Организация жизни и деятельности детей

24.06.2022

Для успешного выполнения стоящих перед Школой задач она располагает развитой материально-технической базой и расширенным педагогическим и техническим персоналом, что, в совокупности, обеспечивает возможности:

• наличия у каждой учебной группы своей комнаты;

• пребывания детей в школе в течение целого дня;

• создания большого количества разнообразных, хорошо оборудованных лабораторий, мастерских, студий, спортивных сооружений и т.п.;

• создания на базе имеющегося оборудования продукции, обладающей потребительскими свойствами и имеющей социальную ценность.

Школа располагает также необходимыми транспортными средствами, современной системой внутренних и внешних коммуникаций, в том числе, компьютерной сетью.

Основой Школы является учебная группа (класс). Стержень ее — личность классного руководителя, во многом определяющая параметры группы. Имея необходимый педагогический аппарат, он, в то же время, является профессионалом в одной или нескольких (лучше — различных) сферах человеческой деятельности. Этим, а также его педагогическими функциями определяется его статус Мастера. Соответственно, группа становится его авторской (творческой, ремесленной) мастерской с объявленным ведущим профилем (уклоном).

Комплектование Школы мастерскими производится таким образом, чтобы на каждой группе уровней (I — III, III — V классы и т.п.) были мастерские естественно-научного, гуманитарного и эстетического профиля.

Набор детей в группы производится на добровольной основе, с минимумом ограничений, например, возрастных, но с учетом мнения ранее принятых детей, а также рекомендаций психолога (в частности, по вопросам взаимной совместимости, профессиональной предрасположенности и т.п.). Ученик имеет право ухода из группы, перехода в другую группу (в установленном порядке). Количество таких переходов не ограничивается. Выбирая учебную группу, ребенок выбирает и область дифференциации, и личность Мастера, и детский коллектив. Поскольку идеальные сочетания всех трех категорий встречаются достаточно редко, речь идет об оптимизации положения ребенка в школе. Таким образом, он становится перед необходимостью учиться принимать оптимальные решения.

Процесс перехода в другую группу также имеет педагогический смысл и обставлен соответствующими правилами. По сути, он моделирует рынок рабочих мест и рабочей силы, так как, с одной стороны, в лучшие группы (прежде всего, это понятие относится к оценке Мастеров и детских коллективов) стремятся попасть многие дети. Так что у таких мастерских нет проблем с комплектованием, и есть возможность выбора при приеме новичков, постановки им условий морального и делового свойства. С другой стороны, у хорошо зарекомендовавшего себя школьника есть больше шансов попасть в любую выбранную им группу.

Важнейшим моментом, как влияющим на комплектование групп или статус ученика в Школе, так и определяющим главную особенность, ментальность Школы в целом, является то, что основными критериями оценки человека (и ученика, и педагога) служат его нравственные качества. А также обязательность, ответственность, старательность, но ни в коем случае не природные способности, не физические данные, не материальные возможности, не положение в обществе членов его семьи. И уж тем более не национальность, вероисповедание, принадлежность к тому или иному сословию и т.д., то есть, своим статусом, своим успехом он должен быть обязан исключительно работе над собой. Другое дело, что ученик, обладающий выдающимися способностями, должен иметь возможность получить образование в специальном учебном заведении для особо одаренных детей, а Школа обязана при его желании помочь ему туда поступить.

С момента приема ученика в Школу ему приходиться оперировать двумя такими важными понятиями, как «выбор» и «договор» («уговор»).

Первый выбор – между Школой саморазвития и какой-либо иной педагогической системой.

Следующий – выбор мастерской.

Первый и самый главный уговор содержит следующие условия: ученик Школы считается таковым, если он:

• успешно учится (вовремя сдает необходимые зачеты обязательного блока);

• соблюдает правила техники безопасности;

• не предпринимает действий, направленных против Школы и ее контингента, а также не дискредитирует Школу своими поступками и образом жизни.

Рамки этих, как и многих других условий жесткие, но просторные. Отсутствует вся лишняя регламентация, что открывает широкие возможности для выбора и инициативы. В результате набора детей в мастерские на базе каждой из них складывается полунеформальная, чаще всего, разновозрастная и разноуровневая (состоящая из учеников разных лет обучения) группа, объединенная общими интересами и взаимными симпатиями. Задача Мастера превратить эту группу в полноценный клуб, отличающийся высоким уровнем взаимоотношений, почти горизонтальной структурой иерархии, сильным самоуправлением.

