Общественно активная школа в системе общественно-ориентированного образования

17.10.2021

Самоуправление в общеобразовательном учреждении среди педагогов обсуждается давно. Уже разработано несколько достаточно масштабных программ развития самоуправления в общеобразовательном учреждении, и эти программы пробуют распространить с разной результативностью в регионах России. Одной из таких технологий является «технология ОАШ», а точнее – «Общественно активная школа в системе общественно-ориентированного образования», распространителем которой является Центр «Сотрудничество» г. Красноярск, при поддержке организации «Educated Choices Heighten Opportunities». Помимо красноярского существует алтайский вариант, автором которого является И.К. Шалаев, его технология носит название «Мотивационное управление образовательным учреждением». Эта технология продвигается алтайцами во взаимодействии с Международной ассоциацией содействия школьным советам. Наверняка есть ещё примеры, но, думается, что суть за некоторыми нюансами остаётся та же – общественный договор между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, направленный на создание условий безопасного проживания, реализации творческого потенциала, участие в общественно полезной деятельности детей и подростков в местном сообществе. И главным координатором деятельности всех участников выступает школа, как целевое социальное учреждение в микрорайоне, финансируемое государством на налоги тех же самых родителей и учителей.

Школа на сегодняшний день самое конфликтное социальное учреждение. Здесь могут разворачиваться и тлеть конфликты всех со всеми: ученики с учениками, учителя с учителями, ученики с учителями, родители с учителями и т.д. И понятно, здесь сталкиваются интересы самых разных социальных групп. Поэтому технология «ОАШ» также может быть катализатором конфликтов. Самоуправление вторгается в сложные финансово-экономические отношения. Здесь сталкиваются интересы двух социальных групп: педагогов и родителей. И каждая из данных социальных групп может быть заинтересована в достижении собственных целей, если их цель не состоит в реализации творческого потенциала детей или профилактике их неуспешности.

Конечно, при недофинансировании учреждений образования, школьные коллективы заинтересованы в привлечении дополнительных средств, в том числе и за счёт помощи родителей. Родители, разные по своим материальным возможностям ищут наиболее приемлемые варианты устройства своих детей. Но главная составляющая их интереса – устроить ребенка в то образовательное учреждение, которое, как им кажется, создаст их детям наиболее комфортные условия обучения и предоставит наилучшие возможности для получения качественного образования. Так или иначе, но компромисс находит абсолютное большинство родителей и школьных коллективов.

Однако в этом процессе не задействован ещё один важный участник – сам ребёнок. Специалисты правильно говорят, что при таком «сговоре» между системой образования и родителями, теряют свою субъектность в качестве полноправной социальной группы, которая в не меньшей степени, чем две другие группы заинтересована в активном участии в процессах, происходящих в том образовательном учреждении, где они обучаются. А ведь именно самоуправление может являться самым важным критерием при выборе места обучения подростка, поскольку оно реальный залог безопасности школы, её открытости, не коррумпированности и гражданской зрелости. В такой школе не может держаться безграмотный учитель или хитрый вымогатель. И уж понятно, что процессы, связанные с распространением средств зависимости тут же будут выявлены и будут предприняты все возможные эффективные средства защиты детей от них.

Программы развития ученического самоуправления развивают, прежде всего, субъект — субъектные отношения «учитель- ученик». Родители и образовательное учреждение, работающее по такой программе, не могут не обращать внимания на то, как изменяются отношения между такими субъектами, как «педагогический коллектив – коллектив обучающихся», «обучающийся – обучающийся» в школе, но и за её пределами, например, «родитель – ребенок (обучающийся)». В местном сообществе изменения происходят в таких парах, как «родители – дети (вообще)», «родители – родители». Таким образом, закладываются отношения практически между всеми членами местного сообщества, т.к. все люди либо чьи-то дети, либо чьи-то родители.

Технология ОАШ, применяемая на Ставрополье внедряется по красноярской модели, здесь же она рассматривается с точки зрения профилактики молодёжной неуспешности. Понятие «школьное самоуправление» в наибольшей степени подходит и к реализации большой программы включения молодых людей, обучающихся в образовательных учреждениях, и их родителей в процесс управления образовательным учреждением для гражданского воспитания и социализации молодежи. С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации, всего населения в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений. Авторы технологии ОАШ правы в том, что эти взаимоотношения очень существенны для каждого их участника и что они во многом определяют судьбы своих участников на многие годы.

Становление молодого человека как гражданина происходит всегда при влиянии ближайшего социального окружения, в котором он проживает с младенческого возраста и до окончания общеобразовательного учреждения. Административное, правовое, материальное, политическое влияние на процессы, происходящие в малом сообществе, где вырастает ребёнок, должны были бы оказывать муниципальные (местные) органы власти, которые всю свою деятельность должны строить на принципах самоуправления. И школа, как известно, является одним из основных элементов системы муниципальных учреждений, на которую должны были бы естественным образом переноситься принципы самоуправления.