Программа «Перевал: в поисках страны Толерандии»

16.01.2022

Актуальность программы.

От жизненной позиции молодого человека, его ценностей и мировоззрения зависит то, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим. Формирование толерантности и доверия у молодежи – это основа для осуществления будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Программа «Дружественный перевал» предполагает организацию передвижного социально- профилактического миротворческого лагеря для детей различных национальностей, проживающих в зоне межнационального конфликта.

Цель программы: достижение уровня дружественного взаимодействия, создание атмосферы доверия и сотрудничества детей различных национальностей и формирование добровольческих команд в целях предотвращения возможности вовлечения молодежи в межнациональные конфликты.

Методы проекта:

1. Преодоление препятствий в условиях горного экстрима. Романтика вершин и красота гор, приключения и риск, свобода и самоопределение – те чувства и эмоции, которые испытывали ребята, преодолевая усталость и слабость на пути к долгожданному Черному морю.

2. Совместное проживание в лагере. В течение всего времени ребята жили в едином лагере: вместе готовили пищу на костре, спали в палатках, собирали рюкзаки, шли в горы, радовались успехам и обсуждали неудачи. Совместное общежитие и события каждого дня способствовали созданию и развитию открытого пространства общения и сотрудничества для детей различных национальностей.

3. Тренннговая работа в условиях дикой природы. Интерактивные занятия и тематические игры стали одной из эффективных и интересных форм работы с ребятами по формированию качеств толерантной личности. Групповые занятия проходили на свежем воздухе в окружении живописной природы Кавказа. Тренинги включали в себя 4 темы: «Доверие», «Ответ- ственность», «Командообразование» и «Толерантность».

4. Ролевая игра «В поисках страны Толерандии». Преодоление препятствий ребятами проходило в формате ролевой игры, что способствовало достижению эффекта «приключенческой терапии». Участникам проекта предстояло осуществить важную миссию – найти давно потерянную людьми страну мира Толерандию. Передвигаясь по карте древних атлантов, отряды племен собирали ценности, которые растеряли жители этой страны.

5. Участие добровольцев. Участие студентов-добровольцев в проекте было важным элементов педагогической работы. Общность интересов, схожий язык, примерно равный возраст, статус создавали предпосылки для доверительного общения и донесения позитивных ценностей для ребенка исключительно через диалог с ним.

Реализация программы.

1-ый день. Знакомство.

1. Представление. Тренер представляется группе и знакомит ребят с целями групповых занятий проекта и программой тренинговых занятий: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут…, нам с Вами предстоит осуществить уникальное путешествие на море через живописные места Кавказа. Конечно, это и интересно, но в то же время каждому из Вас потребуется приложить усилия, чтобы преодолеть препятствия. В результате вы научитесь понимать себя и окружающих, управлять своими чувствами и находить выходы из трудных ситуаций. Мы будем все это время работать в командах, поэтому от того, насколько у нас будет получаться справляться с трудностями вместе, будет зависит результат работы нашей команды. Прежде чем мы выйдем в горы, где потребуется внимательность, ответственность, поддержка друг друга и единство, у нас с вами пройдут тренинговые занятия, которые помогут нам с вами создать надежную и сплоченную команду…».

2. Игра «Имя и поход». Участники по кругу называют свое имя и какой-либо предмет, который по их мнению, нужно взять с собой в поход, причем на ту же букву, что и начинается их имя. Каждый участник, прежде чем, назвать свое имя предмет, повторяет по кругу всех других участников, начиная с первого. Вариант 2. Игра «Имя – жест». Каждый участник представляется и показывает какой-то характерный для него жест или движение и говорит: «Меня зовут…, я люблю делать так…». Группа за ним повторяет и одновременно показывает движение: «Тебя зовут…., ты умеешь делать так…».

3. Игра «Построится по…». Все становятся в круг, и тренер дает задание: построиться по алфавиту в соответствии с первой заглавной буквой имен участников. После выполнения упражнения участники еще раз называют свои имена.

4. Игра «Покрывало». Участники делятся на две команды, располагаясь друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С двух сторон от одеяла по стулу. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал, забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая «перетянет« к себе больше игроков, т.е. та команда, которая знает больше имён.

5. Игра «Интервью» (если будет время). Участники разбиваются на пары. В течение 5 минут участники по очереди берут друг у друга интервью, отвечая на разнообразные вопросы собеседника, которые помогают его лучше узнать. Затем участник 1 представляет своего собеседника, говоря от его имени: «Здравствуйте, меня зовут…, я родилась в городе…, я люблю…». При этом рассказывающий кладет руки на плечи своему собеседнику.

