Три звена модели социального проектирования

16.02.2021

Еще одна модель социального проектирования, включающая в себя три основных звена:

• социальную пробу (вид взаимодействия, в ходе которого подросток получает и усваивает информацию о социальных объектах и явлениях);

• социальную практику (процесс освоения социальных навыков и познания сущностной стороны социальной действительности);

• социальный проект (создание нового общественно значимого продукта).

Устанавливается, что эти элементы могут существовать как взаимодополняющие виды деятельности или как самостоятельные и завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности. Социальная проба подразумевает следующие этапы: выбор темы, определение цели работы, разработка плана сбора информации, формирование групп, практические действия, анализ полученной информации, групповое обсуждение. В данном случае на первый план выступает теоретический аспект проектирования.

Социальная практика включает в себя следующие элементы: выбор объекта, определение цели, выбор социального учреждения, формирование групп, практическая часть (действия), оформление результатов (в виде дневника проекта), презентация, групповое обсуждение. Целью данной формы работы является отработка в практической деятельности навыков, полученных в ходе учебы, прежде всего это касается навыков социального взаимодействия. Социальный проект состоит из таких ступеней, как: выявление трудности, тема проекта, гипотеза, план действий, формирование групп, определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества», практическая деятельность, оформление результатов, презентация, групповое обсуждение. Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью. Учащиеся начинают самостоятельно определять общественные проблемы, которые им наиболее интересны.

При этом формы выбора проблемы могут быть самыми разнообразными:

• проведение социологического опроса в школе или местном сообществе;

• «мозговой штурм», в ходе которого может быть названо множество различных вариантов, а затем проведено рейтинговое голосование участников будущего проекта;

• конкурс кратких планов, когда отдельные группы составляют планы возможной деятельности, а в ходе общего обсуждения выбирается наиболее интересный или создается новый, включающий самые удачные элементы из рассмотренных;

• анализ социальной ситуации, на основе которого делается вывод о наиболее острой проблеме;

• изучение документов (в том числе материалов средств массовой информации, нормативных актов, научных статей, рефератов, статистических данных). Широкие возможности для проведения проектной работы дает участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России».