Методология и принцип работы «Наркостоп»

16.06.2021

В основе программы «Наркостоп» лежит принцип многофакторности, сочетание различных аспектов профилактической деятельности, ориентированных на работу не только с личностью несовершеннолетних (развитие ресурсов личности и эффективных стратегий поведения), но и окружающей средой (педагоги, родители, социум).

Первичная профилактика ведется на основе принципа опережающего обучения (до начала периода активного приобщения к психоактивным веществам) с учетом адекватности возрастным психологическим особенностям, уровню осведомленности. Используется принцип «запретной информации», который исключает упоминание сведений, способных спровоцировать интерес к психоактивным веществам. Профилактические действия соответствуют реальной социальной и наркологической ситуации в округе (принцип ситуационной адекватности профилактики). Основной отличительной особенностью и главным преимуществом программы «Наркостоп» является то, что организация ее работы полностью соответствует запросам обследуемых детей и подростков, т.е. специалисты профилактической программы ведут прием в наиболее доступных для доверительного общения с детьми и подростками местах – в библиотечных, досуговых центрах, учебных заведениях.

Социологическое обследование учащихся школ ЮВАО (юго-восточный административный округ г.Москвы), выявило готовность детей и подростков контактировать по проблемам потребления ПАВ со специалистами преимущественно в местах, где могла бы быть обеспечена максимальная анонимность обращения, т.е. вне школ и иных учебных заведений. Дети и подростки, в первую очередь проблемные, охотно приходят для общения с психологами в кабинеты профилактики на базах центральной библиотечной системы (ЦБС) ЮВАО. Это значительно облегчает проведение как первичной, так и вторичной профилактики наркомании и алкоголизма, особенно среди детей и подростков из «группы риска».

Оказание психокоррекционной помощи, в качестве мер вторичной профилактики детям и подросткам из «группы риска», проводится на основании следующих принципов:

• добровольное подключение подростков в работу Программы;

• отказ от применения психотехник, основанных на манипулировании сознанием человека;

• отказ от манипулятивных технологий консультирования;

• использование в работе технологий только гуманистической и развивающей личность направленности;

• гибкость в выборе директивных и недирективных методов взаимодействия в психокоррекционной, тренинговой и консультативной работе;

• создание и поддержание среди детей и подростков в групповой и иной работе Программы условий взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;

• ответственность специалистов Программы за соблюдение вышеназванных правил.