Типология проектов

11.02.2022

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Основная цель деятельности (информирование, мотивация, обучение и создание инфраструктуры).

2. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная.

3. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

4. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

5. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

6. Количество участников проекта.

7. Продолжительность проекта.

В настоящее время одной из теоретических основ для разработки социальных проектов по принципу «равный — равному» является модель изменения поведения ИМПР (информация, мотивация, поведенческие навыки, ресурсы). Эта модель рассматривает четыре основных фактора, влияющих на выбор рискованного или нерискованного поведения: информация («что?»), мотивация («почему?»), поведенческие навыки («как?») и ресурсы («где?»).

Согласно этой модели, можно разделить представленные далее проекты на следующие группы:

• основная цель деятельности – информирование;

• основная цель деятельности – мотивация на изменение поведения;

• основная цель деятельности – развитие практических навыков, обучение;

• основная цель деятельности – создание инфраструктуры.

Отметим, что если в проекте не будет комплексного подхода, включая все четыре концепции ИМПР, то, скорее всего проекту будет недоставать важнейших компонентов снижения поведенческого риска у представителей целевых групп. Поэтому речь идет о типологии проектов именно по основной цели, выделенной в описании, при том, что все остальные компоненты должны находить свое отражение в выделенных задачах проекта, как необходимые элементы эффективной работы. Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.