Преимущества детского участия в общественной жизни
29.11.2021
Приведём здесь результаты исследования, которое было проведено в рамках программы «Дети как партнеры». Эти результаты свидетельствуют о многочисленных преимуществах поощрения осознанного участия детей и молодежи в жизни общества.
Вот основные выводы данного исследования:
• Участие – это развитие, оно есть и средство, и самоцель.
• Молодое поколение может внести значительный вклад в развитие общества.
• Участие лежит в основе результативности и устойчивости.
• Участие способствует обучению, формирует жизненный опыт и развивает навыки самозащиты.
• В среде молодых людей существуют прочные связи.
• Участие молодежи способствует построению гражданского общества и укрепляет демократию.
Исследованием также выявлено, что ключевым моментом поощрения участия детей в общественной жизни является установление партнерских отношений, как с другими детьми, так и с взрослыми и целыми общественными институтами. Коротко рассмотрим основные принципы, лежащие в основе современного опыта и знаний об участии детей в контексте установления партнерских отношений.
1. Участие – это развитие.
Дети должны приобретать знания и умения. Несмотря на многочисленные социальные и культурные различия, общение, социальные навыки остаются одинаково важными. Специалисты утверждают, что дети, которые самостоятельно принимают решения, учатся на собственном опыте, наблюдают за поведением взрослых в типичных «ситуациях», развиваются быстрее и менее подвержены депрессии, чувству безысходности и попыткам суицида.
Таким образом, участие детей в общественной жизни следует поощрять с раннего возраста, причем соответствующим этому возрасту образом. Начиная с детских лет, степень участия должна постепенно расти, формируя базу для осуществления участия в более широком контексте общества. Началом отсчета служит семья.
2. Участие детей способствует построению гражданского общества и укрепляет демократию.
Каждый конкретный случай (микрокосм), в определенной степени влияет на окружающий мир (макрокосм), поскольку возможности, обуславливаемые основными человеческими свободами, в итоге играют решающую роль при формировании здорового, стабильного и крепкого общества. Об этом наглядно свидетельствуют результаты проведенного лауреатом Нобелевской премии Амиртией Сен анализа взаимосвязи между свободой, выражающейся в наличии возможностей, гражданской позицией, положительной экономической устойчивостью и развитием.
Таким образом, участие детей в развитии общества укрепляет демократию и способствует социальной устойчивости. Благополучие ребенка легче обеспечить в условиях демократии, способствующей поддержанию экономической безопасности, необходимой для обеспечения ребенку соответствующих условий жизни, чувства защищенности, счастья и возможности развития личных навыков. Не вызывает сомнений также и то, что именно в странах с неблагоприятной политической ситуацией, дети могут стать активными агентами социальных изменений.
3. Участие – это развитие детских способностей.
Необходимо признать тот факт, что ребенок способен развивать свои способности. Об этом говорится в статье 12 Конвенции: взглядам ребенка необходимо уделять должное внимание «в соответствии с его возрастом и зрелостью», а также в статье 5, признающей права, ответственность и обязанности родителей должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им его прав «в соответствии с развивающимися способностями ребенка».
Следует, однако, признать значение не только возраста, но и практического опыта, как такового. Наиболее эффективно дети вырабатывают навыки в процессе общения: обучение означает развитие; участвуя в общественной жизни, дети осваивают новые умения и навыки. Дети узнают и понимают мир, общаясь с окружающими. Другими словами, наиболее эффективная модель развития навыков – это та, согласно которой дети «сотрудничают», выступая друг для друга своеобразным источником, принимая различные роли и обязательства в соответствии с их собственным пониманием и опытом.
4. Участие — культурный аспект.
Развитие навыков у детей определяется скорее не биологическими и психологическими детерминантами, а ожиданиями общества, поддержкой и ставящимися перед ними целями. На развитие ребенка влияют три фактора: физическая и социальная среда, традиции, обусловленные культурой, и методика воспитания, а также убеждения и ценности родителей. Детство можно представить как совокупный результат этих процессов, что и определяет уровень культуры.
5. Дети как агенты действия.
Дети – это не только пассивные реципиенты воздействия окружающей среды. С раннего детства они активно взаимодействуют с окружающими, преследуя определенные цели. Потенциал детского развития можно усилить или ослабить в зависимости от характера заботы и внимания, которые дети получают от родителей, друзей, родственников, соседей, учителей и других взрослых. Этот воспитательный элемент имеет настолько большое значение, что, как показывает практика, даже в самых неблагоприятных ситуациях дети проявляют поразительную гибкость в отношениях с «заинтересованными» людьми – взрослыми и такими же детьми.