Проект «Родительский «Олимп»

14.03.2022

Цель проекта.

Профилактика жестокого обращения с детьми путём организации специальных учебных образовательных курсов «ОЛИМП» на базе Центров Родительской Культуры, созданных в школах №№ 26 и 7 в Северо-Западном районе г.Ставрополя для родителей и других акторов, осуществляющих свою деятельность в интересах детей.

Задачи проекта:

1. Организовать проведение информационных компаний.

2. Организовать консультационную работу для родителей и заинтересованных лиц, специалистов.

3. Создать общественно-экспертный совет на базе КДН Промышленного района.

4. Осуществить отбор и подготовку специалистов для организации работы курсов «ОЛИМП».

5. Организовать работу по сбору, обработке и сопровождению Базы данных «Жестокое обращение с детьми».

6. Отбор родителей для участия в работе курсов в качестве преподавателей.

7. Подготовка родителей для курсов на основе технологии «родитель-родителю».

8. Организовать работу курсов «ОЛИМП».

9. Организовать работу групп самопомощи для родителей из семей, где по отношению к ребёнку допускается жестокое обращение.

10. Провести конференцию по итогам реализации проекта для города Ставрополя «Родительская культура: профилактика жестокости к ребёнку через родительское образование»

Адресная направленность проекта.

Родительская общественность, преподаватели и психологи среднеобразовательных школ, сотрудники специализированных учреждений и комиссий по делам несовершеннолетних

Содержание проекта.

Основная цель воспитания ребёнка – это достижение им уровня собственной самостоятельности. Самостоятельность достигающего её ребёнка складывается из следующих составляющих:

• экономическая самостоятельность, когда человек сам в состоянии заработать средства для своего (в дальнейшем и семейного) содержания;

• психологическая самостоятельность — когда человек в состоянии контролировать свои эмоции и своё душевное состояние;

• социальная самостоятельность — когда человек умеет создавать коммуникативные и деловые связи, разрешать конфликты и быть полезным (необходимым) социуму;

• репродуктивная самостоятельность — когда человек способен не просто родить ребёнка, но правильно спланировать его появление (рождение), а также прокормить и воспитать его.

В основе всех перечисленных составляющих лежит самый главный принцип процесса воспитания ребёнка: всё должно быть подчинено творческой реализации потенциала ребёнка. Отсюда вытекают и такие принципы, как доверительные отношения с ребёнком, и равные возможности в развитии и равный доступ к информации, и то, что чаще всего игнорируется – это участие самого ребёнка в воспитательном процессе. Если же эти принципы в работе с детьми не учитываются, то по отношению к ребёнку допускается пренебрежительное отношение. Такой ребёнок, как правило, будет дезориентирован в области профессионального выбора своей деятельности.

Проблема домашнего насилия – одна из форм жестокого обращения с детьми. Она является наиболее латентной из всех форм насилия. В нашей стране она имеет такие же уродливые формы, как и во всём мире, но масштабы, по нашим предположениям, значительно больше. Причин для этого много. Во-первых, уровень родительского пьянства и алкоголизма, причем в нашей стране не существует системного профилактирования. К этому можно отнести и ряд других зависимостей, таких как наркомания, игромания. Втаких семьях дети систематически подвергаются жестокому обращению в той или иной форме. Во-вторых, очень большой процент неполных семей, где матери иногда вынуждены идти на сожительство с мужчинами, которые проявляют жестокость по отношению к детям. Нередкими бывают случаи, когда отчимы или сожители склоняют и детей к сожительству. Но и сами матери, случаи в педагогической практике такие бывали, сдают «в наём» своих детей (чаще девочек), как правило, это алкоголизирующие матери или зависимые от наркотиков. В-третьих, это семьи, где родители являются представителями сектантских религиозных групп.

Приведём виды домашнего насилия, которые встречались в практике работы ЦРЦ:

1. Нерегулярное грубое словесное оскорбление ребёнка, допускающее высказывания в адрес ребёнка, исключающие нецензурную брань;

2. Регулярное грубое словесное обращение с ребёнком, допускающее оскорбительные высказывания в адрес ребёнка, исключающие нецензурную брань;

3. Крайне грубое словесное обращение с ребёнком, с использованием нецензурной брани без рукоприкладства;

4. Грубое физическое обращение с ребёнком, включающее в себя оскорбительные высказывания с использованием нецензурной брани и нерегулярного рукоприкладства;

5. Регулярное физическое оскорбление ребёнка, выражающееся в рукоприкладстве с использованием (или без использования) словесных оскорблений;

6. Крайне грубое физическое оскорбление ребёнка с садистическими проявлениями;

