Предотвращение утечки из каналов внутреннего распределения

24.05.2022

217. Поскольку утечка наркотических средств и психотропных веществ из каналов международной торговли практически прекратилась, основным источником утечки таких веществ на нелегальный рынок стали каналы внутреннего распределения. Объектом утечки из каналов внутреннего распределения все чаще становятся также химические вещества-прекурсоры.

218. Положения международных договоров о контроле над наркотиками, при условии их соблюдения, в принципе, должны предотвращать утечку из каналов внутреннего распределения. Однако из-за несоответствия национального законодательства требованиям конвенций, неправильного применения национального законодательства или недостаточного контроля за его соблюдением наркоторговцам по-прежнему удается организовывать утечку контролируемых веществ из каналов внутреннего распределения. В качестве примера можно привести следующий случай утечки психотропного вещества, используемого в качестве прекурсора для незаконного изготовления наркотиков. Катин – стимулятор, включенный в Список III Конвенции 1971 года, – используется главным образом в промышленных целях и лишь ограниченно применяется в медицине. В течение десяти лет, с 1999 по 2008 год, крупнейшим импортером катина была Южная Африка, ввозившая по 1,8 тонны этого вещества в год. Когда Комитет поинтересовался, с какой целью Южная Африка импортировала столь большое количество катина, выяснилось, что его покупали преступные организации для подпольного производства стимуляторов амфетаминового ряда. На тот момент катин в Южной Африке не контролировался в нарушение положений Конвенции 1971 года. Впоследствии правительство Южной Африки внесло соответствующие изменения в законодательство и распространило на катин меры контроля, предусмотренные Конвенцией 1971 года. В результате этого в 2009 году в Южной Африке не было отмечено случаев ввоза этого вещества.

219. Комитет призывает все правительства следить за поставками катина, особенно если они предназначены для африканских стран, с целью предотвращения незаконного использования этого вещества в странах региона, в которых не всегда действуют адекватные меры контроля.

220. В рамках операции «ДАЙС-2» (см. пункт 215 выше) были подтверждены факты утечки химических веществ-прекурсоров, в частности ангидрида уксусной кислоты, из каналов внутреннего распределения с целью их дальнейшего использования для незаконного изготовления наркотиков в других странах.

Утечка фармацевтических препаратов, содержащих контролируемые вещества

221. Если контролируемые вещества в виде сырья лишь изредка становятся объектом утечки из каналов внутреннего распределения, то утечка фармацевтических (отпускаемых по рецепту) препаратов, содержащих такие вещества, происходит довольно часто. Зачастую незаконно приобретенные препараты контрабандным способом вывозятся в другие страны, особенно туда, где соответствующее вещество пользуется значительным спросом на нелегальном рынке и имеет относительно высокую розничную цену. Ставшие объектом утечки лекарственные препараты нередко продаются через нелегальные веб-сайты.

222. Чаще всего объектом утечки и злоупотребления становятся такие наркотические средства, как фентанил, гидрокодон, метадон, морфин и оксикодон. Среди психотропных веществ объектом утечки и злоупотребления чаще всего являются стимуляторы, бензодиазепины (альпразолам и диазепам), гамма-оксимасляная кислота (ГОМК) и бупренорфин.

223. Кроме того, не прекращаются попытки организовать утечку фармацевтических препаратов, содержащих химические вещества-прекурсоры. Для устранения угрозы, связанной с утечкой таких препаратов, в Китае, Сальвадоре, Чешской Республике и Южной Африке в 2009 году было принято национальное законодательство, распространяющее меры контроля на препараты, содержащие эфедрин и псевдоэфедрин. Для того чтобы привлечь больше внимания к данному аспекту контроля над прекурсорами, была организована операция «Пила», главная цель которой заключается в мониторинге мировой торговли фармацевтическими препаратами, содержащими эфедрин и псевдоэфедрин.

224. Если для организации утечки фармацевтических препаратов, содержащих химические вещества-прекурсоры, из каналов международной торговли обычно используются пробелы в национальном законодательстве о контроле над прекурсорами, то для организации утечки наркотических средств и психотропных веществ чаще всего используются такие методы, как подделка рецептов, закупка в аптеках без предъявления требуемых рецептов или хищение из аптек, с заводов и оптовых складов. Нередко лекарственные средства рецептурного отпуска приобретаются у лиц, которым они были назначены врачом.

225. Кроме того, для незаконного распространения фармацевтических препаратов, содержащих контролируемые вещества, применяются современные коммуникационные и информационные технологии (в частности, Интернет и международные переговорные пункты). Для контрабанды полученных в результате утечки или контрафактных фармацевтических препаратов, содержащих контролируемые вещества, используются почтовые и курьерские службы. На веб сайтах по обмену видеофайлами рекламируются фармацевтические препараты, содержащие вещества, находящиеся под международным контролем, и даются ссылки на нелегальные веб-сайты, через которые можно без рецепта купить фармацевтические препараты, содержащие контролируемые вещества, в том числе такие строго контролируемые вещества, как оксикодон, метадон, метилфенидат и дексамфетамин. Основным способом рекламы нелегальных интернет-аптек является массовая рассылка электронных сообщений (спама). Преступные группы специально нанимают специалистов для рассылки спама с целью рекламы веб-сайтов, незаконно торгующих наркотиками.

