Северная Америка. Национальное законодательство, политика и мероприятия
23.04.2022
401. Мексика по-прежнему прилагала значительные усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. Главными направлениями были правоохранительная деятельность и долгосрочные институциональные реформы. В результате действий правоохранительных органов в 2009 и 2010 годах был арестован ряд главарей наркокартелей. Число арестов, связанных с наркотиками, а также число случаев выдачи в Соединенные Штаты, достигло в 2009 году рекордного уровня, и те же темпы сохранились в 2010 году. На институциональном уровне Мексика добилась прогресса в проведении комплексной реформы судебной системы и системы общественной безопасности. Одна из главных целей реформы судебной системы в Мексике заключается в обеспечении перехода к 2016 году от практики письменного судебного разбирательства к системе состязательного производства с проведением устных разбирательств, в результате чего судебные разбирательства станут проводиться быстрее и будут прозрачнее. Хотя в целом по стране этот процесс замедлился, в ряде штатов Мексики удалось добиться прогресса в деле внедрения состязательной системы. В 2009 году эти концепции были включены в учебные программы ряда ведущих университетов. Для судей и работников прокуратуры стали организовывать учебные курсы по вопросам роли защиты в судебном процессе. Кроме того, предусмотрено использование альтернативных процедур разбирательства, таких как медиация. Реформа судебной системы подкрепляется созданием национальной системы прокурорского надзора за судопроизводством. В рамках реформы сектора общественной безопасности создана новая федеральная полиция, расширены ее полномочия в отношении следственной деятельности, повышены требования к проверке и набору кадров. В 2009 году правительство Мексики приняло меры по укреплению потенциала таможенной службы путем набора дополнительных сотрудников и организации специальной подготовки. Проведена модернизация лабораторий судебной экспертизы для обеспечения более эффективного использования научных доказательств в рамках уголовного процесса. Имеются достижения в области сбора оперативной информации, в частности ведется создание платформы обмена информацией «Платформа Мексика», которая объединяет базы данных правоохранительных ведомств, штатов и муниципальных органов.
402. Коррупция по-прежнему препятствует усилиям по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Мексике. Организации наркобизнеса угрожают и предлагают взятки сотрудникам полиции и других правоохранительных органов на уровне штатов и муниципалитетов. Правительство Мексики продолжало борьбу с коррупцией среди должностных лиц правоохранительных и правительственных органов, в том числе путем проверки анкетных данных и прошлого таких сотрудников, а также, в случае необходимости, их увольнения или ареста.
403. Правительство Соединенных Штатов приняло в 2010 году Национальную стратегию контроля над наркотиками. Эта стратегия была опубликована в мае 2010 года после проведения широких консультаций с участием заинтересованных сторон; в ней подчеркивается необходимость решать проблемы, связанные с наркотиками с помощью комплексного подхода на основе фактов. Основные элементы стратегии – предупреждение злоупотребления наркотиками силами общин, раннее вмешательство, интеграция наркологической помощи в общую систему здравоохранения, обновление системы уголовного правосудия, укрепление правоохранительной деятельности, международное сотрудничество и совершенствование информационных систем. В том что касается предупреждения злоупотребления наркотиками, главные задачи стратегии заключаются в создании системы профилактики силами общин, в основном для молодежи, организации информационных кампаний и расширении взаимодействия с участием правительственных органов и ведомств различного уровня. В стратегии определены также цели, которые должны быть достигнуты в течение пяти лет в области сокращения злоупотребления наркотиками. Эти цели предусматривают, в частности, сокращение на 15 процентов злоупотребления наркотиками среди молодежи, числа хронических наркопотребителей и смертей, вызванных наркотиками, а также сокращение на 10 процентов числа случаев управления транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. Комитет высоко ценит усилия, прилагаемые правительством с целью принятия основанных на фактах мер для решения проблем, связанных с наркотиками, и с целью укрепления инициатив в области лечения и раннего вмешательства.
404. В Соединенных Штатах благодаря подписанию в августе 2010 года закона о справедливом наказании («Fair Sentencing Act») была существенно уменьшена разница в количестве кокаина и крэка, являющемся основанием для вынесения минимального приговора. Этим же законом отменено положение о минимальном сроке тюремного заключения только за хранение крэка и существенно увеличены денежные штрафы за незаконный оборот наркотиков в крупных масштабах.
405. Правительство Соединенных Штатов продолжало осуществлять принятую в 2009 году национальную стратегию борьбы с незаконным оборотом наркотиков на юго-западной границе. Эта стратегия предусматривает необходимость повышения оперативных возможностей правоохранительных органов Соединенных Штатов и улучшения координации в их деятельности по борьбе с трансграничным незаконным оборотом наркотиков. Соединенные Штаты активизировали правоохранительную и разведывательную деятельность на границе с Мексикой, в том числе создали специальную межведомственную группу по правоохранительной деятельности в районе границы для выявления, пресечения деятельности и ликвидации преступных организаций, занимающихся незаконным оборотом наркотиков и связанными с ним преступлениями, такими как незаконный оборот оружия и контрабанда наличных денежных средств в больших объемах.
