Природа зависимости от тоталитарных неокультов

16.05.2021

Проблема зависимости от тоталитарных неокультов (сект) не нова для России. Просто на это в период всеобщего тоталитаризма в нашей стране мало кто обращал внимание. Был всеобщий атеизм, а церковь любая считалась опиумом для народа. С трансформацией социальной и экономической ситуации этот процесс приобрёл «новое дыхание». В стране, где слабо развита система социально-психологической поддержки граждан, люди стали искать поддержку в духовных течениях. Ввиду того, что Русская Православная Церковь, дискредитированная в советский период, и слабая по причине того, что в тоталитарном режиме вынуждена была заимствовать формы командно-административной системы, не могла инновационно использовать свой духовно-исторический потенциал. Не обладала в достаточной мере привлекательностью для молодёжи, она не способна была достойно конкурировать на рынке духовных услуг. Поэтому этот рынок оказался заполнен представителями разных христианских конфессий и иных культов, среди которых обнаружилось не малое число «духовных мошенников», промышляющих не с целью кормления своих прихожан для достижения ими духовного освобождения, а наоборот – с целью обращения их в духовное рабство – в сектантскую зависимость в силу своих материальных притязаний. В связи с этим возникла коллизия между положением «Всеобщей Декларации Прав Человека» о свободе совести и многочисленными протестами пострадавших от деятельности этих сект.

Причинами обращения за помощью к психотерапевтам и психиатрам являлись случаи материального мошенничества, но чаще – психические изменения и расстройства, которые возникали у людей как результат участия в деятельности тоталитарных культовых новообразований.

Негативные социально-психологические и даже медико-социальные последствия деятельности в России организаций, имеющих характер деструктивных, тоталитарных сект, обозначились сравнительно недавно. В судебно-психиатрическую службу стали часто обращаться сотрудники прокуратуры и следственно-судебных органов с просьбой дать рекомендации о возможности возбуждения уголовного дела в отношении той или иной тоталитарный секты. Эти просьбы были обусловлены жалобами отдельных граждан и представителей общественных организаций, чьи родственники, оказавшись вовлеченными в секты, стали обнаруживать психические расстройства.

Нужно иметь в виду, что судебно-психиатрическое исследование при констатации причинения психического вреда здоровью прихожан, может стать основанием для возбуждения уголовного дела против конфессионального образования и на основе соответствующих статей Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», и явиться причиной отказа в его регистрации или запрета на его деятельность.

Рынок духовных услуг стал ареной ожесточенной борьбы. С одной стороны, многочисленные случаи психических расстройств у лиц, вовлеченных в тоталитарные, деструктивные секты, свидетельствуют о явном вреде деятельности этих сект для психического здоровья. С другой стороны, имеют место, как отдельные заявления психиатров, так и хорошо организованные информационные компании о том, что пребывание в религиозном новообразовании интактно (соответствует психотипу индивидуума) психическому здоровью.

Вместе с тем необходимо здесь заметить, что современные деструктивные тоталитарные секты – это не только хорошо организованные международные образования, но и мощные финансовые пирамиды, располагающие немалыми средствами, чтобы ангажировать журналистов, юристов, общественных деятелей и политиков для своей защиты. Они так же, как и другая сторона, способны найти себе экспертов-психиатров сообразно своим интересам и обеспечить соответствующую ссылку на литературу. Все это затрудняет правильную ориентацию как психиатров, не соприкасавшихся с этой проблемой, так и правоохранительных органов, которые сталкиваются с проблемой новых религиозных образований.

В результате все чаще стали возникать потребности в проведении судебно-психиатрических экспертиз по делам, сопряженным с неокультовой практикой, причем не только по факту причинения вреда психическому здоровью. Участились случаи освидетельствования лиц, совершивших агрессивные и другие правонарушения в связи с их пребыванием в секте, а также посмертные экспертизы сектантов, покончивших жизнь самоубийством. Стали возникать вопросы и по гражданским делам, связанные с передачей вовлечёнными своего имущества сектантским организациям.

