Проект «Облака» (профилактика зависимости от ПАВ и зависимого поведения среди детей и подростков, имеющих риск формирования наркологических заболеваний)

23.05.2022

Актуальность проекта.

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной адаптации подростков и молодежи и, как следствие этого — увеличилось количество детей и подростков, употребляющих наркотики и ПАВ. В связи с этим особое место принадлежит профилактической работе с несовершеннолетними, имеющими функциональные донозологические формы наркологических заболеваний («группа риска»).

Мониторинговые исследования показали, что к 17 годам эпизодически употребляют алкоголь 81,8% школьников, доля курящих составляет 61,3%. Потенциальными потребителями ПАВ, в первую очередь, являются так называемые «трудные дети», имеющие сложности социализации, дети из неблагополучных семей или семей с нарушенными формами воспитания.

У этих молодых людей выявляются нарушения в аффективной сфере, патохарактерологические особенности:

• нарушения адаптации – 73%,

• невротизация – 23%,

• психологическая склонность к суициду — 22%,

• субдепрессивные состояния – 27%,

• неврозы и психопатии – 37%,

• органические заболевания ЦНС – 29%.

Все это повышает риск злоупотребления ПАВ. Отсутствие у большинства взрослой части населения знаний, навыков здорового образа жизни и социально-адаптивных стратегий поведения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям и подросткам в кризисные периоды их развития. В связи с этим возникает острая необходимость выявления несовершеннолетних из группы риска по наркологическим заболеваниям и оказание им специалистами профилактической психокоррекционной помощи. Создание проекта «Облака» и было обусловлено этой необходимостью. Деятельность в рамках программы направлена на детей группы риска формирования наркологических заболеваний и на родителей детей из группы риска. Таким образом, в ходе реализации проекта решается проблема вторичной наркопрофилактики в округе. Вторичная профилактика направлена на предотвращение формирования зависимости и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаружившими сформированной физической зависимости от них.

Цель проекта.

Профилактика зависимости от ПАВ и зависимого поведения среди детей и подростков, имеющих риск формирования наркологических заболеваний. Следствием этого должно стать снижение негативных социальных последствий от болезни, снижение потребности у детей и подростков в употреблении наркотиков и других психоактивных веществ за счет повышения адаптивных способностей личности несовершеннолетнего, формирования у него позитивных жизненных навыков и стрессопреодолевающих стратегий.

Задачи программы:

• Отработка механизма взаимодействия с другими ведомствами по привлечению детей группы риска к специальнымзанятиям, направленнымна развитие социально адаптивного поведения.

• Оказание индивидуальной консультативной, психокоррекционной помощи подросткам группы риска и их родителям.

• Мотивирование детей группы риска на виды деятельности, альтернативные приему ПАВ.

• Формирование способности и навыков получения социальной поддержки и помощи у взрослых людей и специалистов.

• Создание постоянно действующей профилактической программы, включающей в себя тренинги по обучению несовершеннолетних навыкам высокоэффективного социального поведения, развитию личностных ресурсов, способствующих снижению потребности в употреблении наркотиков, алкоголя и табака, формированию здорового жизненного стиля.

Описание проекта.

Основные направления работы в проекте: профилактическое, психокоррекционное, научно- методическое. Проект «Облака» отражает только часть профилактической деятельности по вторичной профилактике. Проект предполагает многофакторный подход к решению поставленных целей, это означает ориентацию не только на психокоррекционную работу с несовершеннолетними, но и с их социальным окружением – преимущественно с родителями. Работа по вторичной профилактике осуществляется в наиболее доступных и комфортных для подростков местах — консультативных кабинетах при районных библиотеках, в Интеллект-центрах.

Профилактическая деятельность ведется по следующим направлениям:

• консультирование родителей, детей;

• психологическая диагностика;

• психокоррекция;

• групповые тренинги психосоциального развития;

• информационно-пропагандистские занятия по темам: идеи здорового образа жизни, альтернативные наркотизации виды деятельности, особенности формирования и использования социально-поддерживающей сети.

Для вторичной профилактики привлекаются подростки, имеющие высокий риск формирования наркологических заболеваний. Формирование этой группы осуществляется из несовершеннолетних:

• обратившихся самостоятельно;

• направленных учебными заведениями (подростки, стоящие на внутришкольном учете);

• направленных КДН районов;

• направленных специалистами или другими подразделениями;

• направленных другими лечебными учреждениями (поликлиники, наркодиспансеры, психологические центры округа).

Основной акцент в проекте делается на преодоление социальной дезадаптации у несовершеннолетних из группы риска по развитию наркологических заболеваний. Занятия по данной программе проводятся в рамках тренинга, рассчитанного на подростков 12- 17 лет. Тренинг разработан на основе Концептуальной программы, разработанной д.м.н., профессором Сирота Н.А.., д.м.н., доцентом Ялтонским В.М., н. с. Терентьевой. А В., Баушевой И. Л.). Дополнительно в тренинговых занятиях используются другие методические материалы. Структура занятий представляет собой стандартный для тренинговой групповой работы набор этапов: приветствие, начало работы, разминка, работа по теме, завершение занятия, прощание.

Занятия разделены на два блока:

1 блок – развитие личностных ресурсов и стратегий, обучение методикам преодоления стресса и новым позитивным социальным навыкам.

