№ 52, Июль 2002

07.11.2021

СМЯГЧЕНИЕ БРИТАНСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО КАННАБИСУ

В начале июля 2002 года министр внутренних дел Великобритании Давид Бланкет объявил, что каннабис будет переведен из наркотика класса Б в наркотик класса В.

Бланкетт утверждает: «Мы не легализуем и не декриминализуем никакой наркотик, и не предугадываем время, когда это станет возможным». Однако этот перевод означает, что каннабис будет помещен в ту же группу, что и антидепрессанты и стероиды. Владение каннабисом «для личного пользования» перестанет быть действием, ведущим к аресту.

В противоположность комментарию Бланкетта, что «обладание каннабисом остается криминальным актом», ясно, что перевод в новую категорию повлечет за собой то, что пойманные с небольшим количеством каннабиса лица не будут преследоваться. Было предложено, чтобы в большинстве случаев полицейские ограничивались конфискацией каннабиса и выпиской предупреждений.

Полиция сохраняет право арестовывать и возбуждать уголовное дело в случае угрозы общественному порядку. Максимальный срок заключения за торговлю наркотиками класса Б и В поднимается с 5 до 14 лет.

Бланкетт объявил, что в течение следующих трех лет будут выделены дополнительные?183 миллиона на лечение наркоманов. Относительно других наркотиков Бланкетт сказал, что он допускает расширение выписки рецептов с «аккуратно рассчитанными» дозами героина, если в этом есть необходимость.

Мр. Бланкетт заявил членам парламента: «Это стратегия уменьшения вреда, надлежащего лечения, образования и, прежде всего, стремление показать, что мы знаем, что мы делаем».

Планируется также начать молодежную образовательную кампанию с ведущей идеей о том, что «все наркотики вредны, и наркотики класса А — убийцы».

Мр. Хеллуэлл, бывший советник правительства, ушедший в отставку по причине новой политики по наркотикам, сообщил Би-би-си: «…Правительство сейчас закрывает глаза на использование каннабиса для частных нужд, что дает совершенно ошибочное указание родителям, детям и общественности в целом».

Британская «Дейли мейл» пишет: «Трудно переоценить величину этой ошибки, смертельную угрозу, которая встает перед нашими детьми, и глубину безразличия и безответственности позиции правительства».

Реклассификация каннабиса должна будет быть проведена через парламент и одобрена тайным советом. Бланкетт стремится к тому, чтобы изменения в законе по каннабису вступили в полную силу к июлю 2003 года.

Комментарий

По сообщению Хассела Нордик Нетворк, HNN, Бланкетту не удалось четко изложить свою позицию по каннабису, что связано, в том числе, и с противоречивостью самой политики «уменьшения вреда». Перевод каннабиса в более низкий класс В и одновременное повышение наказания по классу В до уровня класса Б смущает общественность и полицию. Утверждение, что «обладание каннабисом остается уголовным преступлением» и решение не преследовать его как таковое, добавляет двусмысленности. Такая путаница может вести только к ухудшению борьбы с наркотиками и наркозависимостью во всех областях.

ECAD Новости

Директор EMCDDA о политике по наркотикам

В интервью крупнейшей Брюссельской газете «Ле Суар» исполнительный директор EMCDDA (Европейского Центра по Мониторингу Наркотиков и Зависимости) Джордж Эстивенарт ссылается на данные Евробарометра (апрель 2002), свидетельствующие о том, что около 76 % населения Евросоюза хотели бы, чтобы борьба против наркотиков входила в сферу компетенции Союза и в число его приоритетов. «Наркотики не являются первоочередным делом для Евросоюза сегодня», — констатирует мр. Эстивенарт. Он указывает на два источника, в которых упоминаются наркотики: договор о здравоохранении и приоритет «безопасность/борьба с преступностью». «Это позор», — считает директор Центра. Далее он констатирует, что в маастрихтском и амстердамском договорах ничего не говорится о совместной антинаркотической политике, что мр. Эстивенарт находит примечательным. Золотая возможность восполнить этот недостаток — согласно Эстивенарту — предоставляется посредством Комиссии о будущем Евросоюза, встречи которой проводятся под председательством Д’Эстена. Политики не заинтересованы в проблематике наркотиков, так как она является одной из наиболее «сложных и комплексных проблем общества, с которыми мы сталкиваемся».

Руководитель Центра описывает тему «наркотики» в Евросоюзе как разделенную по двум направлениям: здоровье и безопасность/борьба с преступностью. Чтобы политика по наркотикам стала единой, нужно обеспечить для этого соответствующие механизмы.

«Нельзя недооценивать трудность этого шага: как сделать, чтобы в каждой стране министры юстиции, здравоохранения, внутренних дел и социальных вопросов начали регулярно обсуждать это тему друг с другом? Сегодня этого не происходит…» — говорит Эстивенарт.