Как правило, подобные виды жестокости по отношению к детям сопровождаются ограничением свободы ребёнка. Такие формы воздействия на детей проявляются со стороны близких родственников или взрослых людей их заменяющих как средство воздействия на детей с целью достижения послушания. Они возникают как следствие отсутствия или потери доверительных отношений с детьми. Нужно сказать, что чаще всего переход от одного вида жестокого отношения к ребёнку к другому происходит в прогрессии ухудшения отношений. Причём усугубление жестокости по отношению к ребёнку не всегда связано с тем, принял ли условия взрослых ребёнок или нет. Иногда ненавистническое отношение со стороны взрослых становится обычно традицией. Как правило, это наблюдается в семьях, где по отношению к родителям в детском возрасте практиковалось жестокое отношение. Нужно сказать, что вообще в обывательских традициях ставропольчан закреплено мнение, что эффективное воспитание не исключает физическое наказание в семье. А грубое отношение к ребёнку, выражающееся в оскорбительных высказываниях не воспринимается таковым. В последнее время в СМИ прошло даже несколько статей, посвящённых этой теме, где физическое наказание выставляется как эффективный в отдельных случаях педагогический приём. Нередки случаи, когда в пример приводится одна из форм наказания плетью, которая использовалась в период колонизации Кавказа в казачьих ватагах. Причём это выдаётся нередко за ценности русской культуры. Безусловно, пропагандирование таких форм воспитания оправдывает и все выше указанные виды жестокого обращения с детьми.

Однако на Ставрополье системная работа по профилактике домашнего насилия не ведётся. Существующие социально-психологический центр и центр реабилитации несовершеннолетних «Доверие» министерства социальной защиты, а также психолого-педагогические центры министерства образования не имеют возможности уделять должное внимание указанной проблеме, а школьные психологи либо не обладают должной квалификацией, либо не имеют времени углубляться в решение проблем такого порядка. Да и сама проблема для решения её одним специалистом (в школе, как правило, выделена одна ставка психолога) слишком неподъёмна и сложна, а иногда и опасна. В результате решением этой проблемы не занимается должным образом никто. В крае существует негосударственная организация «Пропси», пропагандирующая важность психологической профилактики кризисных проявлений в поведении детей и подростков. Однако её деятельность также не может покрыть все проблемы, существующие на Ставрополье. В результате можно констатировать, что на Ставрополье отсутствует систематическая работа по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях.

Таким образом, не только консервируется практика, но и расширяется зона жестокого обращения с детьми в семьях. Нужно отметить, что это ухудшает и без того сложную атмосферу человеческих отношений на Ставрополье, связанных с межнациональными конфликтами, имевшими место на Северном Кавказе, социальным и экономическим расслоением, а также общим снижением культуры в нашей стране. Кроме того, последствия жестокого обращения с детьми, как правило, приводят к отвлечению ребёнка от своих внутренних потребностей реализации творческого потенциала. И, конечно же, как цепная реакция, жестокое отношение родителей к ребёнку сможет впоследствии закладываться в стереотип отношений его, как будущего родителя, с детьми. Для нашего фонда, помимо указанных опасностей, есть типичное проявление детей, испытывающих жесткость со стороны своих родителей. Депрессионное отношение является причиной жестокого обращения с детьми, а наркомания и алкоголизм – следствие таких депрессий. Поэтому в рамках созданных Центров Родительской культуры на базе двух школ одного из наиболее сложных микрорайонов г.Ставрополя, являющихся пилотной площадкой СтРО РБФ «НАН» совместно с министерством образования Ставропольского края, в течение 2008-2009 гг.осуществлялась работа по профилактике кризисных проявлений детей и молодёжи путём вовлечения в профилактическую деятельность родительского сообщества. В результате в обеих школах образовались неформальные общественные объединения родителей, одним из направлений деятельности которых является профилактика жестокого обращения с детьми. Важным ресурсом такой интерактивной формы работы школы и общественной организации (СтРО РБФ «НАН») является то, что вовлечение родителей открывает новые возможности получения информации о состоянии проблемы в семьях от соседских сообществ и новые механизмы воздействия, направленные на их решение, а также вовлекает в сферу профилактики новых авторов – родительскую и соседскую общественность. Безусловно, работа должна вестись при контроле со стороны профессиональных социальных работников и психологов.

Поэтому СтРО РБФ «НАН» рассматривает Центры Родительской Культуры как важный фактор профилактики жестокого обращения с детьми в местном сообществе.

