Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика)
22.07.2022
Введение
Новые подходы к профилактике аддиктивного поведения
Глава 1. Концепция «Позитивного большинства» — основа первичной профилактики аддиктивного поведения
Глава 2. Формирование резильентности как форма первичной профилактики зависимостей
2.2. Факторы, способствующие развитию резильентности
2.3. Резильентность в контексте социальной политики и социальной работы
Раздел I Проблемы и технологии воспитания социально-психологических основ личностной самостоятельности в подростковом возрасте
Глава 1. Проблемы зависимости в подростковой среде в современной России
1.1. Аддиктивное поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема
1.2. Зависимости и подростковая субкультура
1.3. Раннее начало половой жизни и зависимое сексуальное поведение
1.4. Природа зависимости от тоталитарных неокультов
Глава 2. Факторы риска и факторы защиты в подростковой среде
2.1. Факторы риска в подростковой среде
2.2. Факторы защиты от рисков в подростковой среде
Глава 3. Первичная профилактика в местном сообществе
3.1. Командообразование в местном сообществе
3.2. Принципы оценки профилактических программ широкого профиля
3.3. Мобилизация местного сообщества
3.4. Внедрение профилактических программ в местном сообществе
3.5. Оценка эффективности профилактических программ в общине
Глава 4. Роль школы в профилактике подростковой неуспешности
4.1. Глобальные вызовы образованию
4.2. Участие детей – технологический компонент профилактики
4.3. Технологии школьного самоуправления
Глава 5. Самоуправление ОАШ (Общественно Активные Школы)
5.1. Общественно активная школа в системе общественно-ориентированного образования
5.2. Принципы самоуправления ОАШ
5.3. Предпосылки к школьному самоуправлению
5.4. Участники школьного самоуправления
5.5. Технология школьного самоуправления «Демократическая республика»
Глава 6. Профилактика неуспешности через участие детей в общественной жизни
6.2. Преимущества детского участия в общественной жизни
6.3. Эволюционный подход к проблемам детей и молодежи
Глава 7. Авторские школы как комплексные профилактические технологии
7.1. Концепция Школы саморазвития В.И. Ланцберга
7.2. Философские, психологические, педагогические основы концепции
7.3. Организация жизни и деятельности детей
7.4. Содержание образования. Технологии обучения. Особенности работы педагога и ее организации
Глава 8. Технологии формирования личности подростка
8.1. Свободное время подростков: семья, школа, улица
8.2. Гражданское образование как технология формирования личности подростка
Раздел II Проектная деятельность в области первичной профилактики в подростковой среде
Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности
1.1. Принципы организации проектной деятельности
1.2. Развитие ключевых компетенций подростков на основе проектной культуры
Глава 2. Формы проектирования в гражданском образовании
2.1. Формы реализации проектной деятельности в подростковой среде
2.2. Вопросы к научной разработке социального проектирования в школьном образовании
2.3. Роль социального проектирования в гражданском образовании и воспитании
2.4. Основные принципы проектирования в подростковой среде
Глава 3. Последовательность шагов в разработке и реализации социальных проектов
3.1. Социальный проект и особенности проектирования в подростковой среде
3.2. Стадии и этапы подготовки и реализации социального проекта
3.3. Три звена модели социального проектирования
3.4. Воспитательный характер социального проектирования
Глава 5. Примеры информационных проектов и программ
5.1. Программа «Предупреждён – значит защищён»
5.2. Программа «Интерактивная школа гражданского образования молодежи»
5.3. Проект «Информационная кампания «Здоровая жизнь – выбор молодежи»
Глава 6. Примеры мотивационных проектов и программ
6.1. Программа «Перевал: в поисках страны Толерандии»
6.2. Программа «Театр, который всегда с тобой»
Глава 7. Примеры обучающих проектов и программ
7.2. Проект «Родительский «Олимп»
7.3. Проект «Танцуй ради жизни»
Глава 8. Примеры инфраструктурных проектов и программ
8.1. Проект «Взаимодействие общественных организаций и директоров школ»
8.2. Проект «Войди в Чистый Город»
8.3. Проект «Школа для спецшколы»
8.4. Проект «Центр родительской культуры»
8.5. Проект «Ступени толерантности»
8.6. Проект «Толерантность – активная позиция»
8.7. Проект «Центр развития молодежного добровольчества «Новая волна»
8.8. Проект «Социальная молодежная сеть добровольческих агентств»
8.9. Проект «Территория молодых» – развитие добровольческих инициатив в местном сообществе»
8.10. Проект «Школьная служба примирения «Позитив»
Раздел III Комплексная программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков «Наркостоп»
Глава 1. Паспорт Комплексной программы «Наркостоп»
Глава 2. Актуальность проблемы
Глава 3. Научно-методологическое обоснование программы «Наркостоп»
3.1. Нормативно-правовая основа
3.4. Структура и содержание деятельности
3.7. Методология и принцип работы
Глава 4. Проект «Капельки» (первичная позитивная профилактика дошкольников)
Приложения
Раздел IV Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи
Глава 2. Работа с подростками
2.1. Основные принципы и задачи работы
2.2. Примерная структура занятий
2.3. Игры, используемые при работе с подростками в группах
Глава 3. Работа со специалистами
Глава 4. Работа с родителями
4.1. Программа медико-психологической работы с родителями
4.2. Схема семинара-тренинга для лидеров-родителей
4.3. Развитие программы профилактики злоупотребления ПАВ для родителей
Приложения
Раздел V Антинаркотическая профилактика в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход
Введение
Глава 1. Антинаркотическая профилактика: от общего к частному
1.1. Анализ подходов к построению антинаркотических образовательных программ в регионах России
1.2. Блеск теории и нищета практики: анализ низкой эффективности антинаркотической профилактики в образовательной среде
Глава 2. Наркогенная субкультура в ракурсе проблемно-ориентированной профилактики
2.1. Анализ социальной мифологемы «Запретный плод сладок»
2.2. Феноменология наркогенной субкультуры
2.3. Как нейтрализовать влияние наркогенной субкультуры на подростков
Глава 3. Поведение подростков в пространстве их личностного и социального развития
3.1. Поисковое поведение подростков и эксперименты с ПАВ
3.1. Аддиктивное поведение подростков, возникающее под воздействием макро- и микросреды
Глава 4. Структура и содержание групповых профилактических занятий с различными целевыми группами
4.1. Методы воздействия на сознание подростков в контексте групповых профилактических занятий
4.2. Тренинг-программа рефлексии личностных смыслов
4.3. Проблемно-ориентированный тренинг – программа для старших подростков
4.4. Примеры использования метафоры в профилактической работе
Список литературы
Приложения