2 блок – информационный раздел, основные темы которого: формирование здорового образа жизни и формирование негативного отношения к употреблению психоактивных веществ.

Программа проекта предполагает дифференцированный, гибкий подход к проведению занятий в зависимости от особенностей формирования групп, занятия могут быть перестроены и модернизированы с учетом особенностей группы и заявленных участниками тренинга проблем. При проведении тренингов используются самые разнообразные формы работы: групповая дискуссия, «мозговой штурм», мини-лекция, ролевая игра, упражнения-активаторы, тренинговая работа в парах и тройках. Упражнения служат для повышения работоспособности, снятия напряжения, улучшения взаимоотношений в тренинговой группе детей и подростков.

ТЕМЫ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ:

1. Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы.

2. Понятие личности. Структура личности. Понятие границ личности. Развитие личности.

3. Чувства. Идентификация и выражение чувств.

4. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост.

5. Формирование умения ставить перед собой адекватные цели и достигать их.

6. Человек, как социальное существо. Особенности межличностного общения.

7. Человек, как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, разрешение конфликтных ситуаций, умение принимать и оказывать поддержку.

8. Человек как сексуальное существо. Проблемы межполового общения.

9. Семья как единый организм. Понятие здоровой и дисфункциональной семьи. Химическая зависимость в семье.

10. Понятие группового давления и группового принятия решений. Выражение и отстаивание собственных интересов в группе. Поиск компромиссов. Противостояние давлению группы.

11. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «Нет».

12. Понятие стресса и проблеморазрешающее (стрессопреодолевающее) поведение.

13-14. Альтернативные зависимости способы получения удовольствия и конструктивные способы решения проблем.

15. Информация о действии и последствиях употребления ПАВ. Понятие зависимости. Мое отношение к употреблению.

16. Развитие заболевания зависимости от ПАВ и выздоровление.

17. Понятие «психоактивные вещества», их действие и последствия их употребления.

18. Завершение работы. Подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

1. Увеличение количества подростков группы «риска», стоящих на профилактическом наблюдении в наркодиспансере.

2. Повышение адаптивных способностей детей из группы «риска»:

• улучшение психоэмоционального состояния;

• навыки управления своим эмоциональным состоянием;

• обучение позитивным жизненным навыкам (освоение копинг-стратегий);

• развитие стратегий преодоления стресса и устойчивость к стрессу.

Достигнутые результаты.

Оценка результатов производилась по динамике изменений прямых и косвенных показателей (до и после проведения занятий). В исследуемую группу вошли подростки 13-16 лет случайно выбранные в 14 школах и 5 Интеллект-центрах.

Исследуемые показатели:

1. Уровень агрессивности.

2. Уровень тревожности.

3. Уровень депрессивной тенденции.

4. Уровень невротизации.

5. Уровень использования адаптивных стрессосовладающих стратегий.

6. Уровень использования средовой поддержки (дружеской, семейной, значимых других).

Полученных данные свидетельствуют о позитивных изменениях психологического состояния школьников по всем показателям. Снизился уровень тревожности (в среднем на 8,79%), агрессии (в среднем на 10,45%), депрессивной тенденции (в среднем на 9,87%) и невротизации (в среднем на 11,61 %). Наиболее значимые и стабильные результаты наблюдались у подростков участвующих в проекте на базе консультативных кабинетов при библиотеках и Интеллект-центрах. Результаты применения стратегий преодоления эмоционального стресса оценивались по изменению (увеличению) количества подростков, избирающих ту или иную стратегию. Количество детей, применявших стратегию «избегание проблем» в школах, уменьшилось в среднем на 9%, в Центрах – на 17%, произошла ценностная переориентация источника внешнего ресурса совладания с проблемными ситуациями (возросла роль семьи как источника социальной поддержки).

Анализ результатов:

1. Положительные результаты отмечались в большинстве школ и центров по всем показателям.

2. Наиболее значимые результаты получены по стрессосовладающим стратегиям и по использованию средовых ресурсов.

3. Целенаправленное длительное проведение профилактической деятельности позволило не только улучшить адаптивные способности участников проекта (овладение проблемопреодолевающими стратегиями, использование семейных и социально-средовых ресурсов), но и повысить личностный ресурс — улучшилось психоэмоциональное состояние подростков, участников проекта.

В тех районах, где велась целенаправленная профилактическая работа с подростками группы «риска», отмечается увеличение числа несовершеннолетних, состоящих на профилактическом и на диспансерном наблюдении. Очевидно, что целевая работа с группой «риска» позволила не только дополнительно выявить несовершеннолетних эпизодически употребляющих ПАВ, но и своевременно направить за специализированной медицинской помощью подростков с наркологическими заболеваниями. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что профилактика формирования зависимости через формирование эффективных жизненных стратегий позволила не только снизить потребность подростков в употреблении ПАВ, но и способствовала улучшению их психического и эмоционального состояния, увеличению личностных ресурсов, выработке новых механизмов устойчивости к стрессу и улучшению адаптивных способностей. Стали менее разрушительными негативные социальные последствия злоупотребления ПАВ. Наиболее перспективным направлением можно считать работу с подростками, больными химической зависимостью.