Командообразование в местном сообществе

20.06.2021

Выше уже говорилось о приоритетности профилактической работы на уровне местного сообщества. В принципе сегодня всем, кто, так или иначе, работает или сталкивается с вопросами профилактики детской и молодёжной неуспешности, понятно, что основная работа по её профилактике должна строиться на уровне общин. Есть одна маленькая деталь: дело в том, что-то, что мы называем местным сообществом или общиной, у нас этого нет. Есть территориально близко проживающие семьи и просто люди, есть нечто похожее на сообщество, основанное на широких родовых или консервативных соседских, этнических или вероисповедальных традициях. Но в том современном понимании этого слова, которое обозначает гражданский процесс – нет. Поэтому нам приходится, преодолевая нигилизм всех социальных институтов, практически создавать местное сообщество с самого нулевого уровня.

При этом мы руководствуемся теми технологиями, которые близки к формам, существовавшим ранее в России, но были утрачены вследствие исторических и социальных процессов, происходивших в 20 веке.

Вот предложенная канадскими коллегами система командообразования в местном сообществе, способная создать условия безопасной среды для подростков и молодёжи с целью достижения ими жизненного успеха.

Командообразование в местном сообществе

Думается, что данная схема не нуждается в особенных комментариях. Понятно, что против факторов риска слева защитными факторами могут быть перечисленные игроки. Они и есть. Но почему они проигрывают? Может быть, потому что у них нет воли к победе? Их меньше, чем факторов риска? Они не сыгрываются, не тренируются? Мы решили, исходя из своего опыта работы в местном сообществе, добавить недостающие детали. Вот что у нас получилось:

Мы добавили дополнительных игроков и определили меру ответственности каждого. Тогда при отлаженной системе тренировок, при воле к победе каждого игрока с уверенностью можно сказать, что «Победа будет за нами!».

Ясно, что в нашей деятельности мы используем программно-целевой подход. Именно для того, чтобы определить спектр профилактических программ необходимо знать все риски, наличествующие в местном сообществе:

• определить существующие риски и степень их распространенности в данном территориальном образовании;

• узнать уровень осведомленности общественности по данной проблеме;

• понимать социальные и историко-культурные особенности данного сообщества;

• понимать, как факторы риска воздействует на культуру местного сообщества;

• ознакомиться с ранее предпринятыми попытками работы по данной проблеме;

• иметь консультативную поддержку со стороны профессионалов в области профилактики рискованного поведения;

• установить деловые взаимоотношения с влиятельными и известными людьми, проживающими в данном сообществе и повысить их социальную ответственность;

• установить партнёрские отношения с учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в интересах детей на территории данного местного сообщества.

На следующем этапе необходимо организовать процесс изучения возможных проблем и определения, связанных с ней, потребностей общины. Конечно, материалы по состоянию подростка должны быть аккумулированы в одном месте из всех источников. Недоступности в их получении для профессионала, наделённого правом работы с информацией о подростке, быть не должно.

Механизмы, которые можно использовать в профилактике проблем безопасной среды:

• обследование состояния подростка в школе и дома;

• сбор доступной информации в школах, социальных центрах, учреждениях здравоохранения, учреждениях по профилактике и лечению наркомании, правоохранительных учреждениях;

• исследования, в которых применяется метод систематического длительного наблюдения для описания поведения подростка в естественных условиях, например, употребления героина в городской среде, и которые также описывают все стороны жизни людей, находящихся под наблюдением;

• более неформальные методы, такие как встречи с группой представителей социальных слоев, употребляющих наркотики, для определения происходящего в общине.

Такая работа позволит сконцентрировать ресурсы на самых важных направлениях деятельности, там, где наличествуют риски. Эти методы могут иметь, конечно, как преимущества, так и недостатки, но только они помогут организованному сообществу получить наиболее достоверную информацию и определить общественные риски для того, чтобы начать профилактику. Нельзя забывать, что своевременно полученная информация может помочь местному сообществу принимать надлежащие решения для сохранения безопасной среды или создания реабилитационного пространства. Конечно, мы говорим сейчас о том состоянии местного сообщества, когда оно организовано, когда существует межсекторное взаимодействие на уровне микросоциальной среды.

Когда у координатора местных программ, направленных на профилактику подростковых проблем, имеются все необходимые инфраструктурные подразделения для усиления факторов защищённости. Это не те условия, в которых приходиться работать отдельным представителям гражданского сектора в нашей стране: в условиях растущей проблемы употребления наркотиков подростками, недостатка средств, ограниченных возможностей оценки ситуации у государственных учреждений и общественных организаций, когда задача определения эффективности текущих программ и планирование будущих потребностей может показаться невыполнимой. Но даже в этих условиях мы не можем не искать выхода из сложившихся ситуаций. Потому что делать это просто больше некому, а выход всегда какой-нибудь найдётся.

Например, есть общественные организации, которые могут помочь оценить эффективность профилактических программ с помощью относительно хорошо разработанных диагностических методик, полученных от международных или отечественных специалистов или общественных и благотворительных фондов. При помощи этих методик можно постараться проследить динамику ослабления факторов риска в молодёжной среде, и изменения в сторону создания факторов защиты.

Другой подход состоит в самостоятельном изучении текущих профилактических программ с тем, чтобы научиться (желательно ещё в процессе их разработки) определять:

• используются ли в программах основные принципы профилактических мер, определенные научными исследованиями;

• соответствуют ли программы современному подходу;

• будут ли программы эффективными и результативными в соответствии с жесткими научными стандартами.

Ниже приводится список критериев, который может помочь в определении того, соответствует ли конкретная программа научным принципам профилактики.