работу надо начинать с подростком еще до начала его активных проб веществ изменяющих настроение и поведение, следовательно, начинать ее необходимо как можно раньше. В связи с этим, в рамках первичной профилактики разработан проект «Ступени», который направлен на позитивную профилактику наркотизма и предупреждение риска начала раннего при- общения несовершеннолетних к экспериментированию с ПАВ.

Цель проекта.

Проведение первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости среди школьников, снижение факторов риска раннего приобщения несовершеннолетних к экспериментированию с ПАВ, уменьшение числа лиц, входящих в группу повышенного риска вовлечения в наркотизацию, формирование у школьников установок на здоровый образ жизни, на освоение эффективных навыков поведения в сложных жизненных ситуациях, на альтернативные наркотизму виды деятельности, способствующие развитию у подростка жизненного стиля, ориентированного на успешность.

Задачи проекта:

1. Проведение в организованных коллективах школьников (7-10 лет, 11-17 лет) специальных занятий-тренингов по первичной профилактике, способствующих выработке навыков противостояния употреблению токсических веществ.

2. Выявление на занятиях детей, подростков, имеющих высокий риск формирования зависимого от ПАВ поведения, мотивирование и привлечение их совместно с родителями на дальнейшую коррекционную групповую и индивидуальную работу на базе консультативных центров.

3. Формирование единого подхода к осуществлению наркопрофилактики в учебном заведении через повышение у педагогического состава и родителей уровня знаний в области профилактики и развития наркологических заболеваний и зависимого поведения.

4. Повышение, через проведение специальных семинаров-тренингов и обучающих занятий («Лекторий для педагогов», «Школа для родителей»), психолого-педагогической грамотности педагогического состава учреждения и родителей учащихся, а также обучение их социально-адаптивным стратегиям поведения, позволяющим оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям.

5. Координация и профессиональное сопровождение собственных профилактических мероприятий учебных заведений.

6. Проведение в учебных заведениях специальных мотивационных акций, мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни среди детей и подростков.

Целевые группы:

1. Учащиеся начальных классов (7-10 лет).

2. Подростки 11-17лет.

3. Родители учащихся.

4. Педагоги, специалисты, работающие с несовершеннолетними.

Краткое описание проекта.

Основные направления работы проекта «Ступени»: профилактическое, образовательное, методическое, информационное. Целью реализации мероприятий проекта является — снижение влияния факторов риска приобщения к ПАВ, посредством формирования и укрепления у детей личностных ресурсов и эффективных (здоровых) стратегий поведения. Согласно научным данным и мониторинговым исследованиям актуальной наркологической ситуации среди учащихся, ведущими факторами риска приобщения к ПАВ в детском возрасте выступают: любопытство, подражание значимым взрослым (первичная социализация в отношении употребления алкоголя в 67% осуществляется в семье), отсутствие четких знаний о вреде токсических веществ и установок на здоровый образ жизни. Ведущим мотивом потребления ПАВ в подростковом возрасте являются: отсутствие стресосовладающих стратегий поведения (44,9%), любопытство (31,7%), возрастные психологические особенности (22%), неструктурированное времяпрепровождение (10%). Подавляющее большинство несовершеннолетних, обратившихся за помощью в наркодиспансер, воспитываются в дисфункциональных семьях и имели проблемы в учебных заведениях (См. Приложение №1). В рамках проекта «Ступени» основной акцент делается на работу с социально-психологическими факторами риска развития зависимого поведения. С этой целью у детей и подростков формировали необходимые представления о вредных и полезных привычках, причинах и последствиях употребления ПАВ; обучали их умению оценивать полученную от других людей информацию и вырабатывать на ее основе безопасное поведение, позволяющее успешно адаптироваться в современном мире, не прибегая к ПАВ, а также умению воздействовать на социальное окружение. Все вышеперечисленное способствует повышению у детей специфических и неспецифических протективных факторов в их жизни. Профилактическая деятельность включает организацию и проведение целенаправленных мероприятий в средних учебных заведениях, отобранных с учетом заявок Управления образования округа.

Структура мероприятий следующая:

1. Профилактические занятия с учащимися школ от 7 до 17 лет.

2. Обучающие занятия с педагогами и психологами школ по психолого-педагогическим проблемам, наркопрофилактике.

3. Информационно-обучающие занятия для родителей («Школа для родителей»).

4. Информационное, профессиональное сопровождение профилактических мероприятий в учебном заведении.

5. Привлечение к профилактической работе других специалистов (врачей, психологов, социальные службы, специалистов учреждений культуры, дополнительного образования).

6. Осуществление в учебных заведениях краткосрочных мотивационных акций по пропаганде идей здорового образа жизни.