6. Принятие правил группы (по мере необходимости). Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить. Вторая часть называется «Опасения». Здесь снова в режиме мозгового штурма каждый высказывается на тему: чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.

И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания и не сбылись опасения.

Правила могут быть следующие:

• Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.

• «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.

• Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.

• Слушать и слышать или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.

• Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.

• Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую с песней; косить сено с музыкой; рисовать газету зубочистками, УРРА!!! Участники делятся на группы и обсуждают правила. Затем презентуют результаты работы групп на общем поле. Тренер записывает правила на ватмане.

Материалы: 3 карточки с правилами. Ватман. Маркер. Скотч.

7. «Мое племя». Работа в команде над выработкой девиза и кричалки племени. День второй «Сплочение» — Маршрутная игра.

1. Игра-разминка «Главы племени». Тренер предлагает участникам поздороваться друг с другом. Тренер сообщает о том, что осо- бенностью племени … является очень важная черта – приветливость (дружелюбность) , и наша цель – поздороваться со всеми. Но в каждом племени ритуал знакомства свой, поэтому будем знакомиться сначала так: пожатие левых рук – пожатие правых рук – левое колено к правому колену – правое колено к левому – произнесение имен. Для того чтобы избежать непонимания, тренеру можно показать этот ритуал с одним из участников. В зависимости от активности группы ритуал можно изменять.

2. Тренер приветствует и проводит инструктаж участников: «Сегодня вашему племени предстоит пройти серию испытаний, которая называется «Марш- рутная игра». По прохождению всех испытаний у вашего племени будет возможность приступить к поиску самого первого утерянного качества Древнего Государства и найти часть карты, по которой все племена смогут продолжить маршрут. Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий, каждый из вас должен « бросить себе вызов», т.е. быть готовым выступить на все 300%. Некоторые испытания могут быть связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга. Помните, успех игры зависит от вас и от сплоченности вашей команды. Вы справитесь, если будете единой командой. В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. Если какое-либо испытание не удается долго пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к непройденному испытанию. Это будет непросто, но я уверен(а), очень увлекательно».

3. Игра-разминка «Хлопки». Перед началом Маршрутной игры тренер предлагает племени определить насколько группа готова к сплоченной работе и проводит игру «Хлопки». Все участники встают в круг. Для передачи хлопка участнику нужно повернуться слева находящемуся от него партнеру, посмотреть ему в глаза и передать хлопок. Условие – хлопок должен передаваться одновременно. Таким образом хлопок передается по кругу. У группы должен выработаться определенный ритм хлопка, не увеличивая или уменьшая скорость. Затем, когда хлопок успешно прошел круг, можно добавить еще один хлопок. Получается два передаваемых хлопка в кругу. После упражнения, напом- ните участникам, что будучи группой, мы зависим друг от друга определенным образом, стараясь добиться лучших результатов.

4. Станция «Путанка». Проведение: все становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо распутаться. В результате распутывания должен получиться круг.

5. Станция «Кочки». На земле обозначены две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя. Оце- ниваются точность и скорость переправы на другой берег, оригинальность найденного способа, а также дружность команды, способность конструктивно подходить к принятию общего решения, согласованность действий.

6. Станция «Мост». Две команды становятся по разные стороны моста (например, бревна). Мост длиной примерно 3-5 метров, шириной – полметра. По команде участники одновременно с двух сторон начинают перебираться на другую сторону моста. Игра не на скорость. Постоянно необходимо напоминать детям о необходимости поддерживать друг друга. Тренеры должны следить за техникой безопасности, страховать детей с двух сторон моста.

7. Станция «Треугольники». Повязки на глаза для всех членов команды, веревка длиной 6 м. Завязать всем членам группы глаза. Веревка лежит где-нибудь недалеко, участники не видят где именно. Инструктаж «Где-то здесь в лежит веревка. Ваша задача – найти ее и сделать из нее равнобедренный треугольник. Не забудьте и то, что когда вы попросите ведущего оценить вашу фигуру, вся команда должна держать в руках этот треугольник». Если играющие просят Вас оценить их фигуру, сначала спросите: «Вы уверены, что это равнобедренный треугольник?« Если они согласны, попросите их аккуратно положить веревку на землю и затем развязать глаза и посмотреть на фигуру.

8. Станция «Электрическая цепь». Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя, таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней – встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны под- няться. Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно. Не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

9. Станция «Паровозик». Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.