Базовой педагогической методикой клуба-мастерской является методика И.П.Иванова, основными принципами которой можно считать следующие:

• примат нравственных ценностей;

• ориентированность на каждую отдельную личность;

• совместное планирование жизни (учебы, работы, досуга), с учетом и индивидуальных, и общих интересов;

• совместная деятельность по реализации планов (не исключающая индивидуальных форм);

• совместная рефлексия, анализ прожитого и сделанного;

• сменность руководства и попеременное взаимоподчинение;

• субъект – субъектный тип отношений как основной, сотрудничество детей и взрослых;

• организация дел творческого характера;

• использование «ситуации-образца» – эпизода общегрупповой жизни, «сделанной» по более высоким, нежели принятые в реальном обществе, стандартам.

Огромную роль играет институт членства как клуба-мастерской, так и любого другого внутришкольного объединения. Одна из основных функций детского самоуправления – определение (на базе основных, принятых в Школе, критериев) статуса каждого члена клуба. Статус определяет широту и уровень возможностей и полномочий его обладателя (но также и широту обязанностей, и уровень ответственности). Обладатель высокого статуса получает колоссальные возможности для реализации своих замыслов, для утверждения себя в собственных глазах и глазах окружающих. В то же время, статус легко может быть утерян, авторитет — утрачен, если ученик «потерял форму» своего поведения, снизил планку личных стандартов.

Одна из задач Мастера – добиться того, чтобы клуб-мастерская стал референтной группой для возможно большего числа его членов или, по крайней мере, оказывал на них достаточно сильное влияние. Будучи педагогически организован на базе общечеловеческих ценностей, он играет огромную позитивную роль в их нравственном воспитании. Программа социализации школьников, подготовки именно к реальной жизни осуществляется методом погружения, помещения их в пространство либо самой жизни, либо достоверного ее подобия. При этом используются три основных варианта раздельно или в сочетании одного с другим. Первый вариант – моделирование жизни в досуговых или обучающих играх, в правилах, по которым живет Школа (например, в условиях перехода из группы в группу) или отдельные ее подразделения, объединения людей. Такое моделирование является неотъемлемой частью воспитательной методики И.П.Иванова. Ценность его заключается, в частности, в том, что для детей разных возрастов можно устанавливать правила соответствующей степени сложности, доступности, плавно приближая их к реально существующим.

Второй вариант – «приглашение» реальной жизни в школьные пространства, например, через прием заказов на изготовление той или иной «настоящей» продукции, что требует установления контактов с деловыми партнерами, знакомства с промышленными технологиями, погружения в рынок с его позитивными и негативными сторонами, знакомства с азами экономики и пр. Этот вариант, как и первый, отличается достаточно высокой степенью управляемости, предсказуемости результатов.

Третий представляет собой «десантирование» школьников во внешние пространства, где Школа не правомочна в установлении порядков. Этот вариант ценен степенью достоверности жизненных картин и явлений, но чреват моральными и психологическими издержками, обусловленными несоответствием реальности детским ожиданиям, крушением иллюзий. «Десантирование» требует особенно тщательной организации, в частности, профессиональной и психологической подготовки ученика Мастером, хорошо изучившим особенности, как сферы предстоящей деятельности, так и данной конкретной площадки. Немаловажно и дозирование «десантов» — как по интенсивности, так и по продолжительности. И, наконец, психотерапевтическая помощь «десантнику» как в период, так и по окончании работ. Если «десанты» были организованы психологически корректно, к моменту окончания школы выпускник практически не должен испытывать страха перед вступлением в самостоятельную жизнь.

Группа-клуб строит свою жизнь на основе планов, учитывающих как интересы учебы, так и работы, досуга. Она может корректировать периоды учебы и отдыха в достаточно широких пределах, что позволяет ей реализовывать самые различные замыслы, учитывать степень усталости и пр.

Помещение, принадлежащее группе, оснащено всем необходимым для учебных занятий, не требующих громоздкого специального оборудования, либо дорогостоящего, не соответствующего ее профилю. Аналогичным образом оно приспособлено и для производства тех или иных свойственных данной мастерской работ. Кроме того, в нем имеются и определенные условия для отдыха, дружеской беседы, чаепития и т.п. Фактически, для части детей группы это второй дом, где «живут» некоторые их личные вещи, проходит общение с друзьями. В пространстве своей мастерской ребенок больше, чем где бы то ни было, является полноправным хозяином, что, в совокупности с симпатичным ему окружением, обуславливает ощущение им психологического комфорта.

Рассматривая особенности положения ребенка в Школе, нельзя обойти вниманием проблему следующего порядка – положение Школы в окружающем социуме. Во-первых, в современном обществе невозможно ни существование, ни развитие образования в отрыве, а тем более — вопреки тенденциям развития окружающей среды, хотя оно может быть одним из двигателей такого развития. Во-вторых, необычность уклада школьной жизни чревата непониманием идей, задач, методов Школы в семьях ее воспитанников. Эта проблема решается путем создания на базе мастерских семейных клубов, способствующих взаимной интеграции семьи и Школы, а также превращение последней в социокультурный центр.