Воспитательный характер социального проектирования

09.07.2022

Проектная деятельность в основной школе может не только выходить за рамки определенных предметов, но и распространяться на систему воспитательной работы. Очень важно, чтобы использование этого средства воспитания не замыкалось рамками предметов граждановедческого цикла, так как гражданское образование в целом подразумевает создание системы деятельности школьников в целях подготовки к жизни в современном обществе.

Темы проектов могут быть самыми разнообразными. Среди основных направлений выделим следующие: экологические, социальные, экономические, школьные, правовые и другие проекты. Наиболее интересными для школьников, с точки зрения учебно-воспитательной работы, представляются темы проектов: «Помощь нуждающимся, слабым и бедствующим», «Здоровье нации – будущее поколений», «Решения проблем современных межнациональных отношений», «Охрана окружающей среды – глобальная проблема человечества», «Школа будущего», «Охрана культурного наследия», «Построим детский парк», «Дом открытых дверей для меня и друзей», «Наркомания и старшеклассники», «Семейные праздники в нашем городе», «Отношение к другим вероисповеданиям», «Как курение влияет на здоровье людей», «Школьное самоуправление: структура и функции», «Проект преобразования школьного музея», «Проект озеленения школьного двора» и другие.

В связи с тем, что подростковый возраст представляется особенно важным для формирования у человека ценностных ориентиров, личностного самоопределения, поведенческих стереотипов, профессиональной ориентации, психологической устойчивости к внешнему воздействию, на данном этапе возрастает роль воспитательного воздействия. Социальное проектирование дает в этом направлении наиболее действенную и эффективную методику работы школы, способствуя формированию активной жизненной позиции, позитивных социальных ориентиров, гражданской ответственности, умений коллективного взаимодействия.

В старшем школьном возрасте возрастает стремление к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Учебные действия могут перерастать в методы научного познания, способствуя развитию элементов исследовательской работы. В этом возрасте укрепляются мотивы гражданского долга, общественной полезности. Старшеклассник при постановке своих целей учится исходить из планов индивидуального самоопределения, а также социальной значимости целей, предвидения социальных последствий своих поступков. Поэтому для старшеклассников проектирование переходит с уровня коллективного взаимодействия при решении общественной проблемы на позицию нахождения и четкого определения своей индивидуальной роли в социальном проекте. Это значит, что в данном возрасте при организации проекта следует обращать внимание на распределение ролей в группе и умение сохранить баланс между индивидуальным и коллективным. Поэтому в старшей школе проектная деятельность может проводиться с использованием на подготовительном этапе разработки старшеклассниками индивидуальных проектов, из которых на основе конкурса будет выбираться наиболее удачный для выполнения в группе.

Особое внимание на данной ступени образования необходимо обратить на обсуждение итогов проектной работы. Старшеклассники в большей степени владеют методами анализа и рефлексии, что позволяет вывести проектную работу на уровень осмысления проблем и путей их решения. Поэтому проекты становятся более глубоко осмысленными по сравнению с основной школой.