Проект «Школьная служба примирения «Позитив»

08.07.2022

Проект «Школьная служба примирения «Позитив» направлен на апробирование внедрения технологии медиации как эффективного метода урегулирования конфликтов и предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних в рамках пилотной школы. Проект подразумевает создание на базе пилотной школы модели школьной службы примирения и функционирование информационного Центра по внедрению технологии медиации на базе АНО «Студенческое социальное агентство «Стимул» через организационное, информационное и методическое обеспечение практики медиации, непрерывную подготовку и сопровождение сверстников-медиаторов, проведение серии занятий по бесконфликтному поведению в школе, проведение рабочих встреч и семинаров со специалистами и классными руководителями школы, Центра «Доверие», родителями, выпуск тематической литературы и методического пособия для тиражирования позитивного опыта пилотной школы.

Цель проекта: внедрение технологии разрешения конфликтов (медиации) в образовательный процесс пилотной школы для усовершенствования системы профилактики правонарушений среди молодежи.

Задачи проекта:

• повышение уровня информированности (просвещение) участников образовательного процесса относительно возможностей технологии медиации как метода разрешения конфликтов;

• проведение рабочих встреч с педагогами и классными руководителями по вопросам разрешения конфликтов в школьной среде и внедрения технологии медиации в образовательный процесс;

• создание экспериментальной площадки по внедрению технологии медиации для разрешения школьных конфликтов на базе МОУ СОШ №27;

• набор и формирование команды медиаторов для школьного клуба медиации;

• развитие у учащихся школы навыков бесконфликтного поведения, умения вести диалог;

 методическое сопровождение и дальнейшее обучению медиаторов методам и техникам разрешения конфликтов (медиации) в школе;

• обеспечение тематическими информационными и методическими материалами школьников, администрации школы и специалистов, работающих с детьми;

• тиражирование полученного опыта по внедрению технологии медиации в школе.

Результатом решения поставленных задач будет складывание новой практики разрешения конфликтов в школьной среде.

Данный проект является продолжением пилотного проекта «Остров Безопасности. Усовершенствование работы с молодежью группы риска в РФ» и инициатив последовавших после его окончания. Социологическое исследование «Интересы и потребности подростков» — одна из актуальных потребностей — потребность в разрешении конфликтов среди сверстников, между учеником и учителем. Вводный семинар «Введение в подготовку к медиации» — представлены основные принципы и идеи разрешения конфликтов (медиации) в школе; подробно описан канадский опыт по внедрению и реализации технологии медиации в образовательном процессе. Моделирующий семинар «Перспективы развития молодежных проектов по развитию гуманитарной технологии примирения — медиации в школах» — дан анализ реальной ситуации при участии всех представителей образовательного процесса; определены возможные риски и необходимые ресурсы для внедрения технологии медиации в школу. Встреча рабочей группы – детальная проработка запросов участников образовательного процесса; определение пилотных школ; планирование содержательного компонента внедрения технологии медиации в школы. Семинар-тренинг «Посредничество при конфликтах (медиации) в школе» — у представителей администрации и учащихся школ сформированы необходимые навыки для проведения процедуры медиации; повышен уровень информированности о возможностях альтернативных ненасильственных методов разрешения конфликтов. Полученные результаты дают возможность для внедрения механизма медиации в пилотной школе. Уровень информированности, мотивация и практические навыки участников предыдущих инициатив являются основой и предпосылкой для создания практики разрешения конфликтов.

Планируемые мероприятия:

1. Заключение договора с администрацией МОУ СОШ № 27 для совместной реализации проекта.

2. Выпуск публицистического материала «Разрешение конфликтов в школьной среде: современные подходы и технологии».

3. Рабочая встреча с администрацией школы, классными руководителями «Разрешение конфликтов в школьной среде: современные подходы и технологии».

4. Семинар с родителями «Разрешение конфликтов в школьной среде: современные подходы и технологии».

5. Ознакомительное занятие «Разрешение конфликтов (медиация) в школьной среде для учеников 10 классов МОУ СОШ № 27.

6. Ознакомительное занятие «Разрешение конфликтов (медиация) в школьной среде для учеников 8 классов МОУ СОШ № 27.