10. Станция «Катастрофа в пустыне». Известными аналогами этой игры являются «Кораблекрушение», «Посадка на Луне». Упражнение имеет широкий диапазон задач: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху«, видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д. но в тренинге развития самосознания ведущему следует помимо указанного акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить« механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы). Время на это упражнение – не менее полутора часов. Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию: — С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При перелете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались не поврежденными после ката- строфы. Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов: 1. Охотничий нож. 2. Карманный фонарь. 3. Летная карта окрестностей. 4. Полиэтиленовый плащ. 5. Магнитный компас. 6. Переносная газовая плита с баллоном. 7. Охотничье ружье с боеприпасами. 8. Парашют красно-белого цвета. 9. Пачка соли. 10. Полтора литра воды на каждого. 11. Определитель съедобных животных и растений. 12. Солнечные очки на каждого. 13. Литр водки на всех. 14. Легкое полупальто на каждого. 15. Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут. Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения. По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итог игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему». Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивиду- альной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа: Что вызвало твою удовлетворенность (не- удовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет? Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение? Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу? Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер? Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями? Какие способы поведения оказались наименее результативными? Какие только мешали общей работе? Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников? Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д. При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками. Практически всегда возникает вопрос о «правильном« ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которыми мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время, как другая часть имела ввиду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания. Итак, ответ:

11. Станция «Коллективный счет». Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы — называть по порядку числа до числа соответствующему количеству человек в группе. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто качнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или не вербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе и слушать других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда, но кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема.

12. Станция «Преграда». Тренер натягивает веревку (необходимы два столба, дерева) на уровне талии участников команды. Команде нужно пройти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется – веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу 

13. Станция «Бычий глаз». Участника дается диск и привязанными веревками. Каждый участник берется за конец веревки. Задача группы: с помощью диска перенести лежащий на земле теннисный мячик в указанную тренером точку.

14. Станция «Крокодил». Исходные условия: участники садятся на землю (пол) вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников подняты над головой и согнуты в локтях. Первый участник встает и ложится спиной на руки сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в «хвост« группы. Задание: переправить таким образом всех участников.

Ограничения: • переправляющим участникам нельзя вставать; • переправляемый участник не должен касаться земли (пола); • при падении или касании земли (пола) передаваемым человеком упражнение выполняется всей группой с начала.

День третий «Доверие». Игра – приветствие «Доброе слово». Участник становятся в круг. Каждому из участников необходимо наклонится к своему соседу и дотронувшись до его плеча, тихо, так чтобы другим не было слышно, прошептать на ухо: «Я желаю тебе… (далее следует доброе слово). Каждый придумывает свое доброе слово. Игра заканчивается, когда доброе слово услышит в свой адрес участник, который начинал игру.

1. Упражнение «МЯЧИК». Команда выстраивается в круг, лучше по принципу «мальчик-девочка». Задача: не используя руки передать мячик зажатый подбородком от первого игрока до последнего. Если мячик падает задание начинается выполняться заново. Материалы: мячик.

2. Упражнение «ПОЙМИ МЕНЯ». Команда выстраивается в колонну (в затылок друг другу). Первый участник команды поворачивается к ведущему этапа и вытягивает один из предложенных ему вариантов видов спорта, которые написаны на карточках. После этого он поворачивается назад, хлопает по плечу 2-го участника команды. После того, как он к нему повернулся 1-й игрок без слов, используя только мимику и жесты, показывает впереди стоящему выбранный вид спорта (например: биатлон, фехтование, фигурное катание и т. д.) Если 2-й игрок понял, он показывает это кивком головы и поворачива- ется вперед и хлопает по плечу следующему игроку, если же нет, то 1-й игрок повторяет свой показ. Последний игрок в колонне ничего не показывает, он только называет тот вид спорта, который ему показали. При проведении этого этапа важно проследить, чтобы игроки до того, как их по- просят повернуться, не поворачивались.

3. Упражнение «ЧУВСТВО НА СПИНЕ». Упражнение выполняется молча. Тренер прикрепляет к спине каждого участника карточку с названием чувства (из списка). С помощью мимики и жестов, без слов, участники должны помочь друг другу понять, какое чувство написано у них на карточке. Если участник решил, что он знает название своего чувства, он садится на стул или помогает другим понять, что написано у них. Затем каждый по кругу называет предполагаемое чувство, говорит, чья пантомима помогла ему больше всего. Можно попросить этого человека показать это чувство еще раз, всему кругу. Обсуждение. Легко ли понять, какое чувство выражает другой человек? Что при этом в его поведении помогает, что мешает? Легко ли самому выражать чувство? Есть ли разница в выражении позитивных и негативных чувств? Материалы: карточки с названиями чувств.

