Формы реализации проектной деятельности в подростковой среде
06.01.2022
Проектирование реализуется в гражданском образовании и воспитании различными формами.
Имеющийся в России и за рубежом опыт показывает, что основными из них могут быть следующие:
1. Урок – школьное занятие может быть построено в виде разработки определенного социального проекта. Ограниченность во времени определяет, что в данном случае можно лишь показать общие принципы социального проектирования или же попытаться решить небольшую проблему локального характера. Урок может стать эффективным способом объяснения учащимся последовательности шагов социального проекта, определения круга социальных проблем, интересующих подростков, выбора стратегии проектирования. Проектная деятельность в ходе занятия также является вариантом методического сопровождения урока, помогающим преподавателю активизировать работу школьников, придать ей деятельностный характер и практическую направленность. В самой распространенной форме проектирование па уроке выражается в ролевых и деловых играх. Это может стать первым шагом к созданию системы проектной работы в школе.
2. Тема – отдельные темы школьных курсов могут быть рассмотрены с помощью организации социального проектирования. Для этого у учащихся должно быть общее представление о социальном проекте, навыки совместной работы в группе по решению определенной проблемы, умение пользоваться различными источниками информации. Отечественная система образования 1920-х годов была полностью построена на изучении отдельных тем с помощью проектной деятельности учащихся. Опыт показал, что при этом важно обращать внимание на аналитическую часть деятельности школьников, а также четко определять ответственность каждого члена группы за определенный участок работы. По сравнению с проектной деятельностью в рамках урока, в данном варианте существует больше возможностей для глубокой проработки и реализации проекта.
3. Предмет – некоторые учебные предметы могут быть построены в форме последовательно сменяющих друг друга социальных проектов. В российской системе образования подобным потенциалом в первую очередь обладают предметы общественных дисциплин, а первые шаги в этом направлении делаются в Красноярске. Вместе с тем подготовка большинства педагогов не позволяет пока говорить о перспективах данной формы реализации гражданского образования и воспитания. Представляется рациональным первоначально проводить подобную работу в рамках факультативных занятий или отдельных предметов по выбору, а также классных часов и других вне урочных воспитательных мероприятий.
4. Внеурочная воспитательная работа – социальное проектирование имеет большой потенциал объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышает их мотивацию, развивает творческую активность. Любое внеурочное мероприятие, где учащиеся не только принимают участие, но и являются организаторами, где учитываются их интересы и потребности, также может быть отнесено к социальному проекту.
5. Методика – социальное проектирование предполагает особые методические приемы в работе преподавателя, широкое использование дискуссий, ролевых и деловых игр, моделирования. Все это подразумевает перенесение акцента с пассивных на интерактивные методики преподавания, предполагает изменение системы работы преподавателя.
6. Акция – является новой формой работы в российской системе образования. Акция предполагает объединение различных проектов в определенном направлении с целью решения проблемы или обращения внимания общественности на ее существование. Акцию можно назвать «мозговым штурмом» проектов.
7. Система работы в школе – является наиболее полным и эффективным воплощением проектной деятельности учащихся, объединяет урочную и внеурочную работу, создает правовое пространство школы. Социальное проектирование становится не разовым мероприятием, а системой работы, создаются ученические парламенты и советы, разрабатываются школьные конституции. Проекты носят не разовый и даже не последовательный характер, а создают комплекс, где функционирует одновременно несколько направлений проектной работы, в которую вовлечено большинство подростков.
Есть проекты, призванные познакомить школьников с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности, и дают им практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны в целом. Проблемы, которые решаются подростками, не являются смоделированными, они носят реальный характер. Вместе с тем предполагается включение проектной деятельности в рамки учебной работы (в Самарской области существует тесная связь проекта с предметом «Основы жизненного самоопределения»), четко ограниченные рамки деятельности школьников, минимальное количество задействованных ресурсов.