Оценка выполнения правительствами рекомендаций, сформулированных Комитетом по итогам его страновых миссий

22.08.2022

127. В рамках постоянного диалога с правительствами Комитет ежегодно проводит также оценку выполнения правительствами его рекомендаций, сформулированных по итогам страновых миссий. В 2010 году Комитет предложил правительствам шести стран, в которых его миссии побывали в 2007 году, – Албании, Боливии (Многонациональному Государству), Бутану, Вьетнаму, Либерии и Непалу – представить информацию о ходе выполнения его рекомендаций.

128. Комитет выражает признательность правительствам Албании, Боливии (Многонационального Государства), Бутана и Непала за представление запрошенной информации, которая облегчила Комитету оценку существующего в этих странах положения в области контроля над наркотиками и соблюдения правительствами положений международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет выражает сожаление в связи с тем, что от правительств Вьетнама и Либерии никакой информации не поступило, и настоятельно призывает правительства этих стран безотлагательно представить запрошенную информацию.

129. В настоящем докладе приводится также информация о выполнении рекомендаций Комитета правительствами Аргентины, Гамбии и Мьянмы после миссий, направленных Комитетом в эти страны в 2006 году, которая не могла быть включена в доклад за 2009 год, так как она поступила слишком поздно.

Албания

130. Комитет отмечает, что правительство Албании выполнило некоторые рекомендации Комитета после его миссии в эту страну в октябре 2007 года. В частности, приняты некоторые меры в области сокращения спроса. Правительство стало также лучше представлять Комитету отчетность согласно международным договорам о контроле над наркотиками.

131. Вместе с тем Комитет отмечает, что в других областях прогресс остается недостаточным. Комитет по-прежнему обеспокоен тем, что Межведомственная комиссия по контролю над наркотиками, хотя она и создана много лет назад, не в состоянии адекватно функционировать из-за нехватки ресурсов и что взаимодействие между государственными учреждениями, выполняющими функции контроля над наркотиками, до сих пор серьезно страдает от отсутствия координации. Кроме того, все еще не решены следующие проблемы: отсутствие достоверной информации о масштабах злоупотребления наркотиками; отсутствие законодательства о контроле над прекурсорами и компетентного органа, ответственного за выполнение положений статьи 12 Конвенции 1988 года; а также отмечаемый в сообщениях недостаток прогресса в деле ликвидации незаконного культивирования каннабиса.

132. Комитет призывает правительство Албании принять эффективные меры, чтобы добиться прогресса в вышеупомянутых областях, и прежде всего в укреплении Межведомственной комиссии по контролю над наркотиками, с тем чтобы обеспечить координацию действий различных государственных учреждений, занимающихся вопросами контроля над наркотиками.

Аргентина

133. Правительство Аргентины выполняет рекомендации, сформулированные Комитетом в результате его миссии в эту страну в мае 2006 года, и в ряде областей контроля над наркотиками наметился определенный прогресс. В первую очередь следует упомянуть о том, что правительство улучшило координацию между всеми учреждениями, осуществляющими контроль над наркотиками, и усилило координацию и сотрудничество в сфере охраны правопорядка между компетентным национальным органом и другими учреждениями, осуществляющими контроль над наркотиками на национальном уровне, а также между центральными властями и властями провинций. Прогресс достигнут и в подключении таможенных органов к реализации национальной политики контроля над наркотиками.

134. Комитет приветствует принятые правительством Аргентины меры по недопущению утечки наркотических средств и психотропных веществ из каналов их легального распределения на черный рынок. К числу таких мер относятся, в частности, введение официальной стандартной формы рецептов, мониторинг фармацевтических препаратов, содержащих вещества, подпадающие под между народный контроль, общенациональная программа выявления потенциальных нарушений при обращении с контролируемыми веществами и разработка единого официального образца оформления рецептов в целях предотвращения их фальсификации и подделки.

135. Компетентными национальными органами предприняты также шаги по дальнейшему ограничению широко распространенного в Аргентине потребления анорексигенных средств – например, путем сокращения национальных квот на эти
вещества и введения ограничений на их использование в препаратах, изготавливаемых по рецепту, что разрешено согласно действующему в Аргентине законодательству.

136. Признавая успехи, достигнутые Аргентиной в области контроля над наркотиками, Комитет призывает ее правительство и далее прилагать усилия по совершенствованию сбора и анализа данных, включая данные о связанных с наркотиками преступлениях, расширять программы профилактики злоупотребления наркотиками, а также, по мере необходимости, систему учреждений для лечения и реабилитации наркоманов, с тем чтобы доступ к таким услугам имелся у всех слоев населения, в том числе на уровне провинций.

137. Комитет отмечает, что потребление листа коки (путем его жевания или в виде отвара), а также его хранение в этих целях до сих пор разрешаются действующим в Аргентине законодательством. Комитет призывает правительство этой страны как участника Конвенции 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, обеспечить полное соблюдение своих обязательств согласно Конвенции, включая обязательство ликвидировать все способы использования листа коки для целей, не предусмотренных Конвенцией.