Жертвами такого рода манипуляций чаще всего становились одинокие женщины, часто с детьми и подростками, а в последнее время – молодёжь. Социальной привлекательностью для многих вовлечённых молодых людей становилось то, что неокульты предоставляли комплекс социальных услуг досугового и реабилитационного характера. В общинах, создаваемых новыми религиозными образованиями, молодые люди искали необходимое им либо реабилитационное пространство, либо безопасную и даже развивающую среду. Нужно сказать, что многие находят в религиозных организациях то, что они и искали. Однако, не редки случаи, когда вместо искомого, адепты тоталитарных религиозных образований превращают обращённых в свою «веру» в зависимых и психически нездоровых людей.

Поэтому также как и при всех формах зависимости, возникающей у людей в результате сектантского влияния, должны быть разработаны научно обоснованные меры профилактического воздействия. Они должны использовать современные формы информационного влияния на молодёжь, разъясняющие пагубность религиозных зависимостей для личностного развития и реализации творческого потенциала.

Для понимания существа вопроса целесообразно разграничить понятия «культовые новообразования» и «религия». Для этого нужно абстрагироваться от содержательно-религиозной стороны их деятельности, наличия какой-либо ереси (отхода от норм традиционной религии) по отношению к традиционным религиям. Нужно сказать, что отходы от норм господствующей религии всегда существовали и, по всей видимости, будут существовать вследствие того, что люди отличаются индивидуальным мышлением, и их правом на собственное понимание отношения с Высшим Разумом, как они его понимают. Эти особенности, сочетаясь с абсолютной убежденностью в их истинности, могут сложиться в новое учение с последующимпредложениемили даже навязыванием другим своей «истины». Нужно констатировать, что далеко не всякая «ересь» подходит под понятие тоталитарного культового новообразования. Иногда это может быть просто религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви в силу появившихся незначительных расхождений, связанных с местными условиями отправления религиозных потребностей населения.

Принципиальные отличия тоталитарных неокультов

• Они лишают своих адептов свободы религиозного самоопределения, исходя из сущности доктрин и методов их навязывания, нарушая тем самым одно из основных положений «Всеобщей Декларации Прав Человека» и Конституции РФ.

• Их основное отличие заключается не в содержании вероучения, а в тоталитарно-деструктивном характере деятельности с использованием современных методов воздействия на личность, в маскировке меркантильной сущности духовной риторикой и в исключительно агрессивном прозелитизме (т.е. распространении учения культа и вовлечении в сферу своей деятельности новых членов). 

• Они используют «духовную», мистическую лексику для прикрытия методов тоталитарного воздействия на личность с целью ее деструкции и последующего использования в собственных интересах.

В ряде трудов американских исследователей, таких как Р.Дж. Лифтон, Л.Дж. Вест и М.Д. Лангон, Т.М. Сингер и Р. Офше6, а также в трудах Конференции по культам, организованной Американским семейным фондом и Нейропсихиатрическим институтом UCLA наиболее полно определяются свойства культовых новообразований.

• Современное культовое новообразование — это группа людей (или движение), отличающихся чрезвычайной преданностью какой-либо ЛИЧНОСТИ и неэтично применяющих манипулятивные методики убеждения и контроля (например, изоляция от бывших друзей и семьи, доведение до истощения, использование специальных способов повышения внушаемости и рабского повиновения, мощное групповое давление, управление информационным потоком, нивелирование индивидуальности и критического умения правильно оценивать ситуацию и свою роль в ней, стимулирование полной зависимости от группы, страха перед уходом из нес), предназначенные для достижения целей групповых лидеров в ущерб адептам, их семьям и обществу.

• Процесс вовлечения является обольщением, а не свободным выбором, сделанным на основе полной и достоверной информации.

Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD синдром (deception, dependency, dread — обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной «бомбардировкой любовью», последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе, как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.