7. Тематический тренинговый курс, направленный на развитие у подростков навыков бесконфликтного поведения «Мастерская общения».

8. Курс методического сопровождения «Решение конфликтных ситуаций. Методы и техники медиатора».

9. Выпуск тематических и методических материалов для сопровождения проекта.

10. Выпуск методического пособия «Внедрение технологии разрешения конфликтов (медиации) в школу. Опыт пилотной школы».

Мероприятие 1: Заключение договора с администрацией МОУ СОШ № 27 для совместной реализации проекта. Ожидаемые результаты: официальное согласие администрации на реализацию проекта по внедрению технологии разрешения конфликтов (медиации) в школе; документально зафиксировано создание экспериментальной площадки по внедрению технологии медиации для разрешения конфликтов в школе; формирование совместной ответственности за реализацию программы мероприятий, школа станет не просто получателем услуги, а активным проводником изменений.

Мероприятие 2: Выпуск публицистического материала «Разрешение конфликтов в школьной среде: современные подходы и технологии». В публицистических материалах будет представлена технология медиации как один из способов ненасильственного решения конфликтов. Описание технологии, возможности ее использования в молодежной среде, включение в работу принципа «равный-равному» — все аспекты использования медиации в школе. Предполагаемый тираж – 200 экземпляров (для распространения среди администрации города, администрации школы, классных руководителей, родителей и др.). Ожидаемые результаты: повышен уровень информированности участников образовательного процесса относительно возможностей технологии медиации как метода разрешения конфликтов; сформирована мотивация на использование технологии медиации как метода разрешения конфликта в собственной школе.

Мероприятие 3: Рабочая встреча с администрацией, классными руководителями «Разрешение конфликтов в школьной среде: современные подходы и технологии». Представление возможностей медиации как способа ненасильственного решения конфликтов в школе. Презентация проекта и работы экспериментальной площадки по разрешению конфликтных ситуаций в школе. Предполагается одна встреча. Ожидаемые результаты: цели и задачи проекта разделяются всеми участниками образовательного процесса; повышен уровень информированности участников образовательного процесса относительно возможностей технологии медиации как метода разрешения конфликтов; у участников встречи сформирована мотивация на внедрение технологии разрешения конфликтов (медиации) в школьный процесс; согласован календарный план проекта для совместной его реализации.

Мероприятие 4: Семинар с родителями «Разрешение конфликтов в школьной среде: современные подходы и технологии». Представление возможностей медиации как способа ненасильственного решения конфликтов в школе. Презентация проекта и работы экспериментальной площадки по разрешению конфликтных ситуаций в школе. Предполагается две встречи.

Ожидаемые результаты: повышен уровень информированности родителей учащихся принимающих участие в проекте о возможностях технологии разрешения конфликтов (медиации) в школе; родители разделяют цели и задачи проекта.

Мероприятие 5: Ознакомительное занятие «Разрешение конфликтов (медиация) в школьной среде для учеников 10 классов МОУ СОШ № 27. Занятие состоит из трех тематических блоков: сплочение; представление содержания, возможностей технологии медиации в школе и роли медиатора в этом процессе. Необходимость проведения такого занятие обусловлена возникшим после обучающего семинара-тренинга (29 сентября – 4 октября 2008 года) интересом у школьников к технологии медиации. Ребята не прошедшие семинар-тренинг не имеют представления о содержании и возможностях технологии медиации, но очень хотят принять участие в работе экспериментальной площадки. Будет проведено 2 занятия, каждое по 4 часа. Ожидаемые результаты: сформирована команда участников школьного клуба медиации; скорректированы ожидания учеников не прошедших обучающий семинар-тренинг о содержании и возможностях технологии медиации.

