Факторы риска в подростковой среде

17.07.2021

Понятно, что нас интересуют в первую очередь факторы защиты, т.к. цель, которую мы перед собой ставим – это первичная профилактика зависимого поведения. Ясно также, что факторы защиты будут в некотором смысле противоположны факторам риска. Факторы, связанные с понижением интереса к употреблению ПАВ, могут называться защитными факторами.

Для определения факторов защиты будем отталкиваться от факторов риска. Существует множество факторов риска, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека. Все, даже не специалисты могут понять, что каждый из перечисленных ниже факторов может оказывать воздействие на ребёнка в зависимости от фазы его развития.

Начнём, прежде всего, с определения. Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающие к формированию зависимого поведения (к употреблению подростками ПАВ, к игровым формам, к раннему сексуальному влечению и т.д.). Рассмотрим каждую группу факторов подробнее.

К биологическим факторам риска относятся:

• наследственная предрасположенность. Особое внимание уделяется наследственной отягощенности психическими и наркологическими заболеваниями родителей и ближайшего окружения ребенка;

• органические повреждения головного мозга;

• интеллектуальная недостаточность;

• низкая степень стрессоустойчивости.

В таких случаях факторы защиты, не исключая социально-психологического воздействия, должны иметь и медицинский характер. А от степени поражения будет зависеть, что будет стоять на первом и втором местах.

Следующая группа факторов риска – это психологические факторы риска. Это то, что представляет для первичной профилактики особый интерес. Необходимо акцентировать внимание на особенностях подросткового возраста, которые могут стать факторами риска и способствовать формированию аддиктивной стратегии взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Подростковый возраст при кризисном развитии может характеризоваться рядом специфических особенностей, которые могут стать факторами риска формирования аддиктивного поведения:

• повышенный эгоцентризм;

• тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;

• амбивалентность характера, то есть одновременно наличие двух и более противоположных черт характера (например, стремление быть похожим на взрослого и неприятие мнения взрослого);

• стремление к неизвестному, рискованному;

• обостренная страсть к взрослению;

• стремление к независимости и отрыву от семьи;

• незрелость нравственных убеждений;

• склонность преувеличивать степень сложности проблем;

• кризис идентичности;

• негативная или несформированная Я-концепция;

• низкая переносимость трудностей.

Под социальными факторами риска аддиктивного поведения мы понимаем условия жизни человека в различных социальных общностях и особенности функционирования самого общества, которые способствуют вовлечению в зависимости подростков и молодёжь.

Различают два уровня социальных факторов:

Макросоциальные факторы риска — условия, характеризующие функционирование общества в целом.

Среди них наиболее значимыми являются следующие:

1. Традиции общества, связанные с употреблением ПАВ.

2. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране.

3. Ценностный плюрализм.

4. Доступность ПАВ.

5. Мода на употребление ПАВ.

6. Лояльность закона об отношении к злоупотреблению ПАВ.

Исходя из признания в качестве приоритетов профилактической работы снижение спроса, выстраивание реабилитационного пространства и создание безопасной среды, осуществляемое на уровне местных сообществ, общин, основное внимание будет уделено микросоциальным факторам риска.

Микросоциальные факторы риска – условия, характеризующие ближайшее окружение ребенка и подростка (семья, образовательное учреждение, досуговые учреждения, ближайшее социальное окружение, местное сообщество и так далее). Наиболее значимое место в развитии личности занимает семья. Она играет ведущую роль в развитии психологической самостоятельности у ребенка, что является базисом для его дальнейшего развития. Немаловажен опыт наблюдения за членами семьи. Он может формировать определенные модели поведения. Нужно отметить, что семья, призванная формировать защитные механизмы против аддикций, способна провоцировать зависимое поведение у ребенка. Начиная с раннего этапа развития ребенка, факторы семейного неблагополучия являются наиболее опасными.

Такими факторами могут быть:

• существует злоупотребление ПАВ в семье. В случаях ведения родителями подобного образа жизни у ребенка происходит формирование установки, что данное поведение является допустимой нормой;

• семья дисфункциональная. Известна положительная корреляция между риском приобщения ребенка к разным видам аддикции и дисфункциональными типами воспитания (гипер- или гипоопека, противоречивое воспитание, завышенные требования и так далее). В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция семьи, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим;

• семья, где воспитывается ребёнок неполная и у взрослого члена семьи отсутствует понимание специфики воспитания ребёнка в таких условиях и отсутствует поддержка со стороны ближайшего социального окружения (родственники, соседи, местное сообщество и т.д.);

• конфликтная семья. Конфликтная атмосфера в семье порождает комплекс психологических проблем у ребенка, что способствует к «уходу» в наркотизацию от реальной ситуации, с которой ему не справиться;

• семья, в которой насилие (эмоциональное, сексуальное, физическое) является обыденным;

• постоянная занятость родителей, невнимательное отношение к детям, приводящие к потере доверительных отношений;

• отсутствие доверительных отношений с родителями.

Социально-коммуникационные факторы риска связаны с взаимодействием детей с другими социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество).