Восемь элементов Роберта Лифтона

Эти элементы, описанные Р.Дж. Лифтоном, применяются сектами для воздействия на личность при одновременном и систематическом их использовании приводят к «катастрофическому изменению самосознания».

1) Форсированная интеграция в культовую модель верований и систему межличностных отношений, их жесткое структурирование, регуляция поведения и использования времени, контроль потока информации: постоянная загрузка культовой информацией и полная изоляция от какой-либо иной. С помощью этого достигается психологическая и поведенческая идентификация с группой.

2) Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».

3) Требование резкого деления мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Неокультовая организация — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и «грязное».

4) Обязательность непрерывной исповеди и чистосердечных признаний для того, чтобы не оставить адепту ничего личного, сокровенного и поддерживать в нем чувство вины.

5) «Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой «абсолютной истине», считается ложной. 

6) Нагруженный культовым смыслом язык — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой возможности для самостоятельного и критического мышления.

7) Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.

8) Разделение права на существование — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, и примат принципа «цель оправдывает любые средства».

Следует добавить, что в некоторых сектах применяются методы:

• прямого гипнотического и скрытого внушения,

• нейролингвистического программирования,

• трансцендентальных медитаций.

Отличие тоталитарных неокультов от традиционных религий

Религии уважают автономию индивида — культы подавляют самостоятельность, формируют зависимость.

• Религии стараются помочь индивидам удовлетворить свои духовные потребности — культы эксплуатируют духовные потребности.

• Религии терпимо относятся к вопросам и независимому критическому мышлению и даже поощряют их — культы отбивают охоту задавать вопросы и пресекают независимое критическое мышление.

• Религии способствуют духовной интеграции личности — культы «расщепляют» членов на «хорошее культовое «я» и «плохое прошлое «я».

• Религии бережно относятся к таинству личностной сущности — неокульты грубо вторгаются в самые потаенные уголки сознания, лишают адепта права на личностное самоопределение.

• Религии рассматривают деньги как средство, подчиненное этическим ограничениям, направленное на благородные цели — культы рассматривают деньги как самоцель, как средство для достижения власти или эгоистических целей лидеров.

• Религии осуждают сексуальные связи между духовенством и верующими — культы часто делают своих адептов объектами сексуальных притязаний лидеров.

• Религии уважительно реагируют на внешнюю критику — культы часто угрожают критикам физической или юридической расправой.

• Религии лелеют семью — культы рассматривают семью как врага.

• Религии поощряют человека серьезно подумать, прежде чем дать обязательство о присоединении — культы форсируют быстрое согласие, не обеспечивая решение достаточной информацией.

В целом, принципиальное различие состоит в том, что религии свято чтут автономию и творческую самобытность личности, видя в этом основу подобия человека Богу, для неокультов же человек — лишь инструмент для получения выгоды.

Сектомания

Исследования состояния психического здоровья у завербованных в неокульты показывают развитие у них таких психических изменений, которые феноменологически соответствуют признакам, перечисленным в синдромологической рубрике F60.7 «Зависимое расстройство личности» как вид «Расстройства зрелой личности» по Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10). Каждый пункт этой рубрики соответствует тем психическим изменениям, которые наблюдаются у завербованных в секту:

пункт «а») — активное или пассивное перекладывание на других большой части важных решений в своей жизни» — у адептов выражается в том, что все жизненные решения они принимают только после совета и с разрешения старшего по культу;

пункт «б») — подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент, и неадекватная податливость их желаниям» — полная податливость личностных ориентаций адептов установкам, заданными культовой группе;

пункт «в») — нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости» — проявляется в характерной для адептов потере собственной воли и интеллектуальной критичности к культовому учению;

пункт «г») — чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни» — проявляется как результат целенаправленного воздействия «учителей» неокульта с целью удерживания адептов только в своей микросоциальной среде;

пункт «д») — страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе» — результат той же цели, что и в пункте «г» МКБ-10, но уже характеризующий зависимость от непосредственного руководства «учителем»;

пункт «е») — ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц» — дополняет приведенные характеристики.