406. В Соединенных Штатах принимается ряд мер для решения проблемы злоупотребления лекарственными средствами рецептурного отпуска, содержащими контролируемые вещества. Правительство заявило, что сокращение масштабов злоупотребления лекарственными средствами рецептурного отпуска является одной из приоритетных областей национальной политики в области контроля над наркотиками в 2010 году. Меры по решению этой проблемы включают программы поощрения возврата и утилизации лекарственных средств рецептурного отпуска, информирование населения об опасностях, связанных со злоупотреблением лекарственными средствами рецептурного отпуска, просвещение врачей по вопросу прописывания опиатных анальгетиков, противодействие практике получения рецептов для покупки контролируемых веществ сразу у нескольких врачей, принятие мер в отношении учреждений, оказывающих услуги по обезболиванию и не соблюдающих правила выдачи рецептов, и расширение программ мониторинга лекарственных средств рецептурного отпуска. В 2010 году программы мониторинга лекарственных средств рецептурного отпуска или законодательство, предусматривающее введение таких программ, существовали в 40 штатах.
407. Для решения проблемы продажи лекарственных средств рецептурного отпуска через незаконно действующие интернет-аптеки правительство Соединенных Штатов усилило меры контроля, а также приняло более жесткие правоохранительные и законодательные меры. Согласно одной из этих мер – закону Райана Хайта о защите прав потребителей применительно к онлайновым аптекам 2008 года – интернет-аптекам запрещено, в частности, продавать лекарственные средства рецептурного отпуска лицам, хотя бы один раз не посетившими лично врача, прописавшего данное лекарственное средство. В ноябре 2009 года администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами направила письма-предупреждения 22 операторам веб-сайтов, которые, как было установлено, занимались незаконной продажей частным лицам в Соединенных Штатах, не утвержденных к распространению или фальсифицированных лекарственных средств. Эти вышеупомянутые меры способствовали сокращению числа незаконных интернет-аптек, и правительство намерено применять их и впредь.
408. Наряду с существующими в Соединенных Штатах федеральными нормами в конце 2009 года в 45 штатах действовали дополнительные ограничения в отношении розничной торговли продуктами, содержащими псевдоэфедрин, в соответствии с которыми псевдоэфедрин был отнесен к числу веществ, контролируемых на уровне штатов, в которых были введены ограничения в отношении мест розничной торговли или приняты нормативные акты об отслеживании поставок псевдоэфедрина. В штате Орегон, где в 2006 году впервые был принят закон о реклассификации псевдоэфедрина и отнесении его к числу лекарственных средств рецептурного отпуска, практически полностью было ликвидировано явление «смерфинга», и резко сократилось число случаев ликвидации лабораторий по изготовлению метамфетамина. В свете этого опыта в штате Миссисипи в 2010 году было принято аналогичное законодательство, и другие штаты также рассматривают вопрос о принятии таких законодательных мер.
409. Правительство Канады продолжало осуществлять Национальную стратегию борьбы с наркотиками, которая направлена на предупреждение и сокращение злоупотребления наркотиками, совершенствование системы наркологической помощи и усиление мер по обеспечению соблюдения законов о наркотиках. В опубликованном в 2010 году докладе по оценке стратегии был сделан вывод о том, что стратегия в целом выполняется по плану, хотя имеются задержки в осуществлении ряда компонентов, касающихся профилактики и лечения наркомании. Поскольку Канада является одним из основных источников незаконно изготовляемых синтетических наркотиков, правительство решило включить борьбу с незаконным изготовлением и незаконным оборотом таких наркотиков в число национальных приоритетов. В 2009 году в рамках Национальной стратегии борьбы с наркотиками было начато осуществление Инициативы в отношении синтетических наркотиков – первой канадской программы контроля над наркотиками, нацеленной на какой-то один класс наркотиков. Эта инициатива предусматривает принятие комплекса правоохранительных и профилактических мер, а также мер сдерживания для борьбы с незаконным изготовлением синтетических наркотиков. Другая цель этой инициативы заключается в предотвращении утечки химических веществ-прекурсоров из законных каналов распределения в Канаде.
410. В мае 2010 года правительство Канады представило на рассмотрение сената законопроект о мерах наказания в связи с организованной наркопреступностью. Этот законопроект предусматривает вынесение в обязательном порядке приговора о наказании в виде тюремного заключения сроком не менее одного-двух лет за совершение ряда серьезных преступлений, связанных с наркотиками, включая незаконное производство, незаконный оборот и хранение наркотиков с целью их незаконного оборота, ввоз или вывоз, а также хранение с целью вывоза. В законопроекте также предусмотрены дополнительные наказания в случае совершения таких преступлений в целях организованной преступной деятельности или в случае продажи наркотиков молодежи.