Аддиктивное поведение несовершеннолетних как социально — педагогическая проблема

17.08.2022

Проблема аддиктивного поведения подростков является одной из самых острых и болезненных для нашего общества. Многочисленные исследования свидетельствуют, что аддиктивное поведение в подростковом возрасте вызывает быстрое формирование зависимости, ведет к многочисленным негативным последствиям, таким, как нарушения процесса социализации несовершеннолетних, правонарушениям, распространению ВИЧ-инфекции. По сообщению Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков, каждый день в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимыми.

Среди подростков уровень распространенности наркомании возрастает особенно быстро. За 10 лет показатель заболевания наркоманией увеличился в 14,8 раза, распространенность употребления наркотиков с вредными последствиями – в 4,5 раза. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек.

Как следует из большинства социологических исследований, в нашей стране 8 % молодежи периодически употребляют наркотики. Среди студенчества наркотизацией охвачено в той или иной мере 30-40 %, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше.

По существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением ПАВ, может продолжаться. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом около 60% наркоманов, в Европе — 70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и др. заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большин- ства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны.

Стоит отметить, что за последние годы, начиная с 2008 года, снизилась скорость распространения наркомании среди подростков, но увеличилась заболеваемость алкоголизмом и токсикоманией. По- являются новые формы нехимических зависимостей среди подростков. Среди них можно выделить, так называемую, игровую и компьютерную зависимость.

Актуальность проблемы аддиктивного поведения подростков обусловлена тем, что сегодня это не только медицинская или личная проблемы отдельных лиц, эти проблемы затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие страны. Врачи и демографы отмечают резкое ухудшение репродуктивного здоровья населения, высокую смертность при низкой рождаемости, приводящую к депопуляции. Среди причин такой ситуации специалистами отмечается массовая алкоголизация населения. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и связанные с ними проблемы, стоят сейчас в одном ряду с такими распространенными заболеваниями, как сердечно-сосудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их. Очевидно, что нездоровое население страны не может обеспечить экономику эффективными человеческими ресурсами, успешными предпринимателями или государственными деятелями, которые своими доходами и правильными решениями могут в значительной степени пополнять бюджет страны и делать его более рационально используемым.

Таким образом, проблема зависимого поведения не просто актуальна для современной России, но это то, что разрушает её изнутри; то, что осуществляет «террористическую» деятельность каждый день, унося жизни тысяч потенциальных российских защитников и созидателей.

Рассмотрим основные теоретические подходы в современной науке, направленные на определение понятия «аддиктивного поведения» подростков, поскольку без понимания этиологии и патогенеза аддиктивного поведения нельзя разработать эффективную систему его профилактики.

Изучение проблем детей и подростков, чье поведение не соответствует нормам общества, в современной науке имеет широкий и многоплановый характер. Это отражено в многообразии понятий, введенных в научную литературу для обозначения специфичности изучаемого отклонения от нормы. Социальная дезадаптация детей и подростков может проявляться в различных формах: бродяжничество, употребление ПАВ, проституция, преступность и так далее. В связи с этим в научной литературе имеется ряд определений, характеризующих ту или иную форму отклонений.

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «девиантное поведение личности» выделяется подгруппа так называемого зависимого или аддиктивного поведения.

В переводе с английского «addiction» — склонность, пагубная привычка. В зарубежной литературе, под аддиктивным поведением понимается, прежде всего, физиологическая и психологическая зависимости человека от некоего непреодолимого влечения. Как отмечает американский психоаналитик С. Даулинг, «addictus» — это юридический термин, которым называют человека подчиняющегося, осужденного: «addicere liberum corpus in servitutem» означает «приговаривать свободного человека к рабству за долги»; «addictus» — тот, кто связан долгами.

В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе данный вид девиантного поведения чаще означает, что болезнь как таковая еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости.

Изучению проблем детей и подростков с аддиктивным поведением, социально-психологических механизмов формирования аддиктивного поведения посвящены многочисленные работы таких ученых как И. В. Курбатова, Л. В. Мардахаева, А. Б. Фомина, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Д.В. Семенов и так далее.

Ряд ученых и специалистов связывают аддиктивное поведение только со злоупотреблением ПАВ. Так, Е.П. Ильин рассматривает аддиктивное поведение как злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.

По определению О. В. Зыкова аддиктивное поведение – это «употребление личностью веществ, которое можно расценивать как предпосылку развития зависимости, где употребление ПАВ – устойчивый элемент жизненного пространства подростка».

О. В. Зыков, В. В. Москвичев определяет аддиктивное поведение как одну из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних, которая тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, беспризорность и безнадзорность, девиантное и криминальное поведение.

