Глобальные вызовы образованию

13.04.2021

В 2006 году в рамках проводимого форума Большой восьмёрки, в процессе обсуждений на секции, посвящённой образованию, сложилась небольшая неформальная группа, объединившая собой педагогов и общественных деятелей. Эта группа обратилась к своим коллегам с призывом, который был озаглавлен как «Глобальные вызовы образованию». Эпиграфом этого документы стала цитата Герберта Уэллса «Образование – вот наше правительство».

В призыве говорилось, что в современном глобализующемся мире процесс образования из вертикальной системы передачи знаний трансформировался в процесс самостоятельного познания и освоения мира, позиционирования себя в нём для достижения жизненного успеха. Со ссылкой на Конвенцию о Правах ребёнка констатировалось, что образование является одним из прав человека. Оно выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития, включая обеспечение экономической жизнеспособности, справедливости, социальной сплоченности, охраны окружающей среды и устойчивого управления природными ресурсами, с тем, чтобы удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерб возможностям будущих поколений удовлетворять свои потребности. Согласно стратегии Европейского Экономического Сообщества ООН для образования в интересах устойчивого развития, образование является важнейшим инструментом эффективного управления, принятия обоснованных решений и развития демократии.

Для первичной профилактической работы важно отметить акцент, поставленный данной группой на цели образования: для всего глобализующегося мира и для России, в том числе, целью образования является воспитание и развитие грамотной, свободной, самостоятельной, ответственной и творческой личности.

Далее группа призывала лидеров стран G8 в своем политическом заявлении 2006 года подчеркнуть, что перед развитыми странами стоят следующие приоритетные задачи в области образования:

1. Формирование и развитие нового образовательного пространства в масштабах всей планеты, а, следовательно, расширение содержания, и переориентирование управления образованием.

2. Расширение понятия «Образование, как передача знаний» (Education) до более ёмкого понятия «Learning», включающего обязательное получение базового образования и самостоятельное освоение человеком знаний, жизненных навыков и этических принципов, необходимых для социальной адаптации, освоения локальной и глобальной культуры, профессиональной состоятельности и творческой самореализации.

3. Предоставление новых возможностей доступа к образовательным ресурсам, расширение спектра имеющихся в свободном доступе (в том числе через Интернет) материалов за счет поддержки создания порталов, сайтов, новых поисковых систем, размещения в Интернете обзоров, библиотек, перевода информации на национальные языки, использования информационных ресурсов неправительственного сектора

4. Признание объективных глобальных процессов, обеспечение поддержки граждан за счет переориентирования систем образования в новых условиях.

В том числе приоритезировать:

• регулирование миграции и поддержка мобильности через стимулирование получения новых квалификационных навыков, необходимых в условиях расширяющегося глобального рынка труда, при гарантированном обеспечении универсальности прав человека и особого внимания к реализации прав ребенка;

• воспитание ответственного отношения к окружающей среде, толерантности, взаимного уважения к культуре и традициям различных народов, переход к устойчивым моделям производства и потребления в целях устойчивого развития.

5. При формировании образовательных стандартов на всех уровнях обеспечить условия для свободного поиска и доступности каждому образовательной информации для самообразования в целях достижения жизненного успеха и возможности самореализации личности.

В заключении группа, именующая себя, как «представители гражданского общества, работающая в области образования» выразила уверенность в том, что такой подход к образованию заложит необходимую основу для достижения глобальной безопасности и переходу к устойчивому развитию. И предложила организовать международную систему общественно-профессиональной экспертизы образовательных инициатив в указанных приоритетных областях и региональных центрах научно- технической информации под эгидой G8 для дальнейшего развития и совершенствования образования в условиях глобализации, и изъявила готовность активно участвовать в этом процессе. Обратим внимание на второй пункт «призыва», который предлагает расширить понятие «Образование, как передача знаний» (Education) до более ёмкого понятия «Learning», включающего помимо получения образования освоение человеком знаний, жизненных навыков и этических принципов, необходимых для социальной адаптации, освоения культуры, профессиональной состоятельности и творческой самореализации. Все остальные пункты накладываются на эту самую важную задачу и, особенно, на последнюю её часть, где говорится о «творческой реализации». Потому что все задачи образования сводятся именно к этому самому важному пункту творческой реализации – реализации творческого потенциала личности. И всё выше и ниже сказанное неуклонно должно служить этому. Потому что именно эта творческая составляющая личности – квинтэссенция – важный механизм социализации индивидуума, его востребованности в обществе, т.к. продукт, создаваемый его творческой деятельности ни что иное, как конкретный социальный заказ.