Принципы организации проектной деятельности

02.07.2021

Перечислим принципы организации проектной деятельности в подростковой среде:

• проект должен быть посильным для выполнения подростков;

• должна быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проекта (сформированность соответствующей библиотеки, медиатеки и т.д.);

• необходимо проводить подготовку подростков к написанию и выполнению проектов;

• в том случае, если проект групповой каждый участник должен четко проявлять мотивацию к конкретной деятельности в проекте и понимать какой вклад будет вносить его деятельность в выполнение проекта;

• презентация результатов работы по проекту в той или иной форме обязательна.

В США такого рода проекты дети готовят, начиная с 6-7 класса, у нас – чаще с 8, 9, 10 класса. При создании таких проектов нужно заручиться поддержкой органов местного самоуправления. По большому счету, у подобного дела должен быть свой попечительский совет. Ведь от слов ребята должны переходить к делу, а в делах подросткам могут помочь те, кому по штату положено этим заниматься.

Несомненно, что при всей разнице между нашими странами есть множество того, чему следует учиться, что можно адаптировать к нашим условиям (слепое копирование здесь невозможно и неразумно). В одном из своих интервью заместитель министра образования В. Болотов отметил, что «в последние годы советского времени уроки обществоведения не были связаны с нашей повседневной действительностью. И это большое упущение, потому что очень важно участие школьника в каких- то реальных делах наряду со взрослыми или по примеру взрослых». Социальное проектирование помогает изменить сложившуюся ситуацию. Оно включает в себя ряд последовательных действий: осознание цели деятельности, принятие проектной задачи и выделение ее личностной значимости, концентрацию усилий на выполнении этой задачи, самоорганизацию в распределении своего времени и последовательности действий, самоконтроль, умение оценивать собственные решения путем индивидуальной или коллективной рефлексии.

Проектная работа школьников имеет не только учебное, но и большое личностное и социальное значение. В российской системе образования пока распространены лишь коллективные формы проектной деятельности, но это не отрицает возможностей индивидуальной работы в ходе реализации проекта, что позволит задействовать учеников самых разных возрастов, способностей и склонностей.