226. Как уже отмечалось выше, случаи утечки из каналов внутреннего распределения нередко свидетельствуют о наличии пробелов в национальном законодательстве или недостаточном контроле за соблюдением действующего законодательства и подзаконных актов. Комитет просит правительства стран, в которых существует проблема утечки и незаконного оборота лекарственных средств рецептурного отпуска и злоупотребления ими, выявить источник таких препаратов и принять меры для предотвращения утечки в будущем. Основными мерами борьбы с данной практикой являются контроль за соблюдением требования о предъявлении рецепта, совершенствование национальных механизмов мониторинга и проверок, обучение врачей рациональному назначению лекарственных средств и осуществление программ контроля за выдачей рецептов для выявления неэтичного поведения врачей или пациентов.

227. Случаи приобретения лекарственных средств через друзей или родственников свидетельствуют о том, что население недопонимает опасность злоупотребления отпускаемыми по рецепту лекарственными средствами и что национальным органам и профессиональными объединениям необходимо наладить информационную работу для разъяснения негативных последствий такого злоупотребления. Комитет хотел бы напомнить всем правительствам об их обязанности следить за выполнением положений статьи 10 Конвенции 1971 года, касающихся размещения предостерегающих надписей на упаковках препаратов, содержащих психотропные вещества, и запрещения рекламирования таких веществ среди населения.

228. Подробный анализ масштабов злоупотребления лекарственными средствами рецептурного отпуска и рекомендация в отношении мер, которые надлежит принять для предотвращения такой практики, содержатся в докладе Комитета за 2009 год. С целью предотвращения использования Интернета для незаконного распространения полученных в результате утечки фармацевтических препаратов, содержащих контролируемые вещества, Комитет рекомендует правительствам ознакомиться с подготовленным им Руководством по предупреждению незаконной торговли через Интернет веществами, находящимися под международным контролем, и выполнить рекомендации о пресечении деятельности нелегальных интернет-аптек, содержащиеся в его докладе за 2009 год.

229. Направляя правительствам это Руководство, Комитет выразил надежду на то, что оно окажет им помощь в эффективном пресечении и предупреждении незаконного оборота через Интернет веществ, находящихся под международным контролем. Для оценки прогресса, достигнутого в выполнении Руководства, Комитет просил в 2010 году все правительства ответить на вопросы направленного им вопросника. Эти ответы позволят Комитету оценить эффективность Руководства и выявить те рекомендации, для выполнения которых правительства, возможно, нуждаются в дополнительной поддержке. В этой связи Комитет просит все правительства, которые еще не сделали этого, как можно скорее представить ответы на вопросник.

230. Комитет с удовлетворением отметил, что, судя по полученным ответам, ряд правительств выполнили положения Руководства и приобрели опыт в борьбе с подпольными интернет-аптеками. Другие правительства сообщили, что им требуется международная помощь для выполнения положений Руководства, в частности в области подготовки сотрудников правоохранительных органов и органов по контролю над наркотиками. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что рекомендации, касающиеся обмена информацией, предоставления экспертных данных в распоряжение других государств и подготовки соответствующих сотрудников других стран, нуждающихся в такой поддержке, выполнены лишь несколькими правительствами. Вместе с тем эти меры отвечают интересам всех стран с учетом транснационального характера проблемы подпольных интернет-аптек.

231. Комитет отмечает также, что для выявления передовых видов практики национальные компетентные органы ряда стран хотели бы ознакомиться с опытом своих партнеров в других странах, которые уже выполнили положения Руководства. В порядке поддержки таких коллективных усилий Комитет намерен определить надлежащие средства содействия обмену опытом и организовать совещание заинтересованных сторон.

232. Комитет с удовлетворением отмечает усилия Австрии и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии по привлечению внимания широкой общественности к опасностям, связанным с приобретением лекарственных средств через подпольные интернет-аптеки. Эти усилия предпринимались в сотрудничестве с профессиональными органами фармацевтов, группами пациентов и промышленностью. Комитет отмечает также, что в Австрии в 2010 году был введен запрет на ввоз любых лекарственных средств, заказанных через Интернет.

Утечка лекарственных средств, используемых в рамках заместительной терапии, и злоупотребление ими

233. Особую озабоченность вызывает продолжающаяся утечка веществ, используемых в рамках заместительной терапии, в частности бупренорфина, метадона и морфина. Комитет уже неоднократно рассматривал данную проблему (например, в своем докладе за 2006 год). В 2010 году Комитет обратился к правительствам стран, которые в прошлом были больше других затронуты проблемой утечки бупренорфина, его незаконного оборота и злоупотребления им, с просьбой сообщить о текущем состоянии проблемы утечки данного вещества, в том числе в рамках программ заместительной терапии для опиоидных наркоманов, и мерах, принимаемых для предотвращения такой утечки. Комитет отмечает, что правительства соответствующих стран провели расследование выявленных случаев утечки для определения лиц, причастных к такой противозаконной деятельности, и привлечения их к ответственности, и приняли меры для предотвращения подобной утечки в будущем.

234. Комитет просит правительства всех стран, в которых осуществляются программы заместительной терапии и существует проблема утечки используемых в рамках нее препаратов и злоупотребления ими, стараться и далее предупреждать
такую утечку и злоупотребление и одновременно обеспечивать наличие таких препаратов для лечения.