Резильентность в контексте социальной политики и социальной работы

22.10.2021

Резильентность в контексте социальной политики и социальной работы

Резильентность – это качество, которое развивается, благодаря взаимодействию человека со своим окружением. Таким образом, резильентность не является только продуктом окружающей среды или только врожденным качеством. Наличие врожденных способностей и влияние окружения можно разделить лишь условно, потому что оба эти аспекта взаимно дополняют друг друга.

Учитывая зависимость человека от социальной среды, резильентность не может быть ни абсолютной, ни постоянной. Дети никогда не будут абсолютно резильентными всегда и для всех социальных стрессоров. Самый сильный человек переживает подъемы и спады и может не совладать с воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств. Следует понимать, что развитие резильентности не может заменить отсутствие эффективной социальной политики государства.

Резильентность всегда развивается в конкретной социальной среде с присущей ей субкультурой. Это ставит перед взрослыми, стремящимися повысить резильентность несовершеннолетних, трудную задачу, потому что этим взрослым необходимо понять чуждую для них молодежную субкультуру отказаться от своих привычных представлений, сформировавшихся много лет назад, когда они сами были детьми.

В экономически развитых странах население, сталкиваясь с трудностями, все чаще прибегает к услугам социальных служб, число которых постоянно увеличивается, а направления деятельности все более и более расширяются. Тем самым человек устраняется от решения собственных проблем, перекладывая эту задачу на специализированные социальные службы.

Происходит это не только потому, что человек, семья, школа и община сталкиваются с более и более сложными проблемами, которое порождает современное общество. Трудности существовали всегда, и будут существовать в будущем. Современный этап развития общества характеризуется индивидуализмом, нарастающей социальной изоляцией, кризисом, который переживают такие основополагающие социальные институты как семья, школа. В этой ситуации влияние неформального микросоциального окружения ребенка ослабевает, что обусловливает все более широкое привлечение социальных служб. Однако такой путь является тупиковым, поскольку ведет к ослаблению адаптационных возможностей населения, нарушая тем самым нормальное функционирование общества. Таким образом, развитие социальных служб не может заменить повышение эффективности функционирования естественных социальных институтов.

Резильентность не является ни волшебной палочкой, ни универсальной технологией, с помощью которой можно решить любые проблемы. Резильентность является внутренней движущей силой в работе и в жизни, ориентиром, который позволит пересмотреть свой прошлый опыт и вынести из него уроки, необходимые для настоящего и будущего. Подход, основанный на резильентности, не отрицая наличия проблем, концентрирует внимание на тех внутриличностных и микросоциальных ресурсах, которые можно использовать для решения этих проблем. Оптимальное решение — это конструктивное использование собственных возможностей и иных ресурсов с привлечением скрытого потенциала личности и ее микросоциального окружения. Выявить этот латентный потенциал сложно, но необходимо. Резильентная личность способна объективно оценить любую самую сложную ситуацию, что избавляет ее от отчаяния, цинизма и нереалистических иллюзий.

Подход, основанный на резильентности, рассматривает жизнь как эволюционный процесс, предполагающий существование нескольких путей решения проблем. Это позволяет при дефиците одних ресурсов заменить их другими, что существенно расширяет адаптационные возможности личности и семьи. Первые годы жизни ребенка имеют большое значение для развития его личности; однако большое количество детей, социальные потребности которых не были удовлетворены в раннем возрасте, тем не менее, оказались способны преодолевать трудности и нормально развиваться, если они были помещены в любящую приемную семью или получали необходимую психокоррекционную помощь.

Резильентность еще раз напоминает нам о важности любви в самом глубоком смысле этого слова, любви как безоговорочного принятия личности ребенка. Детям, как и взрослым, необходимо чувствовать себя любимыми. Слово любовь означает в данном случае: безоговорочное принятие человека таким, какой он есть, несмотря на его поведение и черты характера, которые мы не одобряем.

Такое широкое понимание любви включает в себя также ум и волю, терпение и выносливость, эмпатию и живой интерес к окружающим людям, способность прощать и быть прощенным, чувство дистанции и близости, способность жить с сознанием неизбежности неудач и несовершенства мира. Такая любовь требует значительных усилий, но она гораздо более реалистична и важна, чем страстная влюбленность с ее идеализацией партнера.