Как правило, семья, в которой по отношению к ребёнку проявляется жестокость, закрыта от социума. Интервенция в такую семью может и усугубить проблему. Однако без идеологического воздействия на родителей, проявляющих жестокость, изменение ситуации невозможно. Кто сможет стать тем позитивно воздействующим субъектом на взрослого, проявляющего жестокость? Так или иначе, на изменение ситуации может повлиять только медиативный процесс. Грамотная интервенция в семью без посредничества невозможна. Посредником (медиатором) может стать друг семьи, знакомый, сосед или педагог. Алгоритм работы Центра будет выстраиваться следующим образом: проведение информационных кампаний на педсоветах, родительских собраниях, на собраниях, проводимых домкомами; публикации в СМИ; издание ежемесячного подъездного информационного вестника (с параллельным вывешиванием его на сайте ЦРК), в котором будут анонсироваться профилактические программы и мероприятия.

Практика работы ЦРК показывает, что после проведения информационных кампаний важна организация системных консультаций. Поэтому и должны быть организованы еженедельные консультации психологов, юристов и социальных работников по вопросам жестокого обращения с детьми. Но кроме консультаций должен существовать механизм изменения качества жизни семьи, в которой имеет место жестокое обращение с детьми. Нужно сказать, что для вовлечения членов семьи, в которых практикуется жестокое обращение, в профилактические программы нужно сделать так, чтобы он стал для них не унизительным (имеются в виду те случаи, где нужна профилактика, а не оперативное вмешательство). Особенно это касается тех, кто действительно не понимает, что его обращение с ребёнком – это насилие и жестокость. Поэтому профилактические программы могут носить образовательный характер. Это своего рода родительский университет. Хотя обучение на его занятиях могут проходить не только представители указанной целевой группы. Здесь могут повышать свою квалификацию и другие акторы, работающие в интересах детей и молодёжи.

Тем более, что для грамотного выявления случаев жестокого обращения и организации общественного давления на родителей необходимо также обладать соответствующими знаниями и умениями. Кроме того, нужно уметь дать правильную квалификацию с тем, чтобы определить, что нужно делать – обращаться к профилактическим программам или правоохранительным органам. Именно поэтому проект, разработанный СтРО РБФ «НАН», «Родительский ОЛИМП» (Общественный локальный институт мирового посредника) ставит своей целью организацию образовательных программ, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми для родителей и других акторов, осуществляющих свою деятельность в интересах детей на базе Центров Родительской Культуры, созданных на базе школ Северо-Западного района г.Ставрополя. Организация работы Общественного локального института мирового посредничества (ОЛИМП) будет включать в себя следующие направления деятельности:

• Курс ответственного родительства (КОР); На базе этого курса будет осуществляться обучение родителей, желающих совершенствовать свои педагогические навыки, а также те, кому даёт направление комиссия по делам несовершеннолетних. Это одна из форм предупреждения родительской жестокости.

• Курс семейной терапии (КСМ); Причиной жестокого обращения к детям является пьянство, алкоголизм, наркомания и другие формы зависимостей. Курс семейной терапии должен явиться ресурсом для семей, страдающих от этих пороков. На базе этого факультета может сложиться работа групп самопомощи — созависимых. Также здесь могут складываться группы по преодолению традиций жестокого обращения; Работа будет проводиться 2 раза в неделю. Занятия будут вести специалисты психологи, юристы и социальные работники.

• Курс организации местного сообщества (КОМС); На этом курсе может осуществляться дополнительное обучение домкомов, социальных педагогов, представителей социальных служб, работающих по месту жительства и представителей общественных организаций, работающих в интересах детей. Работа будет проводиться 2 раза в неделю. Занятия будут вести специалисты психологи, юристы и социальные работники. Нужно сказать, что в основе работы ЦРК лежит развитие родительского добровольчества. Поэтому важным ресурсом его деятельности являются сами родители. Реализованный проект показал, что механизм добровольческих программ «родитель-родителю» работает. Его нужно развивать и превращать в традицию, как естественнокультурный инфраструктурный компонент реабилитационного пространства для детей и молодёжи и их семей. Это, по большому счёту, хорошо забытое старое, т.к. в культуре россиян раньше хорошо работали механизмы воздействия на семьи и их отдельных представителей, являющихся факторами социальной опасности.

Безусловно, эффективность решения проблем жестокого обращения с детьми в семьях зависит от сбора информации о таких семьях. Необходимо создание закрытой базы данных, доступ к которой может быть разрешён только тем специалистам, деятельность которых тесно связана с профилактикой этих явлений. Но к сбору такой информации могут быть привлечены: участковые врачи, милиционеры, социальные педагоги, классные руководители, руководители домовых комитетов и другие.