Какие возможности мр. Эстивенарт видит для постановки вопроса перед Комиссией? Эстивенарт отвечает, что он не думает, что «Д’Эстен в полной мере понимает существующую проблему» и объясняет, что вопрос должен проводиться от технического уровня до уровня долгосрочного планирования. «Но Комиссия о будущем дает нам шанс. Это будет, вероятно, переработка предыдущего договора и усиление существующих политических приоритетов. В таком случае есть две возможности для борьбы с наркотиками: или вопрос уйдет в сторону, или станет одним из важнейших приоритетов. В данный момент есть как необходимость сделать такой шаг, так и удобный случай».

Вопрос о наркотиках поднимается и странами-кандидатами в члены ЕС. «Первое, о чем нас спрашивают, это: что говорится в общих правилах о наркотиках? Что нами должно быть сделано? Но обобщенных предложений по вопросу наркотиков от Евросоюза, на которые можно было бы сослаться, не существует», — сообщает Джордж Эстивенарт «Ле Суар».

Изменения в наркополитике Нидерландов

Три партии, входящие в коалиционное правительство, предоставили парламенту проект реформ. Коалиция, возглавляемая христианскими демократами, предлагает:

  • Ограничение иммиграции;
  • Наступление полиции на рост преступности;
  • Пересмотр закона об эвтаназии;
  • Ограничение «наркотуризма»;
  • Улучшение функционирования общественного транспорта;
  • Уменьшение средств, выделяемых на социальное обеспечение.

Измененные планы относительно либеральной политики по наркотикам Нидерландов включают:

  • Закрытие каннабис-кафе в приграничных районах для усложнения доступа к ним наркотуристов;
  • Прекращение эксперимента по раздаче таблеток экстази на танцевальных вечеринках (власти ввели такие «станции по пробе», чтобы застраховаться от приема молодежью наркотиков, разбавленных токсичными химикалиями).

Ян Петер Балкененде, будущий премьер-министр, ясно высказался о том, что он пессимистично смотрит на продажу «слабых» наркотиков в кофейнях и на практику эвтаназии, которые стали легальными несколько лет назад.

Оппозиционные партии отозвались о программе как о поверхностной, нереалистичной и «бессердечной».

НПО наступают на наркотики

Шведское правительство выделяет министерству здравоохранения и социального обеспечения 15 млн. крон (US$ 1,6 млн.) для распределения среди неправительственных организаций (НПО). Средства предназначаются для использования в программах по профилактике наркомании, нацеленных, прежде всего, на подростков и молодежь.

Поддержку получат старые программы и методы, доказавшие свою эффективность, а также проекты с новаторскими идеями. Результаты кампании должны будут быть представлены правительству по истечении трехлетнего периода, в 2005 году.

Углубление знаний учителей по вопросам наркотиков и телефонные «горячие линии» — примеры рекомендуемых программ для школ.

Новый региональный директор ECAD в Латвии

Выбран новый региональный директор ECAD в Латвии.

Аийя Калнайя, 33 года, в течение восьми лет работала в Рижском отделении Интерпола. Химик по образованию, Аийя занималась в полиции проблемами наркотиков на международном уровне.

Наркоситуация в Латвии еще не достигла своего пика, и борьба с движением по легализации наркотиков еще далеко не выиграна.

ECAD надеется, что энергия и целеустремленность Аийи Калнайи будет способствовать укреплению позиции организации не только в Латвии, но и в Балтийском регионе в целом.

Наркотики и безопасность Латвии

Янис Страздинс Др. Янис СтраздинсИсполнительный директор
Комитета по безопасности и общественного порядкаРижского муниципального совета
Сокращенная версия

Как и другие балтийские страны, Латвия находится в процессе трансформации, в ходе которого плановая экономика заменяется на рыночную, и на месте тоталитарного государства строится демократическая парламентская республика. Долгая оккупация разрушила структуру независимого государства. Латвийское государство сегодня должно воссоздать практически из ничего свое законодательство, полицию, пограничный контроль, таможню, также как и все институты по контролю за циркуляцией наркотиков и их попаданием на черный рынок.

В ходе реформ возникли серьезные экономические проблемы. Многие предприятия, производившие продукцию неадкватного мировому рынку качества, обанкротились. Повысился уровень безработицы. Предприятия прекратили выплату налогов. Ресурсы социальной помощи, медицины и образования оказались недостаточными. Большaя часть общества обнищала.

Из-за бюджетного дефицита, законодательные структуры и институты по поддержанию порядка — полиция, таможня и пограничный контроль — недофинансировались.

В начале 1992 года руководители крупнейшей латвийской фармацевтической компании «Olainfarm», используя тот факт, что антинаркотическое законодательство было еще не упорядочено, совместно с криминальными группами из других европейских стран произвели 3 500 кг МДА. Веществу было дано название медикамента «Рематадин», и оно было доставлено во франкфуртский аэропорт. Только благодаря международному контролю эта незаконная операция была раскрыта.

