Отчет о состоянии антинаркотической деятельности в городе Перми

08.02.2022


Отчет о состоянии
антинаркотической деятельности в городе Перми

В основу антинаркотической деятельности в городе Перми положены: Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.88, Уголовный, Административный, Гражданский кодексы РФ, Закон Пермской области «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пермской области» от 10.03.2000, а так же иные нормативно-правовые акты регламентирующие данную деятельность.

И.Б. ВОЛЬФОВИЧ —
начальник отдела по межведомственной
координации антинаркотической деятельности

    В течение отчетного периода вся работа муниципальных органов и учреждений, а так же других заинтересованных ведомств, занимающихся антинаркотической деятельностью, строилась по следующим направлениям:

  1. Борьба с незаконным оборотом наркотических веществ и контроль за легальным оборотом наркотиков
  2. Профилактика наркомании и пропаганда «Здорового образа жизни»
  3. Лечение и реабилитация наркозависимых
  4. Межведомственное взаимодействие.

    Координация и межведомственное взаимодействие 3х последних направлений в администрации города возложено на отдел по межведомственной координации антинаркотической деятельности, который образован в середине 2002 года. По 1 направлению отдел взаимодействует с соответствующими силовыми ведомствами и в первую очередь с городским УВД. 

    Анализируя обстановку в г.Перми в 2003 году можно отметить, что она остается напряженной и острой в отношении употребления населением психоактивных веществ. 

    Так по данным городского управления здравоохранения в медицинских учреждениях находится над наблюдением 6039 человек употребляющих наркотические и психотропные вещества, это на 7,2% больше, чем за аналогический период прошлого года. При снижении общего показателя заболеваемости с 11,6 в 2002 до 9,9 в 2003 наблюдается рост заболеваемости наркоманией в таких районах как, Орджоникидзевском — 18,2; Мотовилихинском — 14,8. Выросли показатели заболеваемости токсикоманией в Дзержинском, Индустриальном, Мотовилихинском районах. Особую тревогу вызывает и увеличение распространенности наркологических расстройств среди подростков. Так ранний алкоголизм увеличился в 3 раза, по сравнению с I кварталом 2002 года, токсикомания в 2 раза. 

    Данная ситуация естественно отразилась на криминогенной обстановке в городе Перми. В I квартале 2003 года зарегистрировано на 14,8 % больше преступлений по линии НОН, чем за аналогичный период прошлого года. Возрос удельный вес преступлений с целью сбыта наркотиков, он составил 46,2 % (по области 42,6 %) и число зарегистрированных фактов сбыта составило 183, что на 2,8 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличилось количество преступлений, при которых изъяты наркотики в крупных и особо крупных размерах. Вместе с тем необходимо отметить, что раскрываемость данного вида преступлений уменьшилось по сравнению с прошлым годом и составило 59,8 %. Явно не достаточно проводится профилактическая работа с потребителями наркотиков. Административные дела «незаконные действия с наркотиками» ст.6.8. — 6.10.; 6.13. КоАП РФ вообще не рассматривались в судах Дзержинского, Индустриального районов. В Ленинском, Мотовилихинском, Свердловском лишь в течение полугодия. Если учесть, что более 60 % лиц с наркологическими проблемами являются не работающими и не посещающими учебные заведения, то наибольшая нагрузка по профилактике наркомании и пресечению незаконного оборота наркотиков падает на милицию общественной безопасности, (участковые инспектора и сотрудники ПДН). 