Для организации такой работы понадобится общественно-государственный орган, осуществляющий свою деятельность на принципах социального партнёрства. Таким органом станет Общественный Экспертный Совет (ОЭС).

ОЭС создаётся из специалистов, работающих в интересах детей в районе, с целью разработки и реализации индивидуальных и групповых программ профилактики жестокого обращения с детьми. Разрабатывается Положение о Совете. В него входят председатели домовых комитетов, секретарь КДН, руководитель ОПДН, психологи, социальные педагоги, представители социальных служб и общественных организаций, работающих здесь и реализующих свои проекты на территории микрорайона. Все указанные представители служб так или иначе заинтересованы в создании профилактических программ детского неблагополучия. Для работы с базами данных Советом определяются конкретные специалисты, которые для рассмотрения на заседаниях готовят соответствующие материалы. Совет проводится не реже одного раза в месяц, где принимает решение о направлении на курсы «Родительского ОЛИМПа» родителей или лиц их заменяющих для участия в профилактических занятиях. Затем осуществляется мониторинг социальных изменений семей, прошедших через учебные программы, и принимается решение о дальнейшей работе с той или иной семьё.

Дети из семей, где по отношению к ним допускалось жестокое отношение, привлекаются к различным программам, организуемым Движением Добровольцев Ставрополья, таких как «ГУРД» (программа общественного воспитателя для детей группы риска из числа студентов – профессионалов социальной работы) и «ГОМЕР» (программа школьной детской медиации).

Для достижения поставленных целей будет:

1. Проведено исследования с целью выявления семей, где наблюдается жестокое обращение с детьми;

2. Составлена база данных по детям, страдающим от жестокого обращения в семье;

3. Организовано проведение консультаций с представителями заинтересованных сторон – Комиссии по делам несовершеннолетних, администраций школ, специализированных служб, медицинских учреждений, советов микрорайона, органов опеки, общественных организаций, Городской Думы, местных СМИ.

4. Проведен круглый стол, на котором будут представлены результаты исследования, обсуждена проблема насилия в семье, намечены пути взаимодействия представителей различных организаций в процессе решения проблемы;

5. Создан Общественно-Экспертный Совет по проблемам жестокого обращения с детьми на базе КДН;

6. На базе двух школ организована регулярная консультация психолога для родителей;

7. На базе двух школ организованы реабилитационные занятия для детей, пострадавших от семейного насилия, с элементами йоги;

8. Проведен отбор специалистов (психологов, социальных работников) для работы на курсах «Родительский ОЛИМП»;

9. Организован семинар для отобранных специалистов по технологиям работы с детьми – жертвами семейного насилия;

10. На базе двух школ организованы курсы по следующим направлениям: — ответственное родительство; — семейная терапия; — организация местного сообщества;

11. Организован мобильный палаточный лагерь (переход через перевал к Черному морю);

12. Проведена итоговая конференция с участием представителей социальных служб, советов микрорайона, школ города, комиссий по делам несовершеннолетних, общественных лидеров, журналистов местных СМИ

Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта:

• будет продолжено развитие Центров Родительской Культуры, общественного инфраструктурного подразделения реабилитационного пространства или восстанавливаемой безопасной среды для детей и подростков;

• будет создан Общественно Экспертный Совет по проблемам жестокого обращения с детьми на базе КДН Промышленного района;

• будет усовершенствовано ведение базы данных КДН, где будет выделено отдельное направление – жестокое обращение с детьми;

• на базе ЦРК будет организован «Общественный локальный институт мировых посредников»;

• будут организованы курсы для старших домов и подъездов, что будет способствовать развитию системы местного самоуправления;

• в деятельности коммунальных служб (домовых комитетов) появится не обременяющая их ответственность – мониторинг жестокого обращения с детьми, что будет способствовать возрождению соседской общины на уровне домов и подъездов и контролю со стороны общественности за проявлениями жестокости в отношении детей;

• появятся регулярные образовательные курсы для родителей коррекционной и развивающей направленности, что будет способствовать созданию на базе пилотных школ групп самопомощи по преодолению родительских девиаций, приводящих к жестокому обращению с детьми;

• будет организовано ежемесячное издание информационного вестника профилактической направленности «Родительский Олимп»;

• сложится основа системной профилактической работы в микрорайоне (на уровне местного сообщества) по жестокому обращению с детьми, что является на сегодняшний день наиболее слабым звеном в системе предупреждения насилия в отношении детей;

• будет создан прецедент общественно-государственного контроля и профилактики проявления жестокого обращения с детьми.

Описание методик, технологий, моделей, применяемых в рамках Проекта.