Подход, основанный на резильентности, предполагает тщательное изучение потенциала микросоциального окружения (семьи, друзей, местной общины), составляющих сферу неформальных отношений. Необходимо оценить характер отношений, существующих в микросоциальном окружении, в том числе, их реабилитационный и профилактический потенциал, выбрать наиболее значимые для формирования резильентности связи.

Подход, основанный на резильентности, ориентирован на то, чтобы видеть в человеке личность, а не рассматривать его только как носителя тех или иных проблем, объект коррекционных и реабилитационных усилий. Очень важно при этом выявить внутренние ресурсы несовершеннолетнего, которые помогут ему самостоятельно найти решение. Определить скрытые возможности ребенка бывает иногда очень трудно, потому что мы имеем дело с дремлющим потенциалом. Это сложно еще и потому, что требует от взрослого освободиться из-под власти привычных стереотипов и представлений, сформировавшихся в процессе жизни и профессиональной деятельности.

Подход, основанный на резильентности, указывает на необходимость до начала профессионального социального вмешательства оценить, каким образом люди сами пытаются решать свои проблемы. Эти решения не всегда соответствуют общепринятым подходам, но они часто значи- тельно лучше отвечают конкретными обстоятельствами, чем традиционные технологии социальной работы.

Развитие резильентности направлено на формирование ответственности человека за свое поведение, ответственности семьи и общины за поведение своих членов. Признавая человека социальным существом, нельзя возлагать ответственность за злоупотребление психоактивными веществами только на общество или только на человека. Жизнь — это сложный эволюционный процесс, в котором и личность, и общество постоянно взаимодействуют, оказывают друг на друга влияние. Также ребенок в семье не является просто объектом педагогического воздействия родителей, поэтому с самого раннего возраста несет свою долю ответственности в зависимости от уровня своего развития. Поскольку резильентность формируется в процессе взаимодействия человека с микросоциальным окружением, человек несет ответственность не только за себя, но и за других.

Жесткие социальные ограничения и правила являются неотъемлемой частью жизни. Социальные навыки проявляются именно в том, что позволяют человеку адаптироваться к этим ограничениям. Человек обретает свободу, начинает жить полной жизнью лишь тогда, когда способен спокойно мириться с неизбежными ограничениями, с которыми связана жизнь в современном обществе. Признавая существование определенных ограничений, резильентность позволяет принять их и не воспринимать как фрустрирующий фактор.

Резильентность позволяет по-новому взглянуть на свое здоровье, которое не рассматривается как идеальное состояние организма и отсутствие каких-либо нарушений. Резильентность предлагает рассматривать здоровье, как способность человека либо решать свои проблемы, либо находить конструктивные способы жить с неразрешимыми проблемами. Как и резильентность, здоровье развивается благодаря взаимодействию человека со своим микросоциальным окружением. В этом смысле, понятие здоровья зависит от тех условий, которые могут быть созданы для больного. Чем более доброжелательны для больного ситуации в микросоциальном окружении, тем меньше ограничений на его жизнь накладывает болезнь. Наиболее очевидна эта закономерность при создании безбарьерной среды для инвалидов-колясочников. Фундаментом для развития резильентности является установление отношений, основанных на признании ребенка таким, какой он есть. Однако в некоторых случаях первоначальные усилия должны быть направлены на повышение самооценки или на приобретение социальных навыков. Обычно, это имеет место при отсутствии в микросоциальном окружении несовершеннолетнего принимающего и поддерживающего взрослого, а также при выраженных поведенческих нарушениях. Повышение самооценки, приобретение навыков позволяют стабилизировать социальную ситуацию несовершеннолетнего, расширить круг общения, что облегчает поиск поддерживающего взрослого. Таким образом, формирование резильентности является динамическим процессом, учитывающим особенности ситуации, характер жизненных трудностей и наличные ресурсы. На практике бывает важно оценить возможные ресурсы для чего, зачастую, необходимо взглянуть на ситуацию под новым углом зрения: с целью поиска элементов, необходимых для созидания, вместо того, чтобы сосредоточивать все свое внимание только на изучении имеющихся проблем. Развитие резильентности предполагает признание ребенка самостоятельной личностью, находящейся в неразрывной связи со своим окружением, а также актуальной жизненной ситуацией.