Гражданское образование как технология формирования личности подростка

14.11.2021

Гражданское образование в рамках профилактики молодёжной неуспешности – это этап высокого уровня самостоятельности подростка, способного понимать существо социальных процессов, понимать тенденции социального развития и участвовать в процессах формирования и развития гражданского общества по месту жительства. Это уровень психолого-педагогической зрелости подростка. Его готовность к этапу социального развития очевидна и можно с определённой долей уверенности сказать, что этот молодой человек будет осваивать следующий этап своего развития, активно участвуя в общественной жизни учебного заведения, где он продолжит совершенствование своего образовательного уровня.

Гражданское образование – это общественно-государственная, социально-ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства.

Главная цель гражданского образования – сформировать гражданские качества на основе новых знаний, умений и ценностей, способствующих личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.

Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. В связи с этим особую актуальность приобрело повышение гражданско-правовой культуры личности всего населения в нашей стране и особенно подрастающего поколения.

Молодёжи нужны навыки активного участия в жизни общества, ответственности за свою судьбу и судьбу страны, достаточной политической грамотности для реальных демократических изменений, которые обеспечат гражданский контроль и соблюдение права проживающих в стране граждан и в особенности детей и подростков.

Сутью программ гражданского образования и воспитания в нашей стране должно стать:

• не только глубокое знакомство учащихся с понятиями гражданского общества, но и стимулирование их и гражданской активности;

• внимание к реальным «естественным» процессам политического и социального развития сверстников, которые происходят под влиянием социальной среды, средств массовой информации и молодежной культуры;

• ориентация на конечный результат не в виде знаний об обществе и человеке, а в виде определенных качеств и умений, необходимых гражданину демократического общества.

Качества и умения, необходимые гражданину демократического общества:

• критичность, конструктивность, толерантность;

• умение участвовать в критической дискуссии и внимательно относиться к другим точкам зрения, строить кооперацию с другими гражданами;

• понимать суть социальных и культурных институтов и законов;

• пользоваться своими гражданскими правами.

Гражданские навыки подростка.

Участие в гражданских процессах позволит подростку научиться:

• размышлять и действовать от себя и с точки зрения общественной пользы;

• выявлять и давать объяснение природе социальных проблем;

• принимать решения и отстаивать их в рамках обсуждаемых проблем;

• сотрудничать с представителями других общественных объединений или не сотрудничать, если интересы их противоречат интересам общества;

• работать и действовать индивидуально и в коллективе;

• оспаривать идеи и действия, не согласующиеся с идеями гражданского общества;

• реагировать на общественные проблемы;

• проводить исследование, находить и создавать информацию;

• идентифицировать предрассудки и пропаганду и т.д.

Ценностные гражданские приобретения для подростка:

• ответственность;

• самодисциплина;

• вежливость;

• сострадание;

• терпимость;

• открытость для переоценки позиций;

• уважение чести и достоинства других граждан;

• сотрудничество;

• готовность к участию в общественных делах;

• готовность к образованию;

• готовность ориентироваться на общее благо.

Нужно сказать, что эти качества действительно необходимы подростку. Это то, что согласуется с его так называемым «юношеским максимализмом». На самом деле никакого максимализма не существует. Существуют ожидания подростка, воспитанные на основе художественной литературы, кинематографа. Это мировоззрение, в основе которого лежат человеческие ценности. Это романтизм. И если он разбивается о цинизм, то может стать станцией отправления в область человеческих отношений далёких от гуманности. Приобретение этих гражданских навыков не что иное, как подтверждение их значимости для общества и личности. Если у подростка есть желание следовать вышеназванным гражданским ценностям, то это дает ему возможность самореализоваться, обрести опоры самостоятельности и дать реальную оценку социуму, который его окружает. Педагогический коллектив должен создать для учащихся обстановку, в которой можно было бы реализовывать приведенные выше ценности, где они будут востребованы, и где можно было бы приобрести упомянутые навыки гражданского поведения и участия. Поэтому и сам коллектив должен обладать не меньшим потенциалом гражданственности.

Внеурочная деятельность по формированию гражданской позиции и социальной активности подростков.

Гражданское образование нельзя осуществить только за школьными партами. Оно должно культивироваться, прежде всего, в самом обществе, в культурных и социально-политических связях, в его правовом пространстве, в семье и за пределами семьи и школы.

Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы ее жизнь была пронизана многообразными видами деятельности. В разнообразных видах деятельности ребенок приучается создавать материальные и духовные ценности, постепенно переходя с позиции потребителя в позицию создателя. Это стержень социализации личности, показатель развития самостоятельности и взрослости человека. Участие в социально значимых программах, организация благотворительной акции, участие в экологической экспедиции, организация концерта в геронтологическом учреждении и т.д.

Поэтому внеурочная деятельность может стать для подростка основой формирования гражданской позиции и социальной активности. Для многих молодых людей она может иметь большее воздействие, чем урок и большее, чем домашние воспитательные беседы. Особенно это касается детей, по отношению к которым со стороны членов семьи осуществляется гипо- или гиперопека.

С точки зрения возможности гражданского воспитания, внеурочная деятельность обладает (при определенных условиях) огромным потенциалом, так как подростку предоставляется целая палитра сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения, учащимися социально-культурных ценностей общества, через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.