7. Мероприятия, направленные на выявление и мотивирование несовершеннолетних учащихся школ с высоким риском формирования наркологических заболеваний к коррекционным занятиям, дополнительным консультациям.

Основной формой реализации проекта является проведение специальных занятий-тренингов с учащимися, задача которых — не запугивание детей, а формирование у них понятий о вредных и полезных привычек, четких представлений об опасностях употребления алкоголя, табака, наркотических веществ и других ПАВ. Кроме этого важно обучать детей социально-психологическим навыкам, снижающим воздействие факторов риска по развитию зависимости и способствующим сохранению у детей в разных ситуациях их собственной жизни, здоровья и психологического благополучия: формирование умения сказать нет, умения противостоять групповому давлению и массированному воздействию рекламы, умения отстаивать свою точку зрения.

В результате проводимых мероприятий, могут выявляться дети и подростки с высоким риском развития наркологических заболеваний (критериями такого риска могут служить: позитивные высказывания по отношению к пользователям наркотических средств, оправдание использования наркотиков другими людьми, высокий уровень информированности о наркотиках и о способах их потребления, наличие психологических возрастных проблем). Дети с подобными проблемами мотивируются на прохождение психокоррекционной работы на консультативных пунктах. При необходимости (например, для более глубокой коррекционной работы с целью решения семейных проблем), дети совместно с родителями могут направляться на консультации к другим специалистам диспансера или в другие специализированные учреждения.

Одновременно с проведением специальных занятий-тренингов с учащимися, осуществляются занятия с родителями и педагогами. Эти занятия направлены на формирование у педагогов и родителей единого подхода к пониманию и проведению превентивных антинаркотических мероприятий. В рамках этих занятий разбираются темы расширяющие знания родителей и учителей в области наркопрофилактики, педагогики и психологии. Для проведения такого обучения взрослых, в учебном заведении организуется тематический цикл занятий — «Школа для родителей» и «Лекторий для педагогов». В рамках этих циклов проводится обучение педагогов и родителей навыкам бесконфликтного общения между членами семьи; предоставляются знания о возрастных особенностях детей; родители и педагоги информируются об опасностях, которым могут подвергаться дети и подростки; дается информация о закономерностях развития различных видов химических зависимостей, о понятии «зависимое поведение», о причинах возникновения такого поведения, о роли родителей в формировании отклоняющихся и зависимых форм поведения у детей и о протектирующих факторах развития перечисленных выше проблем. Кроме того, на занятиях рассказывается о целях и задачах программы профилактики, кратко пересказывается ее содержание. Занятия для педагогов и родителей также как и для детей проводятся в интерактивной форме.

На занятиях распространяется специально разработанный для этой части проекта информационно-методический материал. Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей косвенно помогает преодолевать возрастные трудности самим детям, снижает вредоносность факторов риска, способствующих приобщению детей и подростков к потреблению ПАВ Немаловажной задачей проекта является ориентация детей и подростков на альтернативные виды деятельности и здоровый образ жизни. Проведение краткосрочных мотивационных мероприятий создает условия для формирования в молодежной среде негативного отношения к употреблению ПАВ, что ведет к оздоровлению социальной среды. Дети и подростки могут ознакомиться с другими способами получения удовлетворения от жизни, без помощи алкоголя и наркотиков. Данные мероприятия осуществляются посредством конкурса плакатов антирекламы, пропаганды здорового образа жизни, проведения межшкольных КВН по проблемам наркопрофилактики, конкурсов творчества «Жизнь без наркотиков», ролевой постановка «Суд над сигаретой», то есть используется творческий потенциал и активность самих детей. В тех школах, где проводится самостоятельно профилактическая программа, осуществляется профессиональное сопровождение проводимых мероприятий.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ с педагогами и родителями

1. Особенности работы специалиста с младшими школьниками. Трудности возраста. Физиологические и психологические особенности младших школьников.

2. Нарушения психического развития (агрессивность, гиперактивность, пассивность, замкнутость) и пути их коррекции.

3. Физиологические и психологические особенности подростка. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.

4. Индивидуальный подход к личности ребенка.

5. Аддиктивное поведение. Факторы, влияющие на формирование зависимого поведения.

6. Био-психо-социо-духовная модель зависимости. Психоактивные вещества.

7. Семья как система. Семья зависимого человека.

8. Особенности воспитания как факторы риска аддиктивного поведения.

9. Современные подходы к профилактике злоупотребления психоактивными веществами и работа по программе.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование групп из подростков «группы риска» для коррекционных, профилактических занятий на базе консультативных пунктов.

2. Увеличение количества несовершеннолетних, находящихся на профилактическом учете.

3. Повышение факторов защиты от возможной наркотизации.