    Профилактическое направление в антинаркотической деятельности является приоритетным, так как при качественной реализации его можем получить достаточно высокий результат. В последние годы наиболее активно проводят данную работу учреждения образования. 37% всей профилактической работы приходиться на их долю. Систематически повышают свой профессиональный уровень социальные педагоги, психологи и другие специалисты, однако формы, применяемые ими носят в основном массовый характер, недостаточно используются активные формы работы. Как позитивный момент можно отметить проведенную комитетом по образованию систематизацию программ по профилактике социально-значимых заболеваний рекомендованных для работы в образовательном пространстве, проведение ряда семинаров центрами психолого-педагогической деятельности, организацию и проведение фестиваля «Поколение плюс» и ряда других. Продолжается подготовка волонтеров в учреждениях образования, комитета по делам молодежи, горнаркодиспансера. В последнее время все чаще семинары и совещания, организуемые различными ведомствами проводятся с участием представителей субъектов профилактики т.е. на межведомственном уровне, что повышает эффективность проводимой работы и одновременно улучшает информированность специалистов по данному направлению. Вместе с тем необходимо отметить, что еще не отлажена четкая система межведомственного взаимодействия при проведении профилактической работы среди лиц «группы риска», слабо вовлекаются в проблему научные ресурсы города Перми. Не в полном объеме используются зарекомендовавшие себя технологии профилактики употребления психоактивных веществ. Лечение и реабилитация является неотъемлемой частью антинаркотической деятельности. В Перми создана система оказания наркологической помощи. Используются различные формы профилактики и лечения. В I квартале 2003 года вновь зарегистрировано 319 наркопотребителей. В стационаре горнаркодиспансера было пролечено около 300 человек с диагнозом наркомания в т.ч. 36 с впервые выявленным диагнозом наркомания. Наиболее эффективный курс реабилитации, в стационарных условиях, прошли 4 % больных наркоманией. Неблагоприятно влияет на ситуацию тот факт, что лишь 6,4 % наркоманов состоящих на учете имеет опыт общения с наркотиками до 1 года и почти 60 % — дольше 3х лет. Выявление наркоманов на ранних этапах заболеваний позволило бы более эффективно проводить лечебные и реабилитационные мероприятия. Учитывая, что до сих пор основная масса наркопотребителей является внутривенными наркоманами, сохраняется опасность распространения ВИЧ — инфекции. И в данном случае 2,8 % обследованных наркопотребителей не дает возможности полностью контролировать ситуацию. 

    Особого внимания заслуживает применение ст.54 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах в части предупредительных мер медицинского характера и лицам, находящимся на учете в наркологических учреждениях, но уклоняющихся от лечения и продолжающих употреблять наркотики, однако механизм реализации данной нормы закона до сих пор не разработан. Межведомственное взаимодействие — основное условие при котором возможно объективно влиять на наркоситуацию. Отделом по межведомственной координации антинаркотической деятельности была проведена работа по включению в единое информационное пространство субъектов профилактики в соответствии с Законом Пермской области «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области». На сайте городской администрации появилась антинаркотическая рубрика, которая периодически обновляется. Отдел взял на себя обязанность проведения массовых мероприятий в городе (акция «Город без наркотиков», ко дню борьбы наркоманией и наркобизнесом). Подготовлено и проведено заседание комиссии по социально-значимым заболеваниям городской администрации, совещание с представителями ведомств субъектов профилактики. Совместно с ОРОРСом подготовлены предложения к реализации пилотного проекта по участию ОТОСов в антинаркотической работе. По инициативе отдела внедрены в практику критерии оценки деятельности учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел. Администрацией города внесено предложение в проект закона Пермской области «О квотировании рабочих мест» для наркологических больных. Совместно с городским центром занятости разрабатывается схема по трудоустройству больных наркоманией и их переобучение. В марте 2003 года совместно с ведомствами подготовлены предложения в областную целевую программу по усилению профилактики наркомании и не законного оборота наркотических средств и психотропных веществ на 2004-2006 года на сумму более 15 млн. рублей. Проводится работа с Пермской мед. академией и Пермским госуниверситетом. Администрация города принимает участие международном проекте ТЕМРUS-TASIS по внедрению антинаркотических учебных программ у социальных работников. Однако необходимо отметить низкую заинтересованность в межведомственной работе по данному направлению у ряда подразделений администрации, что снижает эффективность проводимой работы. Практически отсутствует правовой механизм межведомственного взаимодействия и координации антинаркотической деятельности. В городе отсутствует целевая программа противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании. Нормативно-правовая база по данному направлению имеет много пробелов или устарела.

статья опубликована
gorodperm.ru/antinar6.asp