Технологии школьного самоуправления

27.05.2022

«Бацилла» школьного самоуправления попадает в школу через самообразование самих школьников. Читают книжки и вдруг натыкаются на материалы по развитию самоуправления в школе. Через Интернет, в котором всё есть или через общественные организации, которые разносят «заразу» и доводят детей до неуправляемости. Есть и ещё один источник, самый работающий – через сверстников. Они соединяют все имеющиеся «опасные» информационные источники, поскольку могут и любят говорить с себе подобными.

Хорошо, узнали. И что дальше? А дальше делятся со своими друзьями, одноклассниками, переписываются и обсуждают в «аськах», скайпах. И вот, находится один, кто произносит сакраментальную фразу «давайте попробуем». И тогда происходит то, что называется проектным процессом, поскольку другого порекомендовать никто не сможет, т.к. этот процесс не осуществляется командно-административными методами. Он осуществляется гражданскими технологиями, где и живёт «зверь» под названием «Проект».

Итак, начитавшись и наговорившись о самоуправлении, старшеклассники, как правило, это не выпускной класс, а раньше, т.к. им не отдавать все силы на «борьбу» с ЕГЭ, приходят к пониманию, что самоуправление – ничто иное, как учёт мнения всех. А для учёта мнения всех необходим Совет.

С этим словом дети, конечно же, сталкивались много раз. Но тут-то и происходит понимание того, что Совет – это там где советуются, а не просто сидят. Да и ещё, что совет может дать только тот, кто знает и умеет. Совет – это деловой общественный орган, который может принимать решения, брать на себя ответственность и от организационной деятельности которого что-то реально изменяется в лучшую сторону.

Вот тогда и формируется творческая группа, которая находит консультанта и с его помощью начинает формулировать и оформлять Проект.

Нужно сказать, что с началом написания проекта в школе ещё не произошла революция. Проект сам по себе – это попытка собрать вокруг себя позитивно мыслящую молодёжь и стать «позитивным центром» для школы. Тем более, что на пути к реализации задуманного лежит ещё большое количество мин в виде ложных мотивов, конфликтов и даже предательств. Но, если у школьников находится соратник среди учителей, который может стать консультантом и критиком в среде школьников, грамотным ретранслятором детских идей в учительской и родительской средах, то дело может получить необратимый характер. Конечно, если руководство школы не остановит опасное «братание» и не организует опалу на детей и преподавателя, нарушающего педагогическую дистанцию с детьми.

Если же на этапе рождения и обсуждения идеи всё проходит гладко, то Проект обретает материализованную форму. Дети сами создают совет самоуправления для создания условия саморазвития с учётом особенностей каждого, т.е. для раскрытия, а значит и реализации индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка и на основе общечеловеческих ценностей. Могут ли такие подростки попасть под влияние зависимостей? Как хотелось бы сказать «Нет», но исходя из наших реалий, следует признать, что такая возможность существует. Однако иммунитет к негативным воздействиям среды у этих детей неизмеримо выше, чем у их сверстников, хотя и они находятся в начале своего жизненного пути.

Задачам проекта являются:

• создание условий для самореализации личности, переход от отношений субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых;

• обеспечение педагогической поддержки лидерам, создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств;

• формирование умений и знаний основ организаторской деятельности;

• организация коллективной деятельности;

• информирование учащихся о деятельности педагогического коллектива.

В перечне задач ничего не изменено. Всё в той редакции, которую предложили сами подростки. Основные идеологические положения для развития самоуправления здесь есть. И вот что самое главное: принципы абсолютно схожи с теми, которые закладывались в понимание самоуправления двадцати и более летней давности.