Факторы защиты от рисков в подростковой среде

27.07.2022

Теперь рассмотрим защитные факторы. Они могут быть не только противоположными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития.

Наиболее значимые защитные факторы включают в себя:

Факторы психологической защищённости:

• наличие и профессиональная компетентность социально-психологических служб;

• взаимодействие всех факторов психолого-педагогической коррекции.

Факторы семейной защищённости:

• крепкие семейные узы;

• внимание со стороны родителей к поведению своих детей;

• наличие доверительных отношений между детьми и их родителями;

• вовлеченность родителей в жизненные интересы детей;

• родители являются примером поведения для детей внутри семьи.

Факторы социально-коммуникационной защищённости:

• успех в школьных мероприятиях;

• умение находить и дорожить дружбой со сверстниками;

• навыки избегать и предотвращать конфликты.

Факторы социально-средовой защищённости:

• тесное взаимодействие социальных институтов — семьи, школы, церкви, местного сообщества;

• контроль за социально опасной рекламой и распространением психоактивных веществ;

• профессионализм и бескомпромиссность работы правоохранительных органов.

Исходя из приведённых нами выше факторов риска по канадской группировке, приведём здесь соответственно и факторы защиты:

Индивидуальные факторы защиты:

• здоровое, адекватное мировосприятие;

• ожидание, что мечты осуществятся;

• принятие социальной поддержки взрослых и сверстников;

• позитивный, жизнерадостный склад характера;

• позитивные ожидания, оптимизм в отношении будущего;

• сила воли;

• социальная адекватность и навыки решения проблем;

• возможность участия в общественной жизни, наличие ресурсов общения;

• присутствие и поддержка заботливых взрослых;

• безопасная среда.

Защитные факторы семья:

• эффективное родительское воспитание;

• хорошие отношения с родителями / привязанность к семье;

• прочная семья;

• ожидание лучшего;

• возможность вовлечения семьи в общественную жизнь;

• безопасная среда, низкий уровень преступности в районе.

Защитные факторы школа:

• хорошая успеваемость;

• ожидание успеха в обучении;

• четкие стандарты и правила;

• возможность участия в общественной жизни;

• присутствие и поддержка заботливых взрослых;

• поощрение участия в общественной жизни;

• позитивное отношение к школе;

• привязанность учащихся к учителям, их мировоззрению;

• хорошие взаимоотношения со сверстниками;

• участие в позитивной деятельности группы сверстников.

Защитные факторы микрорайон:

• недоступность ПАВ;

• развитая досуговая инфраструктура (клубы по месту жительства, спортивные объекты и т.п.);

• удаленность от рынков и промышленных объектов;

• удаленность от лесных или не организованных парковых зон;

• небольшое количество общежитий.

Что же нужно для того, чтобы факторы защиты заработали? Прежде всего, для этого нужно, чтобы работа была совместной, чтобы она была поддержана всеми наличествующими социальными институтами: семьёй, школой, местным сообществом, церковью и общественными организациями. И, конечно же, в первую очередь заинтересованность в таком взаимодействии должны проявлять местные властные структуры, а социальный заказ – исходить от организованного местного сообщества. Основным содержанием деятельности в области первичной профилактики местного сообщества является – уменьшение до полного упразднения факторов риска и повышение факторов защищённости.

Детальное изучение факторов и процессов, которые защищают подростков от факторов риска, определило основные направления профилактического воздействия:

• семейные отношения;

• взаимоотношения со сверстниками;

• отношения в школе и к школе (всех участников: учителей, родителей, учащихся);

• отношения в местном сообществе.

Каждое из этих направлений деятельности может быть определёно как область для организации программ по первичной профилактике (т.е. профилактика рискованного поведения, которое может привести к различным формам зависимостей) через усиленное развитие личностных качеств, поведенческих навыков, укрепления общественно полезных коммуникаций и поведения, и информированности об опасности различных форм зависимости (в том числе и наркотиков), и полезности участия в социально значимой деятельности в школе и по месту жительства.

Отношения в семье.

• Программы первичной профилактики должны усиливать защитные механизмы детей и подростков путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения на основе доверительных отношений, как их сохранять и развивать, как развивать самодисциплину, а в необходимых случаях твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения, поясняя подростку причину принимаемых мер.

• Программы первичной профилактики должны учить родителей как играть более активную роль в жизни детей, как проводить беседы, в том числе и о зависимостях, как перейти от отслеживания поступков детей к доверительным отношениям, пониманию проблем забот подростков, а также как дружить с друзьями детей и с их родителями.

Отношения со сверстниками.

Профилактические программы должны быть сфокусированы на:

• взаимоотношение ребенка со сверстниками;

• развитие позитивных отношений со сверстниками;

• улучшение социально-значимых способностей;

• развитие коммуникативных навыков;

• благоприятное воздействие на развитие навыков социального поведения, устойчивую способность отказываться от участия в любых проявлениях, приводящих к нездоровому поведению.

Школьная среда.

Профилактические программы также должны быть направлены на:

• повышение общего качества обучения;

• усиление связи учащихся со школой;

• привитие им чувств собственной индивидуальности;

• стремление к достижениям;

• поддержку позитивных отношений со сверстниками;

• коррекцию их ошибочных представлений;

• информирование о негативных последствиях употребления ПАВ.

Роль местных сообществ.

Профилактические программы работают на уровне общин через общественные, религиозные, правозащитные и государственные организации, имея своей целью:

• усиление безопасность среды в местном сообществе;

• обеспечение доступности объектов, укрепляющих здоровье и организации полезного досуга;

• повышение норм общественного поведения и социального взаимодействия;

• изменение местных законов, направленных на защиту безопасности детства;

• повышение позитивного воздействия средств массовой информации;

• развитие межсекторного взаимодействия в рамках местного сообщества.