В частности, это проявляется в несопротивляемости культивируемым приемам психологической обработки и все больше свидетельствует о потере своего «Я» и подчинении своей воли воле руководства культового новообразования. Соответствующая личностная предиспозиция способствуют быстрому развитию синдрома зависимого расстройства личности, однако и у лиц с иными преморбидными свойствами указанная психологическая обработка так же формирует этот синдром. Все вместе отмеченные изменения личности лишают вовлеченных в неокульты («тоталитарные секты») способности к целостному критическому осмыслению своего психического состояния, ведут к потере возможности собственного волеизъявления, в том числе и права на свободу вероопределения. Эффект развития синдрома зависимого расстройства личности проявляется и в несопротивляемости к культивируемым в секте приемам психологической обработки и все больше свидетельствует о потере своего «Я» и подчинении своей воли воле руководства секты.

Понятно, что такие изменения личности делают бесполезными попытки их ресоциализации и вообще какое- либо психологическое воздействие на них лиц, не состоящих в секте. Анализ практики развития синдрома зависимости и его использования тоталитарными сектами позволяет утверждать об ее определенном сходстве (при всем различии этиологических факторов) с практикой формирования и использования этого синдрома наркомафией.

В равной степени секты и наркомафия:

1) используют исходный психологический фон в форме духовной опустошенности и личностной психологической надломленности;

2) сначала завлекают в свое лоно бескорыстно, обещая легкое и быстрое облегчение, разрешение всех личностных проблем;

3) добиваются развития синдрома зависимости;

4) в последующем эксплуатируют развившуюся зависимость;

5) скрывают правду об отдаленных последствиях (как дебютанты-наркоманы не ожидают преждевременной смерти в муках абстинентной «ломки», так и вряд ли кто из неофитов знает, вступая в секту, что он станет, например, роботом на заводах Муна или будет распылять ядовитые газы в метрополитене, или же станет «зависимой личностью», бросит свою семью, распродаст имущество отнюдь не для духовных целей «духовных» авторитетов);

6) и тоталитарные секты, и наркомафия имеют достаточно финансовых средств для ангажирования необходимых специалистов, способных доказать «безобидность» и «законность» их деятельности;

7) каждая из них, имея внутри своих объединений (сектантских, наркомафиозных) конкуренцию за сферы влияния, тут же объединяется для корпоративной защиты, лоббируя в законодательных органах легализацию своей деятельности и считая, например, что закрытие одной секты может повлечь закрытие другой.

Бывшая активистка одной из тоталитарных неокультовых групп, которую ей с трудом удалось покинуть, так выразила свое отношение к пережитому:

• «Я догадываюсь, что худшая часть всего этого — это то, что они сделали с моим мозгом.

• Они взяли мой мозг и вместе с ним мои чувства, мой контроль, мою страсть и мою любовь.

• Они взяли мой мозг и сделали меня чем-то другим, нежели то, чем я хотела быть.

• Я утратила видение смысла. Я погрузилась в безумие. Я потеряла свой самоконтроль, свое самоуважение, самое себя. Я хотела создать лучший мир. Я была готова бороться.

• За это, я готова приносить жертвы.

• Они взяли мою душу, вывернули ее наизнанку. И я полагаю, что самое худшее в этом, что я делала то же самое с другими, такими же, как я».

В Соединенных Штатах для оказания психиатрической, психологической и духовной помощи членам сект существует хорошо организованная система, федеральное распространение получила «Сеть информации о культах», действует мощная программа «Исцеление» Американского Семейного Фонда. В рамках этой программы создаются так называемые «Культовые Клиники». Такие клиники, создаваемые при службах семьи и детства, оказывают помощь тысячам молодых людей, которые попадают в зависимость от тоталитарных сект.