Факторы, способствующие развитию резильентности

18.06.2021

Факторы, способствующие развитию резильентности

Будучи социально обусловленным качеством, резильентность формируется в процессе социализации личности ребенка. Изучение историй жизни резильентных личностей позволило выделить факторы, необходимые для формирования этого качества. С. Ваништендаль описывает пять таких факторов:

• наличие в ближайшем микросоциальном окружении ребенка хотя бы одного взрослого, которому ребенок доверяет и который безоговорочно принимает ребенка таким, какой он есть;

• наличие четких моральных ориентиров (осознание цели своей жизни, наличие стабильных интересов);

• сформированность основных социальных навыков, необходимых для конструктивного взаимодействия с окружающими;

• позитивная самооценка, самоуважение;

• чувство юмора.

Развитие резильентности можно рассматривать как деятельность, направленную на формирование описанных выше предпосылок резильентности. Указанная работа начинается с оценки в конкретной семье и у конкретного несовершеннолетнего наличия и выраженности факторов, способствующих развитию резильентности. В ходе этой оценки решаются следующие вопросы.

• Возможно ли использование данного фактора для развития резильентности? (Имеются ли у самого несовершеннолетнего и в его микросоциальном окружении необходимые ресурсы, например, есть ли в микросоциальном окружении несовершеннолетнего взрослый, готовый безоговорочно принимать и поддерживать ребенка?).

• Кто (сам несовершеннолетний, его семья или местное сообщество) обладает ресурсами, необходимыми для развития предпосылок резильентности?

• Возможно ли и каким образом объединение их усилий по развитию резильентности?

Микросоциальное окружение ребенка.

Многие ученые и практики основным условием развития у ребенка резильентности считают наличие в его ближайшем окружении, прежде всего, семье взрослого, который безоговорочно принимает ребенка, признает его как личность. Исследования свидетельствуют о том, что дети, которые чувствуют, что их принимают такими, какие они есть, оказываются гораздо более стойкими, столкнувшись с трудной жизненной ситуацией, они реже вовлекаются злоупотребление психоактивными веществами. Однако не следует полагать, что безусловное принятие несовершеннолетнего как личности, гарантирует, развитие резильентности. Это требование является фундаментом формирования резильентности, необходимым, но недостаточным условием развития.

Безусловное принятие несовершеннолетнего как личности означает проявление к нему подлинного интереса, наличие стабильной привязанности к нему, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, как только в этом возникнет необходимость. Такое отношение является настоящей любовью к ребенку — это тяжелый и в то же время очень благодарный труд, который состоит в овладении искусством безоговорочно принимать другого человека таким, каков он есть, делить с ним свою жизнь, постоянно поддерживать его, радоваться его успехам и достижениям. Безоговорочное принятие несовершеннолетнего не означает безусловного одобрения любых его действий или поступков. Напротив, безоговорочное одобрение взрослым поведения ребенка, часто свидетельствует о полном к нему равнодушии.

Как правило, роль такого значимого принимающего взрослого играет один из родителей, но для этого в семье должен сложить благоприятный психологический климат, основанный на взаимном уважении и поддержке. Функцию значимого поддерживающего взрослого могут выполнять другие родственники, иногда – специалисты, работающие с детьми (учитель, тренер, социальный педагог), а также представители местных общественных организаций. Именно поэтому микросоциальное окружение имеет такое большое значение для формирования предпосылок резильентности. Государство прямо заинтересовано в том, чтобы неформальные социальные институты функционировали эффективно, поскольку это является важнейшей предпосылкой формирования резильентности в несовершеннолетних. Программы, направленные на укрепление института семьи и дружеских неформальных отношений, могут иметь очень большое значение в системе мероприятий по профилактике аддиктивного поведения.

Способность находить внутреннюю закономерность, цель и смысл жизни.

Резильентная личность должна сознавать смысл своей жизни, видеть внутреннюю закономерность окружающего мира. Трудно определить, в чем состоит смысл жизни. Поиски смысла своего существования — очень важный аспект нашей жизни, но он не поддается чисто научному анализу. Возможно, для того, чтобы найти смысл своей жизни, человек должен понять, что любая жизнь содержит в себе положительное начало, несмотря на негативный личный опыт. Искать и находить смысл жизни можно по-разному. Например, можно ставить перед собой конкретные позитивные цели и добиваться их осуществления, можно открывать для себя красоту и гармонию природы, также можно посвятить себя религиозному служению. В любом случае поиски смысла не должны приводить человека к отрыву от реальности, уходу в мир фантазий или абстрактных идей.

Практика свидетельствует о наличии позитивной связи между резильентностью и верой в Бога, которая является своеобразной формой обретения смысла жизни. Однако речь идет не о любой вере. Так, фундаменталистские религиозные течения могут построить лишь некое подобие резильентности, не способное выдержать столкновение с серьезными жизненными трудностями. Сами последователи экстремистских религиозных организаций нередко преследуют и притесняют тех, кто не разделяет их идей. Многие секты прибегают к остракизму и насилию, лишают человека возможности сознательного выбора. Настоящая религия не подразумевает ни отказа от своего «Я», ни бегства от действительности. Напротив, религия должна помочь человеку глубже проникнуть в суть явлений и даже тех, которые недоступны для нашего понимания и не могут быть объяснены с позиции здравого смысла. Источником резильентности может быть христианство. Уже в начальных главах Библии выражается основополагающая идея, что созидание — это благо, даже, если люди искажают творение Господа, нарушают заповеди, данные Творцом. Коль скоро созидание изначально направлено на улучшение жизни людей, и религия помогает нам понять это в самых сложных и драматических ситуациях, то искренняя вера дает человеку больше, делает его более резильентным.