Проект будет реализовываться на основе современных технологий:

• межсекторное взаимодействие – организация взаимодействия государственных и общественных организаций, чья деятельность направлена на защиту Прав детей;

• «равный-равному» — привлечение к информационным и образовательным программам, а также к программам работы групп самопомощи самих родителей. Особенно тех родителей, у кого в семьях наличествуют проблемы жестокого обращения с детьми;

• ювенальные технологии – ряд технологий, предлагаемых РБФ «НАН» для создания реабилитационного пространства для детей, попавших в сложные жизненные ситуации;

• организация групп самопомощи – организация регулярной работы родительских групп, имеющих сходные проблемы с целью организации психолого-педагогической поддержки друг друга и организации социальной и информационной работы, направленной на профилактику проблемы;

• организации местного сообщества – создание условий безопасности для детей в рамках местного сообщества: микрорайона, посёлка, дома, подъезда и .т.п.), с применением методик, направленных на расширение добрососедских отношений, коллективной ответственности, развития программ общественно полезной деятельности и расширения участия проживающих в сообществе граждан.

Методики, которые будут применяться при этом следующие:

• организация интерактивных семинаров и тренингов – семинары и тренинги с активным участием слушателей, с применением всех форм информационной деятельности, а также с проведением деловых игр и разработкой планов работ и социальных проектов;

• интервенции в «кризисные» семьи – поэтапное включение в адаптационные и образовательные программы членов семей, в которых замечены проявления жестокого обращения с детьми;

• составления и ведения баз данных – работа по сбору, обработке, хранению и корректировке информационных материалов по проблемам жестокого обращения с детьми в семьях. Информация должна носить анонимный характер. Допуск будет разрешен только непосредственным участникам программ профилактики жестокого обращения с детьми.

• проведения социальных исследований – методики социологических исследований: анкетирование, наблюдение, собеседования, обработка материалов, составление исследовательского резюме;

• организации общественно-экспертного совета – совет по профилактике жестокого обращения с детьми, создаваемый при КДН Промышленного района с целью координации деятельности

• занятия физическими упражнениями с родителями и детьми с использованием элементов йоги,

• организация летнего передвижного лагеря – метод расширения доверительных отношений, как важного фактора детской безопасности, между участниками добровольческих программ профилактики жестокого обращения с детьми и других проявлений кризисного состояния семей.

• проект будет использовать модель ОАШ (общественно активных школ), опыт Краснодарского края (г. Сочи) и Волгоградской области («Территория ОАШ»), а также инновационную модель реализованного проекта Ставропольского регионального отделения РБФ «НАН» «Центры родительской культуры».

• в процессе реализации проекта модель ЦРК будет усовершенствована фокусными курсами «Родительский «Олимп», направленными на профилактику жестокого обращения с детьми.

Формы и методы распространения результатов проекта:

1. Публикации в СМИ;

2. Приглашение на итоговую конференцию руководителей районных и городских управлений образования;

3. Издание методических материалов по результатам реализованного проекта;

4. Выступление на Краевой конференции министерства образования Ставропольского края;

5. Проведение консультаций с районами, изъявившими желание создать на базе школ ЦРК и «Родительский «Олимп»;

6. Будет создан учебный фильм и плакаты «Центры Родительской Культуры» и «Родительский «Олимп» и распространён через министерство образование по Ставропольскому краю.

Ресурсное обеспечение Проекта:

• в пилотных школах для организации работы ЦРК выделены специальные помещения;

• в результате реализации проекта «Центры Родительской культуры» было приобретено оборудование для каждой школы:

• персональные компьютеры, принтеры, видео оборудование с большими ж/к мониторами, медиа проекторы, литература психолого-педагогического содержания, туристическое и спортивное оборудование;

• за время реализации предыдущего проекта силами ведущих специалистов по организации работы с родительской общественностью из Москвы были подготовлены учителя и представители родителей пилотных школ;

• для проведения обучающих семинаров со специалистами, которые будут работать на курсах ЦРК, будут приглашены ведущие специалисты в области профилактики жестокого обращения с детьми (автор учебников, изданных РБФ «НАН», Е.И. Цымбал «Жестокое обращение с детьми) и специалист, имеющий опыт организации соседских общин (профессор ВШЭ);

• для организации походов организация обладает опытными квалифицированными инструкторами;

• в офисе СтРО РБФ «НАН» имеется множительная техника: 2 ксерокса, ротапринт; 5 персональных компьютеров, 4 принтера, один из которых – цветной; туристическое оборудование с передвижной электростанцией;

• на базе краевой детской библиотеки им. А.Екимцева создан информационный центр с большой информационной базой по всем вопросам защиты прав детей, в том числе и по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми.

Проект «Родительский «Олимп»