Мероприятие 6: Ознакомительное занятие «Разрешение конфликтов (медиация) в школьной среде для учеников 8 классов МОУ СОШ № 27. Занятие состоит из двух тематических блоков: сплочение и представление возможностей медиации как способа ненасильственного разрешения конфликтов. Оно будет проводиться ребятами из клуба медиации совместно с профессиональным тренером. Так как основной целевой группой и полем для практики разрешения конфликтов будут именно ученики 8 классов, и их конфликты необходимо сформировать у них представление о возможностях этой технологии, сформировать спрос на разрешение их конфликтов медиаторами. Предполагается провести занятие (4 часа) в каждом 8 классе. Ожидаемые результаты: повышен уровень информированности учеников о возможностях технологии медиации; сформирована мотивация у школьников на использование норм и принципов бесконфликтного поведения в повседневной жизни; сформирована мотивация на обращение к медиаторам клуба за консультацией по разрешению конфликта.

Мероприятие 7: Тематический тренинговый курс, направленный на развитие у подростков навыков бесконфликтного поведения «Мастерская общения». Курс состоит из 5 занятий (4 часа одно занятие). Предполагаемый охват участников – 16 человек (команда клуба медиации). Ожидаемые результаты: повышен уровень информированности ребят о способах ненасильственного разрешения конфликтов со сверстниками, с взрослыми и др.; сформирована мотивация у ребят на использование навыков бесконфликтного поведения в повседневной жизни; развиты навыки бесконфликтного общения и умения вести диалог со сверстниками и взрослыми.

Мероприятие 8: Курс методического сопровождения «Решение конфликтных ситуаций. Методы и техники медиатора». Курс предполагает еженедельные встречи в режиме методических занятий: постановка медиативных случаев с последующим разбором действий медиатора; практическая отработка приемов активного слушания, ведение процесса переговоров и др.; консультации участников по возникающим вопросам. Курс состоит из 10 занятий (1 час одно занятие). Ожидаемые результаты: повышен уровень информированности участников клуба по урегулированию конфликтов о методах и техниках медиации; сформирована мотивация у участников клуба по урегулированию конфликтов на использование методов и техник медиации; развиты практические умения и навыки использования методов и техник медиации.

Мероприятие 9: Выпуск тематических и методических материалов для сопровождения проекта. Предполагается разработка следующей продукции: • тематический лифлет «Я – ТЫ – МЫ». Предполагаемый тираж – 500 экземпляров. Распространяется среди учащихся школы, среди учащихся 8 классов. Содержит общую информацию о конфликтах, способах их решения и возможностях службы медиации. • тематический плакат «Решаем конфликт». Предполагаемый тираж – 50 экземпляров. Распространяется в школе. Содержит общую информацию о конфликтах, способах их решения и возможностях службы медиации. • методический лифлет «Учимся договариваться». Предполагаемый тираж – 50 экземпляров. Распространяется среди участников школьного клуба медиации, классных руководителей. Содержит информацию (памятку), необходимую медиатору в процессе решения конфликтной ситуации. Ожидаемые результаты: повышен уровень информированности участников образовательного процесса о конфликте, о способах и методах бесконфликтного общения, об умении вести диалог; сформирована мотивация у школьников и преподавателей на использование норм и принципов бесконфликтного поведения в повседневной жизни; сформирована мотивация на обращение к медиаторам клуба за консультацией по разрешению конфликта.

Мероприятие 10: Практическая работа службы примирения «Позитив». В случае возникновения конфликтов в школе, к их разрешению привлекается медиаторы-сверстники из Школьной службы примирения. Информация о конфликте поступает либо от школьного психолога, либо от педагогов, администрации, родительского комитета или самих школьников. Предполагается, что в школьная служба примирения будет работать по нескольким направлениям: • проведение занятий по формированию культуры толерантности и бесконфликтного поведения; • разрешение межличностных и групповых конфликтов, • разработка буклетов, плакатов, газета, реклама (информационная работа), • разработка тренингов, занятий, издание пособие (методическая работа).

Мероприятие 11: Выпуск методического пособия «Внедрение технологии разрешения конфликтов (медиации) в школу. Опыт пилотной школы». Предполагаемый тираж – 50 экземпляров. Распространяется среди администрации города, администрации школ г. Ставрополя и всех специалистов, заинтересовавшихся технологией разрешения конфликтов (медиации) в школе. Ожидаемые результаты: технология медиации апробирована в пилотной школе, адаптирована к существующей реальности (российским условиям) для внедрения в школьную среду; у большего числа специалистов есть возможность внедрять технологию разрешения конфликтов (медиации) в школе.