Паспорт программы

14.07.2022

Цели программы:

1. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи.

2. Разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.

3. Обучение специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления ПАВ из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.

4. Развитие социальной системы профилактического антинаркотического воздействия. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе.

Задачи программы:

1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.

2. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

3. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.

4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формиро- ванию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

• Я — концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

• собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

• умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

• осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

• формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;

• формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

• формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;

• формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

• формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;

• формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);

• формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.

6. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:

• навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;

• навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;

• навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

• навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

• навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;

• навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения;

• навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы получения радости и удовольствия;

• навыков бесконфликтного и эффективного общения.