3.1. На личностном уровне: — изменение у подростков установок, знания, поведения в отношении ПАВ; — овладение навыками, которые будут способствовать успешной адаптации подростка, и овладение умением применять их на практике (говорить «нет», противостоять групповому давлению, уметь критически мыслить).

3.2. На социальном уровне: — улучшение отношений в ближайшем окружении (детско-родительские отношений, отношение к школе); — негативное отношение к употреблению ПАВ в группе значимых сверстников.

Достигнутые результаты.

Критерием оценки достигнутых результатов служили статистические данные школ, наркодиспансера г. Москвы, комиссий по делам несовершеннолетних, а также результаты анкетирования и исследований детей, подростков до и после прохождения программы. Исследования проводились в 9 произвольно выбранных школах округа, где у учащихся изучали динамику факторов риска наркотизации и защитных факторов до и после реализации проекта. В выборку вошли дети 8-10 лет и подростки 12-16 лет, которые приняли участие в проекте «Ступени».

Исследуемые показатели.

Прямые показатели.

1. Уровень антинаркотических установок (когнитивный, оценочный, поведенческий компонент): — информированность (анонимная анкета об уровне информированности о видах, последствиях употребления, о смысле действиях этих веществ, представления о людях употребляющие эти вещества, своем и в ближайшем окружении отношении к ним, опыт переживаний измененного состояния); — оценочный уровень (отношение к потребителям психоактивных веществ, методика «Может ли….»); — поведенческая готовность к реализации наркотических установок (рисуночные методики, методика «Приключение Фани и Кузи»).

2. Ценностные ориентации (изменение приоритетов на «здоровье», «успех в учебной деятельности»)

3. Отношение к себе, близкому окружению (семья, школа).

4. Усвоение поведенческих стратегий, позволяющих преодолевать проблемные ситуации.

Косвенные показатели.

1. Динамика стоящих на профилактическом учете в наркодиспансере детей, подростков.

2. Количество подростков, привлеченных к длительной профилактической (коррекционной) работе на консультативные пункты.

3. Готовность детей, подростков на дальнейшее сотрудничество и участие в профилактических программах.

Полученных данные свидетельствуют об изменении антинаркотических установок школьников в более позитивную сторону по всем показателям (когнитивный, оценочный, поведенческий компоненты). Наиболее стабильны результаты в младшей возрастной группе, а также в обеих группах по уровню информированности. Несмотря на достаточно высокий уровень осведомленности в отношении воздействия и последствий употребления ПАВ, осведомленность носит односторонний характер, часто искаженный. Особенно это прослеживается у подростков. Очевидно, что данная тема представляет для них большую актуальность в силу возрастных особенностей, но нельзя не учитывать возможность установочного отношения и ориентации на социально ожидаемые ответы. Менее показательны результаты по формированию неспецифических факторов защиты. В первую очередь это касается изменения отношений с ближайшим окружением (семьей и школой). Ведущими ценностями в младшем школьном возрасте являются «успех в учебной деятельности», «дружба», в подростковом — «дружба», «богатство». Приоритет «здоровья» и «учебной деятельности», как защитных факторов, изменился незначительно. В целом прослеживается положительная динамика по формированию эффективных жизненных навыков и изменению отношений в окружающей среде (семья, школа). Формирование более широкого использования поведенческих стратегий предполагает более длительную, целенаправленную работу. Она осуществляется на базе консультативных пунктов или в дни школьных каникул по специально разработанной программе. Наиболее перспективным направлением также можно считать работу с семьями и школьными коллективами, которые представляют оптимальный ресурс для развития протектирующих факторов. Анализ показателей наркологического учета несовершеннолетних дает основание предположить, что профилактическая деятельность имела эффективность. Незначительные изменения по показателям диспансерного наблюдения связаны скорее с количеством несовершеннолетних, на- правленных на консультации к специалистам диспансера и поставленных на учет в связи с профильными заболеваниями. Краткосрочные занятия с учащимися позволили выявить и привлечь к длительной, целенаправленной профилактике дополнительное количество несовершеннолетних группы риска, направить значительную часть из них для оказания специализированной медицинской помощи. Об этом свидетельствует сравнительный анализ данных, например, в районе Лефортово, где велась работа в основном на консультативном пункте, количество отправленных за медицинской помощью за год составило — 3 человека, а с таким же количеством школ района Выхино-Жулебино — 47.

Согласно анкетным данным 86% респондентов (дети, взрослые) подтвердили готовность на дальнейшее сотрудничество и участие в профилактической программе на базе консультативных пунктов. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что в основном поставленные цели и задачи достигнуты, проект имеет право на дальнейшее развитие и реализацию.