Бутан

138. Правительство Бутана принимает меры по выполнению рекомендаций Комитета, сформулированных по итогам его миссии в эту страну в 2007 году, и в ряде областей достигнуты определенные успехи. Комитет отмечает, что правительством создан механизм осуществления Закона  2005 года о злоупотреблении наркотическими средствами, психотропными веществами и сильно действующими веществами, а также разработаны нормы и правила, регулирующие применение положений этого закона. Предупреждение незаконного оборота наркотиков правительство считает своей первоочередной оперативной задачей. Конкретные шаги, предпринятые в этом направлении, включают усиление пограничного контроля, повышение потенциала правоохранительных органов и укрепление сотрудничества с соседними странами.

139. Комитет отмечает, что в Бутане предпринимаются все более активные усилия по укреплению механизма контроля за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также в области сокращения спроса. В частности, благодаря усилиям правительства были расширены лечебно-реабилитационные наркологические центры и при содействии региональных и международных организаций проводились информационно-просветительские кампании на тему злоупотребления наркотиками.

140. Приветствуя позитивные сдвиги в сфере контроля над наркотиками в Бутане, Комитет отмечает, что заметного улучшения координации между государственными учреждениями, занимающимися контролем над наркотиками, не наблюдается. Комитет просит правительство активизировать усилия в этом направлении, особенно в свете растущих масштабов незаконного оборота наркотиков в Южной Азии.

Боливия (Многонациональное Государство)

141. Комитет с сожалением отмечает, что правительство Многонационального Государства Боливия не достигло никакого прогресса в осуществлении рекомендаций относительно культивирования кокаинового куста и производства листа коки,
сформулированных Комитетом по итогам его миссии в 2007 году. Правительство продолжает осуществлять свою рассчитанную на период 2007-2010 годов национальную стратегию борьбы с незаконным оборотом наркотиков и переосмысления роли листа коки, знаменующую собой существенную перемену в том, что касается политической воли правительства и его приверженности целям международных договоров о контроле над наркотиками. Хотя в этой стратегии подтверждается твердый курс правительства на борьбу с незаконным изготовлением и оборотом кокаина, а также с организованной преступностью, вопрос о жевании листа коки рассматривается в ней с позиций, не соответствующих обязательствам страны по международным договорам о контроле над наркотиками, стороной которых она является.

142. Комитет по-прежнему обеспокоен продолжающимся с 2005 года непрерывным увеличением как заявленной общей площади культивирования кокаинового куста, так и ожидаемых уровней производства листа коки. Несмотря на меры социального контроля, принимаемые правительством Боливии в настоящее время в целях сокращения масштабов культивирования кокаинового куста и производства листа коки, общая площадь плантаций коки в стране достигла в 2009 году 30 900 га, а потенциальный объем производства листа коки вырос до 40 200 тонн – наивысшего уровня, зарегистрированного в Боливии с 1998 года. Все это повышает риск использования листа коки для незаконного изготовления кокаина.

143. Комитет отмечает, что он согласен с занимаемой правительством Боливии позицией полной нетерпимости по отношению к незаконному изготовлению и обороту кокаина, но в то же время настоятельно призывает правительство проводить более эффективную политику и проявлять больше активности в деле ликвидации культивирования кокаинового куста и производства листа коки в стране, а также заняться решительной борьбой с незаконным изготовлением и оборотом кокаина.

144. Правительством Боливии до сих пор не выполнены и другие рекомендации, сформулированные Комитетом после его миссии в 2007 году, в частности относительно сокращения спроса и осуществления надзора за легальным оборотом
веществ, находящихся под международным контролем. Комитет обеспокоен ростом злоупотребления наркотиками среди населения страны в целом, и в частности среди учащихся. Так, в возрастной группе от 12 до 65 лет продолжает расширяться злоупотребление кокаином и каннабисом, в то время как проводимая правительством политика не предусматривает почти никаких программ профилактики злоупотребления наркотиками. При этом существующий механизм контроля и мониторинга веществ, контролируемых на международном уровне, должным образом не функционирует. Комитет настоятельно призывает правительство принять необходимые меры для улучшения положения дел в этих областях.

Гамбия

145. Комитет с обеспокоенностью констатирует, что правительство Гамбии не добилось существенных успехов в выполнении рекомендаций, сформулированных Комитетом по итогам его миссии в эту страну в мае 2006 года. В частности, Комитет отмечает, что действующее национальное законодательство о ввозе и вывозе наркотических средств и психотропных веществ не было скорректировано с учетом требований международных договоров о контроле над наркотиками, законодательные положения о контроле над прекурсорами до сих пор не приняты, а административный механизм контроля за легальным оборотом наркотиков по-прежнему не отвечает необходимым требованиям. В течение многих лет Гамбия не выполняет свои обязательства по представлению информации, включая прогнозы и оценки потребностей страны в наркотических средствах и психотропных веществах. Комитет настоятельно призывает правительство в первоочередном порядке принять необходимые меры по исправлению положения.

