Основные принципы проектирования в подростковой среде

19.05.2022

Основными принципами проектирования можно назвать:

1. Добровольность. Этот принцип обусловлен, прежде всего самим характером проектной деятельности. Он универсален для любых возрастных групп. Но особенный характер принимает в подростковой среде. Подростку должно быть интересно участие в разработке и реализации социального проекта. Он должен видеть его социальную значимость – это очень важно для него. Он не потерпит любого давления со стороны взрослого человека, а если потерпит, то проект носит формальный характер и, по большому счёту, не будет иметь особенной социальной значимости. Именно добровольным участием подростка в проектной деятельности формируется его самостоятельность.

2. Учет возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей. Этот принцип не менее важен, т.к. степень самостоятельности подростка зависит от перечисленных факторов. Поэтому педагог или представитель общественной организации, разрабатывающий и реализующий социальные проекты в подростковой среде должен знать и учитывать особенности детей, изъявивших желание участвовать в социальном проекте. Примером может служить участие в проектах, направленных на толерантное воспитание подростков где-нибудь в центральной полосе России и в Чеченской республике или в республике Дагестан. Разница подростковой среды внешне не велика. Но нужно понимать психологические особенности подростков республики, пережившей военные действия, особенности подростков, живущих в мононациональной среде или в многонациональной среде в такой республике, как Дагестан и т.д.

3. Интеграцию учебной и внеклассной деятельности. Любая деятельность, направленная на воспитание подростков не должна замыкаться в стенах школы. Подросток должен знать и понимать, что весть учебно-воспитательный процесс – не игра и образовательная формальность, а это жизнь. И те основы, которые закладываются в процесс его формирования, как личности и гражданина – это то, что станет его повседневной практикой. Толерантность, экологическая образованность, социально-психологическая самостоятельность, защищённость от социально значимых болезней – всё это жизненно важные навыки – подготовка к самостоятельной жизни в социуме.

4. Системность. Ни один проект, осуществляемый в подростковой среде, не может быть оторван от общих социально значимых процессов среды, в которой живёт подросток. Он должен быть частью одной системной работы. Единственной разницей всех проектов для подростковой среды является то, что результат этой системной работы должен быть осязаемым, видимым для подростка. Поэтому основная направляющая деятельности социального проектирования в подростковой среде должна иметь вектор в местном сообществе, что не умаляет его региональной и даже национальной значимости. Но ребёнок должен видеть результаты и последовательность своей деятельности. Тогда его участие и его социальное мышление также будет приобретать системный характер.