Вслед за скандалом, в январе 1993 года латвийское правительство образовало Координационную комиссию по контролю за наркотиками и борьбе с наркозависимостью, Национальный центр по лечению и профилактике наркомании, Комитет по контролю за наркотиками и Отдел по борьбе с наркотиками. Латвийское правительство начало готовить законодательную базу для обеспечения контроля за наркотиками и борьбе с нелегальной наркоторговлей. Латвийский парламент ратифицировал конвенции ООН от 1961, 1971 и 1988 годов.

В 1997 году парламент одобрил поправки к Уголовному кодексу в соответствии с конвенциями ООН. В июне 1998 года был принят закон о предотвращении отмывания черных денег, и был организован соответствующий отдел прокуратуры.

Совместно с международными организациями, латвийское правительство организовало ряд тренингов для местных экспертов.

Предпринятые шаги способствовали стабилизации ситуации в стране. Латвийская экономика постепенно начала выходить из кризиса. Однако одновременно с формированием среднего класса в 1997-1998 годах латвийский черный рынок стал наполняться сильными наркотиками — героином, кокаином, ЛСД, экстази и МДА. Это способствовало наращиванию производства опиатовых экстрактов из сырья, поступающего из Литвы и Украины, также как и эфедрина.

Вместе с ростом популярности молодежной рейв-культуры, танцевальные клубы превратились в центры распространения амфетамина, экстази и ЛСД. Появились также статьи в газетах и журналах, копии из Интернета, подчеркивающие активные эффекты наркотиков и замалчивающие негативные последствия их употребления.

Героин начал поступать в Латвию из Нидерландов и Афганистана, через страны Центральной Азии и СНГ. Каннабис поступает через Литву и Нидерланды. Эфедрин — через Литву и страны СНГ. Латвия стала транзитной страной для наркотиков. Латвийские граждане арестовывались за перевозку наркотиков в Польше, Великобритании, Хорватии, Литве, Украине, России и Швеции.

За последние годы количество обнаруженного полицией героина, кокаина и амфетаминов значительно возрасло:

1997 2001
Героин, г. 10,81 464,8
Кокаин, г. 23,98 1024,2
Амфетамины, г. и таб. 308,23 5170,8

С августа 1991 года уменьшилось число пользователей опиатов, в то время как число употребляющих амфетамины возрасло, особенно среди молодежи 16-18-летнего возраста. Употребление продуктов каннабиса (марихуаны и гашиша) продолжает возрастать.

Каждый год удваивается число зараженных ВИЧ и СПИДом путем внутривенного введения наркотиков. Например, в 2001 было зарегистрировано 1765 заразившихся, из которых 1329 были наркоманами. Особенно быстрыми темпами растет число заражений среди мужчин в возрастной группе 15 — 29 лет.

Все выше перечисленные факты подтверждают, что в Латвии серьезно стоит проблема наркотиков. Создался рынок наркотиков. Годовой оборот наркобизнеса в Латвии составляет, по оценкам медицинских и полицейских экспертов, от 58 млн. лат (около $90 млн.) до 153 млн. лат (около $240 млн.). В Латвии на сегодняшний день насчитывается около 40000 наркозависящих. Латвия становится из транзитной страны страной-потребителем наркотиков. В Латвии есть острая необходимость в технике по проверке контейнеров, специально обученных собаках для обследования товаров, машин, багажа и почтовых отправлений.

За последние годы наладилось сотрудничество между латвийской полицией и их коллегами в Скандинавии, странах Европейского Союза и России. Проводятся совместные операции.

Число работников в Отделе по борьбе с наркотиками при Главном управлении уголовной полиции возрасло с 30 до 72 человек. В портовых городах формируются региональные группы, также как и на окраинах крупных городов. Местная полиция вовлекается в раскрытие преступлений, связанных с наркотиками.

Несколько латвийских городов (Елгава, Лиепая, Вентспилс) сотрудничают с организацией «Европейские города против наркотиков», ECAD. Рига подписала Стокгольмскую декларацию в 1994 году. В указанных городах на профилактику наркомании выделяются специально ассигнованные средства.

Тревожащей является проблема недостаточного финансирования центров по реабилитации и лечению наркоманов. Важно начинать лечение наркоманов уже в местах заключения по принципу «лечение в местах заключения» с последующим условным освобождением, если лечение оказывается успешным.

Благодаря займу Мирового банка и поддержке Программы ООН по наркотикам, были разработаны и начали применяться программы для учителей и школьников: справочник для учителей «Учащиеся и наркотики» и учебная программа «Зависимость и профилактика веществ, вызывающих зависимость» (возрастные группы 1-3, 4-6, 7-9 и 10-12). К сожалению, финансирование внеклассных занятий в школах находится на недостаточном уровне.

Лекция подготовлена при поддержке В. Кипенса,
главы Рижского отделения ECAD, министерства социального обеспечения, наркологического центра,
центра по профилактике СПИДа и отдела по борьбе с наркотиками министерства внутренних дел.
Полный текст лекции можно прочитать по-английски на ecad.net