4. Упражнение «ТРОПА ДОВЕРИЯ». На земле из веревки выкладывается весьма извилистая не широкая дорожка, вдоль которой рисуются кружочки, которые при проведении этого этапа займут игроки. Одному из игроков пришедшей на этап команды завязываются глаза, затем его раскручивают и ставят на линию старта. Задача этого игрока, а значит и всей команды в целом, пройти до линии финиша, по возможности, не наступив на линии дорожки. Игроки, которые расположились вдоль дорожки в кружочках по- могают игроку с завязанными глазами командами: «вперед», «назад», «влево», «вправо», «стоп», оставаясь при этом на своих игровых местах. Материалы: веревка, бумага.

5. Упражнение «НЕ ПОДХОДИ КО МНЕ». Цель. Получение опыта вторжения в собственное индивидуальное пространство, определение индивидуального пространства каждого участника (15 минут). Инструкция. Участники стоят в кругу В центр круга выходит первый подросток, остальные по очереди медленно подходят к нему. Как только один и участников приблизится к стоящёму в центрё на расстояние, которое вызовет у последнего чувство дискомфорта, он говорит: «Стоп!». Далее выходит второй, третий и т. д. Задача подростков запомнить, на какое расстояние можно подходить к каждому члену группы, чтобы ему не стало неприятно. Ведущий: У каждого человека существуют индивидуальные границы — расстояние, нарушать которое разрешается только самым близким людям: родственникам, друзьям. Наверное, каждый из нас был свидетелем беседы двух людей, один из которых наступает, наскакивает, рассказывая что-то, а второй отступает от него. Вот этот момент первый нарушает индивидуальное расстояние второго. Наскакивающий становится неприятен, и его информация не воспринимается. Конечно, это зависит от такта и воспитания, от культурных традиций. Индивидуальные границы определяются и той местностью, где человек живет: например, в тундре или пустыне с небольшой долей населения люди общаются на большом расстоянии и их индивидуальное расстояние также велико. В условиях скученности индивидуальное расстояние сокращается. Общаясь с другим человеком, будьте внимательны, если ваш собеседник отходит от вас при разговоре значит, вы нарушили его индивидуально расстояние. Не следует на него обижаться, важнее определить какое расстояние не вызовет у него дискомфорта. Примечание. Ведущим также следует пройти через эту процедуру, чтобы быть на равных с ребятами, не стоит лукавить и разрешать подходит на расстояние неприятное вам.

6. Упражнение «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ». Участники команды делятся на пары. Один участник- «слепой» (ему завязываются глаза, другой — «поводырь». Поводырь должен провести слепого по выбранному маршруту, включающего залезания на возвышенности, пролезания под низко нависшими «деревьями и ветками«, протискивания между деревьями и т.д. потом участники должны поменяться местами. Вопросы для обсуждения: • Было ли путешествие интересным? • Какие эпизоды наиболее понравились? • Были ли в путешествии критические моменты? • Каким был контакт поводыря и слепого? • Чувствовали ли участники общую поддержку, атмосферу взаимопомощи? • Как себя чувствовал слепой, в какой роли легче, в какой труднее, почему? • Если бы упражнение решили повторить, что следовало бы изменить? Материалы: повязки для глаз

7. Упражнение «ИВА на ВЕТРУ». Упражнение проводится в группах из 12 человек (если общее количество участников больше, их можно разделить на несколько маленьких групп). Все участники встают в круг, а один — в центр круга. Очень важно, чтобы у тех, кто стоит в кругу, одна нога была поставлена чуть вперед, для устойчивости. У человека, стоящего в центре круга (по очереди все участники побывают в этой роли) ноги должны быть вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты (по желанию). Все участники кладут руки на стоящего в центре. После того как стоящий в центре участник получит утвердительный ответ на вопрос «Все ли готовы?», он опускается на чьи-либо руки и группа плавно передает его по кругу. Участнику, стоящему в центре, следует не забывать о том, что ноги его должны быть все время вместе и не сгибаться.