146. Комитет отмечает, что власти Гамбии имеют слабое представление о масштабах злоупотребления наркотиками в стране. Надежных данных о злоупотреблении наркотиками по-прежнему не хватает, а никаких эпидемиологических исследований по оценке распространенности злоупотребления наркотиками не проводилось. Комитет настоятельно призывает правительство принять меры для решения этих проблем, включая разработку программ профилактики наркозависимости и сокращения спроса, проведение экспресс-оценки масштабов злоупотребления наркотиками в стране, оказание надлежащей поддержки существующим структурам здравоохранения в целях обеспечения наркозависимых пациентов соответствующими медицинскими услугами; а также создание подходящих условий для реабилитации наркоманов.

147. Возможности правоохранительных органов Гамбии в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков ограничены. С учетом объема контрабанды кокаина через Западную Африку Комитет обеспокоен тем, что Гамбия, как и другие страны данного региона, рискует стать страной транзита поставок этого наркотика. Недавнее изъятие в Гамбии крупной партии кокаина может указывать на то, что наркоторговцы стали пользоваться явной слабостью контроля над наркотиками и правоохранительных структур в этой стране. Комитет настоятельно призывает правительство Гамбии принять эффективные меры для активизации своих усилий по обеспечению соблюдения законов о наркотиках и добиться дальнейшего прогресса в соблюдении международных договоров о контроле над наркотиками. При этом правительство, возможно, пожелает рассмотреть вопрос об обращении за необходимой технической помощью к ЮНОДК и другим международным организациям.

Мьянма

148. Комитет отмечает, что со времени последнего посещения страны миссией Комитета в 2006 году произошли определенные сдвиги к лучшему. Принят ряд мер для достижения целей национального 15-летнего плана контроля над наркотиками, который предусматривает ликвидацию к 2014 году всего незаконного оборота и незаконного производства наркотиков, включая предупреждение и пресечение незаконного культивирования опийного мака и повышение уровня жизни населения, сокращающее финансовые стимулы к такому культивированию. Предприняты также конкретные шаги по сокращению предложения и спроса: правоохранительные мероприятия, информационно-просветительские программы, расширение взаимного доступа и возможностей для общения между людьми, населяющими низинные и горные районы, а также повышение уровня жизни в районах, прилегающих к границам.

149. Вместе с тем Комитет отмечает, что незаконное культивирование опийного мака в Мьянме в последние годы растет. Несмотря на изъятие правоохранительными органами Мьянмы в последние годы все больших количеств химических веществ-прекурсоров и стимуляторов амфетаминового ряда, серьезной проблемой остается незаконное изготовление метамфетамина. На территории Мьянмы, у границ с Таиландом и Китаем продолжают активно действовать подпольные нарколаборатории. Комитет отмечает также, что доступность наркотических средств и психотропных веществ для медицинских нужд по-прежнему ограничена, а заметного прогресса в отношении сбора данных о злоупотреблении наркотиками в стране не достигнуто.

150. Комитет настоятельно призывает правительство активизировать усилия по контролю над наркотиками и обеспечить дальнейшее продвижение по пути ликвидации незаконного культивирования опийного мака в стране. Следует принять дополнительные меры по борьбе с незаконным изготовлением и оборотом стимуляторов амфетаминового ряда и, в частности, выявить источники и пути поставок изъятых химических веществ-прекурсоров, а также новые методы, используемые для незаконного изготовления наркотиков. В этих целях правительству следует укреплять сотрудничество с соседними странами.

Непал

151. Комитет констатирует, что после его миссии в эту страну в марте 2007 года правительство Непала прилагает усилия по укреплению контроля над наркотиками. В частности, Комитет отмечает, что в 2010 году была принята национальная стратегия контроля над наркотиками, что закон о контроле над наркотическими средствами в настоящее время пересматривается в целях приведения его в полное соответствие с положениями международных договоров о контроле над наркотиками и что значительные усилия предприняты в сфере охраны правопорядка. Комитет отмечает также, что правительство продолжает свои усилия в области сокращения спроса, в частности, путем создания наркологических лечебных центров и осуществления программ профилактики злоупотребления наркотиками на уровне общин.

152. В то же время Комитет отмечает, что положение с координацией деятельности правительственных учреждений, участвующих в обеспечении контроля над наркотиками, не улучшилось, и для более эффективной работы правоохранительных органов по-прежнему необходимо выделение им дополнительных ресурсов. Кроме того, по-видимому, слабо продвигается дело и с принятием законодательства о контроле над прекурсорами, а также с назначением компетентного ведомства для выполнения положений статьи 12 Конвенции 1988 года.

153. Ввиду обострения проблемы злоупотребления наркотиками в Непале, включая наркотики, употребляемые путем инъекций, Комитет настоятельно призывает правительство и далее наращивать усилия по сокращению спроса, особенно в том, что касается общенациональной оценки положения в области злоупотребления наркотиками, и принять все необходимые меры для решения этой проблемы в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками. Комитет выражает надежду на то, что правительство Непала примет необходимые меры для достижения прогресса и в этих областях.