Аддиктивное поведение также рассматривается как «первичный поисковый полинаркотизм», и является переходной стадией наркомании. Д.В. Семенов рассматривает аддиктивное поведение в континууме проявлений саморазрушающего поведения, как составной части девиантного образа жизни. И определяет его как вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, которое характеризуется злоупотреблением одним или несколькими ПАВ без признаков индивидуальной пси- хической или физической зависимости, в сочетании с другими нарушениями поведения. 

Однако существует и другой подход – рассмотрение аддиктивного поведения в более широком смысле. Ц.П.Короленко, Т.А.Донских отмечают, что аддиктивное поведение — один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения, с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

И. В. Курбатов дает следующее понятие аддиктивному поведению: «Аддиктивное поведение — (с англ. «addiction» — пагубная привычка) — стремление уйти от реальности, достичь психологического комфорта посредством приема ПАВ (психоактивные вещества) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, что сопровождается сужением социальных связей, страхом перед реальной жизнью, стремлением уйти от обыденности в мир своих увлечений».

А. В. Гоголева характеризует аддиктивное поведение следующим образом: «Это одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности».

Таким образом, разные авторы по-разному трактуют феномен аддиктивного поведения. На основе анализа исследований аддиктивного поведения Зыкова О.В. и Семенова Д.В., Курбатова И. В. и других мы даем следующее определение аддиктивного поведения несовершеннолетних: «Аддиктивное поведение несовершеннолетних – это одна из форм социальной дезадаптации и рискованного поведения подростка, которое характеризуется стремлением уйти от реальности, достичь психологического комфорта посредством приема ПАВ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности в целях достижения необходимого комфорта, посредством изменения психического состояния.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет универсальный и односторонний способ социализации – уход от проблем. Именно уход от реальности является тем основным, что составляет сущность аддиктивного поведения. По мнению Короленко Ц. П., Дмитриевой Н. В., проблема аддикции начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.

Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничного взаимодействия со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредотачивается на узконаправленной сфере деятельности, как правило, негармоничной и разрушающей личность, игнорируя все остальные.

Как отмечает В.А. Петровский, предсказуемость, заданность собственной судьбы является раз- дражающим моментом для аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуе- мостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они пытаются обрести уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. Отсюда у аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующийся побуждением к риску.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, «но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности». Формы аддикции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт «оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксировать, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям».

Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Манипулятивный стиль также переносится в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с окружающей действительностью происходит специфическая переориентация: «одушевляются» предметные отношения с аддиктивными агентами и «опредмечиваются» межличностные отношения.

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они, «желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности», ищут «точку опоры в других людях». Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции (взаимодействие одной личности с другими) как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.

Аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический. Таким образом, стремление уйти от проблем и иллюзия комфорта обрекают аддикта на личностный застой и несостоятельность. Окружающие его люди начинают испытывать все возрастающее недовольство по поводу такого поведения, учащаются и усиливаются конфликты. Пытаясь избежать затруднительных конфликтных ситуаций, аддикт, напротив, все больше расширяет зону конфликта и увеличивает долю нерешенных проблем.

Таким образом, рассматривая сущность аддиктивного поведения можно выделить основные этапы формирования данной девиации.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение личности имеет несколько форм:

• Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость).

• Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).

• Гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).

• Религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

• Зависимость от сексуальных связей и любовных отношений.

• Интернет-зависимость.

В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с аддиктивным поведением. Наиболее часта и наиболее существенна среди подростков химическая зависимость (алкоголизм, наркомания), то есть злоупотребление ПАВ. По данным общероссийского мониторинга, алкогольные напитки (включая пиво) с той или иной частотой, в тех или иных дозах, потребляют 80,8% детей и молодежи. Две трети детей и молодежи потребляют в основном пиво, пить которое в массовом порядке начинают в среднем в 12 лет; вина в — 15 лет, водки – в 16 лет. В последние годы в России наблюдается интенсивное приобщение детей и молодежи, в особенности девушек, к курению. Среди детей и молодежи курят 49,5%, то есть почти 16 миллионов человек. Курят среди юношей 58,3%, среди девушек – 40,5%. На долю девушек приходится 40% общего объема выкуриваемых подростками и молодежью сигарет. Частота потребления наркотических средств в большой степени варьирует в зависимости от того, курят дети и молодежь или нет (среди курящих пробовали или потребляют наркотические средства 48%, среди некурящих – 12%). Исследования, проведенные специалистами — превентологами, показали, что формирование и развитие аддиктивного поведения среди подрастающего поколения – многофакторный процесс. На возможность формирования аддиктивного поведения среди несовершеннолетних влияет целый комплекс биологических, социальных и психологических факторов риска, которые мы рассмотрим ниже.