8. Упражнение «ДОВЕРЧИВОЕ ПАДЕНИЕ». Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель« для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падаю- щего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине. Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для без- опасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро). Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего. • Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка; • Руки — скрещены на груди и сцеплены в замок; • Голова немного откинута назад; • Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов. Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением: 1) ПАДАЮЩИЙ: «Готовы страхующие?» 2) СТРАХУЮЩИЕ: «Страхующие готовы» 3) МАЭСТРО: «Падай». После приземления покачайте товарища на руках — проявите ласку. Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего «Я»). Попросите каждого поде- литься опытом и чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого: • Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после? • Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе? Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте. Эстафета Группа выстраивается в несколько колонн. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый человек закрывает глаза и пытается петляя их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.

9.Упражнение «Ценность друга». Цели. Это упражнение помогает подросткам понять, какие черты характера они особенно ценят в других людях. Одновременно они учатся обосновывать свои личные предпочтения и защищать собственные убеждения. Материалы: Карточки размером с почтовую открытку для каждого участника. На каждой из них напишите по одному из следующих качеств (если группа небольшая, выберите то, что считаете нужным): искренний, веселый, самоуверенный, аккуратный, спокойный, настойчивый, мужественный, готовый к сотрудничеству, креативный, преданный, ответственный, заботливый, самостоятельный, независимый, разумный, успешный, любознательный, спонтанный, дружелюбный, гибкий, общительный, отзывчивый, нежный, фантазер, легко адаптирующийся, эмоциональный, предприимчивый. Инструкция. Я хочу предложить вам упражнение, в ходе которого вы сможете понять, какие качества цените в близких людях, особенно в хорошем друге или в хорошей подруге. Наши друзья иногда ценят то же, что и мы, а иногда — нет, так что мы можем дополнять и обогащать друг друга. Мы подготовили ряд карточек и сейчас разложим их на полу. На них написаны различные качества и свойства, которые мы ценим в себе и в других. Посмотрите на карточки и постарайтесь молча подумать над тем, какое качество лично для вас важнее всего в хорошем друге. Оставьте карточки на полу. (5 минут). Теперь сядьте на свои места и послушайте, что надо будет делать дальше. Сейчас мы начнем распределять эти карточки между участниками. Каждый из вас может сказать нам, какое качество он выбрал для себя как самое значимое в друге, например: «Я хочу получить карточку «заботливый». Еще кто-нибудь претендует на нее?» Если таковых больше нет, единственный соискатель должен вкратце объяснить группе, почему именно это качество особенно важно для него. Осталь- ные, задавая вопросы, смогут убедиться, что они правильно его понимают. Если претендующий на карточку участник уже объяснил свой выбор и не имеет конкурентов, он может взять ее себе. Но может быть и так, что сразу несколько членов группы захотят получить одну и ту же кар- точку. В таком случае каждый должен объяснить свой выбор, после чего все заинтересованные должны сами определить, кому отдать карточку. Например, кто-нибудь мог бы сказать: «Мне нужен преданный друг. Друзья, которые у меня были в последнее время, оказались ненадежными. Я легко покупаюсь на людей, которые мною обещают, а потом не сдерживают свои обещания. Я хочу попробовать пообщаться с теми, кого хватает на большее». Другой, вероятно, скажет: «Мне нужен преданный друг, потому что у меня дома нет никого, с кем я мог бы поговорить и кто был бы рядом в трудную минуту. Мои родители часто ссорятся, и у меня нет никого, кто бы меня поддерживал». Тщательно взвесьте, кто из вас более убедительно обосновал необходимость именно этого качества в друге. Если вам не удается прийти к единому мнению, то остальные члены группы тоже могут поделиться своими мыслями и впечатлениями. Все ли вам понятно? Примечания. Если участники не могут с ходу прийти к согласию, ведущим следует поделиться своими соображениями или же призвать на помощь группу. При этом важно, чтобы все эти замечания были бы воспринять в качестве стимула, а не как указания. Иногда важно отложить забуксовавшую дискуссию о какой-нибудь одной черте характера и перейти к работе с другими карточками. Обсуждение. Легко ли было определить, что важнее всего в друге? Как ты это делал? В какой степени вы сами обладаете этим качеством? Есть ли у вас друг, который обладает этим качеством? Что было важнее всего на этом занятии? Достаточно ли было взаимо-понимания группе во время распределения карточек? Комментарий. Предполагается, что участники уже хорошо друг друга узнали и достаточно доверяют друг другу, чтобы обсуждать столь важную для них сферу жизни. Ситуация, в которой не- сколько человек претендуют на одну и ту же карточку, требует от остальных членов группы терпения, чуткости.