В образовательной среде выделяются следующие факторы риска:

• чрезмерно робкое или агрессивное поведение в классе;

• неудачное участие в школьных мероприятиях;

• неспособность справиться с общественными задачами;

• принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто, находится в контакте с отвергнутыми детьми;

• позитивное отношение к употреблению ПАВ в школе и в обществе.

Н. Е. Невярович, Н. Хананашвили подчеркивают, что невыполнение образованием своих задач ведет к расширению зоны риска.

В качестве таких зон риска называют:

1. нездоровую в нравственном и культурном отношении среду школы;

2. доминирование формальных отношений;

3. конфликтное пространство (учителя-ученики, ученики-ученики, родители-учителя);

4. деперсонификацию внимания (25-30 детей на 1 учителя, слабую чувствительность к проблемам учащихся);

5. закрытость и консервативность школы;

6. равнодушие и непонимание педагогами психологии неблагополучных подростков и просто нестандартных детей;

7. авторитарные методы общения и руководства.

Социально-средовые факторы риска.

Среда проживания подростка – это место, где подросток проводит немалую часть своего времени. Особенно это касается детей, чьи семьи относятся к группам риска. Но двор может не обязательно быть только фактором риска. Именно здесь мы формируем и реабилитационное пространство, и безопасную среду. И всё зависит от ресурсов, которыми располагаем, как человеческими, так и материальными. Специалисты Института молодежи (г. Москва) совместно с ГИБДД провели исследование, которое показало, что за последние 10 лет произошло значительное сужение «подросткового пространства» в городах и поселках РФ. Так лишь 53% опрошенных детей и подростков отметили, что в их дворах есть специальные места, где можно поиграть в подвижные игры, 53% — площадка для игр с мячом, 22% — дорожки для катания на велосипедах, роликах, скейтах. Вследствие слабого развития инфраструктур микрорайонов, дефицита квалифицированных специалистов по внешкольной работе с подростками (тренеров, ведущих клубы по интересам и тому подобное), у последних зачастую значительно ограничен выбор места и способов конструктивного проведения «свободного», досугового времени. Дети реагируют на отсутствие цивилизованного «пространства для развития» уходом в подвалы, экспериментированием с наркотиками, криминальными «играми» и поступками.

К социально-средовым факторам риска нужно отнести и те, что влияют на сознание молодых людей, которые под их воздействием начинают употреблять наркотики:

• доступность средств зависимости (игровые клубы, алкоголь, наркотики);

• инновационные формы торговли средствами зависимости;

• скрытая реклама, направленная на убеждение, что средства зависимости, в общем, не являются неприемлемым и т.д.

Центр ювенальных технологий «Дети Юга» на основе материалов, предоставленных Ассоциацией Университетов и Колледжей Канады, в ходе реализации проекта «Усовершенствование работы с детьми и молодёжью группы риска», финансируемого Канадским Агентством по Международному Развитию (CIDA) уточнил перечень факторов риска.

Наши канадские коллеги выделяют следующие группы факторов:

• индивидуальные факторы риска;

• семейные факторы риска;

• факторы риска: школа;

• факторы риска: микрорайон.

В процессе реализации проекта в одном из микрорайонов города Ставрополя было показано, что к индивидуальным факторам риска относятся:

• антиобщественное поведение и отчужденность, антиобщественное настроение, участие в противоправной деятельности, торговля наркотиками;

• хронические заболевания, физические недостатки;

• когнитивные и неврологические нарушения;

• раннее столкновение с агрессией или насилием;

• ранний сексуальный опыт;

• зависимость от наркотиков, алкоголя;

• незаконное хранение огнестрельного оружия;

• утрата чувства вины и сочувствия;

• переживание стрессов;

• психические расстройства;

• недостаток навыков для принятия решений;

• материнство в подростковом возрасте;

• насилие, преследование.

К семейным факторам риска относятся:

• распад семьи;

• насилие и жестокое обращение с ребенком;

• проблемы взаимоотношений в семье;

• переход из одной семьи в другую;

• насилие в семье;

• неопытность молодой матери;

• неграмотность, низкий уровень образования родителей;

• жесткие методы воспитания в семье, телесные наказания, воспитание от случая к случаю;

• слабая привязанность к семье;

• антиобщественное поведение ребенка.

Факторы риска школа:

• стремление бросить школу;

• частые переходы из одной школы в другую;

• неспособность к обучению;

• низкая успеваемость;

• нет заинтересованности родителей в успехах ребенка;

отрицательное отношение к школе;

• отстранение от занятий;

• частые прогулы;

• доступность наркотиков, алкоголя, табака;

• участие в криминальных группировках;

• травля;

• неприятие у сверстников;

• связи с агрессивными или «трудными» сверстниками.

Факторы риска микрорайон:

• доступность ПАВ;

• отсутствие развитой досуговой инфраструктуры (клубы по месту жительства, спортивные объекты и т.п.);

• близость к рынкам и промышленным объектам;

• наличие неосвещенных или слабоосвещенных мест;

• близость лесных или не организованных парковых зон;

• наличие недостроенных объектов;

• большое количество общежитий.