Дети как партнеры

03.05.2022

Школьная система самоуправления позволяет детям участвовать в общественно значимых процессах, направленных на создание как минимум безопасной среды в местном сообществе. Но степень участия детей может быть разной. Сообщество, состоящее из представителей взрослого населения, может слышать голос отдельного ребёнка или группы детей. Но есть и другой уровень участия детей и молодёжи в социальных процессах – детское партнёрство.

В Статье 12 Конвенции о Правах ребёнка сказано: «1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». В обществе за последние 20 лет произошли заметные изменения в отношении детства. Этот «возраст» совпадает с «возрастом» Конвенции о правах ребёнка в нашей стране. Необходимо отметить, что изменения происходят не только в области защиты прав детей, но и в той части социальной политики, направленной на детей, которая касается отношения к детям, как субъектам социальных процессов. Дети из объекта заботы и защиты всё чаще выступают в качестве самостоятельных субъектов права. Доклад ЮНИСЕФ «О положении детей в мире 2002» был полностью посвящен вопросам участия детей в общественной жизни. В нем говорилось, что правительственные и неправительственные организации и их отдельные представители все чаще начинают осознавать важности подобного участия детей. К сожалению, в нашей стране в большинстве регионов мнению ребенка до сих пор не придается особого значения. Такая ситуация, считают специалисты, наблюдается в большинстве стран, где неблагоприятный социально-политический климат не дает гражданам возможности полноценно участвовать в жизни общества.