Обретение смысла жизни является одной из важнейших задач воспитания и может достигаться самыми различными способами, но при этом обязательно должны учитываться особенности личности и уровень развития ребенка. Во время игры ребенок может узнать, что в окружающем его мире царит не хаос, а определенный порядок. Приобщение к искусству, наблюдение за природой может показать ребенку гармонию окружающего мира. Занятия командными видами спорта, например, хоккеем или футболом, позволяют ребенку ощутить себя членом коллектива, понять, как много значит взаимная поддержка и сотрудничество. Обретению смысла жизни может способствовать уход за животными, забота о младших братьях и сестрах или о стариках.

Приобретение социальных навыков и умений.

Резильентность предполагает обязательное овладение социальными навыками и умениями, в том числе умением решать проблемы. Перечень полезных социальных навыков бесконечен. В него входят коммуникабельность, умение сдерживать гнев и контролировать проявления негативных эмоций, умение планировать свою деятельность и взаимодействовать с окружающими. Для успешной социализации большое значение имеет запас знаний и профессиональные навыки. Очевидно, что выбор образования и профессии лишь тогда приведут к успеху, когда они соответствуют способностям человека и потребностям рынка труда.

Для достижения успеха одних умений и навыков недостаточно. У молодого человека должно быть желание ими воспользоваться именно ими, а не другими, может быть более простыми и быстрыми, но социально неодобряемыми способами достижения успеха. Такой выбор определяется чувством ответственности, пониманием того, что за свое поведение человек отвечает сам. В ситуациях выбора для отказа от противоправного поведения или у приема психоактивных веществ очень важно бывает в первый момент не поддаться эмоциям, а успокоиться и действовать рационально.

Часть социально значимых навыков ребенок получает в повседневной жизни, то есть их приобретение зависит от его микросоциального окружения. Другие социально значимые навыки приобретаются в процессе обучения. Для успешного приобретения умений и навыков необходимо соблюдение двух простых правил:

• к детям должны предъявляться требования, которые они в состоянии выполнять при условии оказания им необходимой помощи и поддержки;

• дети должны иметь возможность участвовать в жизни семьи, класса, общественных организаций и брать на себя ту долю ответственности, которую они могут нести.

Приобретение социально значимых умений и навыков нельзя рассматривать как основной путь достижения резильентности. Эти умения и навыки человек должен использовать в своей жизни. Обучение социально значимым навыкам окажется совершенно бесполезным, если ребенок не принимается таким, какой он есть, и если он не видит никакого смысла в жизни. Именно эти качества являются фундаментом построения резильентности, поскольку они побуждают ребенка использовать приобретенные умения и навыки.

Чувство собственного достоинства.

Необходимым элементом формирования резильентности является чувство собственного достоинства. Развитию чувства собственного достоинства способствует безоговорочное принятие ребенка таким, какой он есть. То же самое относится и к обретению смысла жизни. Жизнь, имеющая смысл, не может быть неудачной, то есть человек может гордиться своей жизнью, что повышает его самооценку, способствует укреплению чувства собственного достоинства.

Будучи тесно связанным с другими предпосылками резильентности, чувство собственного достоинства (самоуважение), тем не менее, следует признать исключительно важным элементом резильентности. Причем это чувство может быть разрушено у ребенка неправильным поведением взрослых. Чрезмерно суровая дисциплина, постоянные критические высказывания, постановка недостижимых целей легко подрывают чувство собственного достоинства ребенка. Напротив, заслуженная похвала, четко поставленные и достижимые цели могут способствовать повышению чувства собственного достоинства. Несовершеннолетние группы риска нередко совершают морально осуждаемые действия или противоправные поступки. В таких ситуациях необходимо пресечь неправомерное поведение ребенка или подростка, но при этом сохранить его чувство собственного достоинства.

Решить эту сложную задачу позволяют два правила:

• можно не одобрять поведение несовершеннолетнего, но при этом уважать его как личность;

• у каждого несовершеннолетнего с девиантным поведением можно найти и поддержать положительные качества.

Чувство юмора.

Изучение резильентности на практике позволяет сделать вывод о том, что одной из ее предпосылок является чувство юмора. Под чувством юмора понимается нечто гораздо более важное, чем умение шутить. Это чувство позволяет человеку осознавать все несовершенство мира и неизбежность страданий, но с улыбкой принимать их. Избежать страданий невозможно, но можно не дать им себя сломить. Юмор помогает человеку находить положительные моменты в своей жизни, сложившейся ситуации, что дает возможность легче переносить все невзгоды. Это свойство юмора делает его источником стойкости человека, то есть способствует развитию резильентности. Человек, умеющий посмеяться над самим собой, обретает подлинную свободу и внутреннюю силу. Вряд ли возможно целенаправленно обучить человека юмору, но в микросоциальном окружении несовершеннолетнего, возможно создать атмосферу, способствующую развитию чувства юмора.

К числу иных факторов, способствующих развитию резильентности, можно отнести следующие:

1. Социальная поддержка в семье и вне семьи.

2. Позитивная воспитательная среда, формирующая у ребенка установку на соблюдение социальных норм, используя эмоционально подкрепляющее, а не карательное воздействие.

3. Умение преодолевать трудности и справляться со стрессом.

4. Соблюдение при воспитании баланса между социальной ответственностью и стремлением к индивидуальном успеху.

5. Наличие в окружении ребенка лиц, которые могут дать ему образцы социально одобряемого поведения.