Введение

10.10.2021

1. Введение

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. в качестве одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации указано массовое распространение наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ. Одной из приоритетных задач в повышении качества жизни российских граждан является задача по снижению уровня заболеваемости алкоголизмом и  наркоманией, обеспечение доступности современного здравоохранения, в  том числе и  наркологической помощи. Основным методом решения проблем обозначена нацеленность государственной политики Российской Федерации в  сфере здравоохранения и здоровья нации на профилактику и предотвращение роста уровня социально-опасных заболеваний. Главными направлениями обеспечения национальной безопасности в  сфере здравоохранения и здоровья нации определены:

усиление профилактической направленности здравоохранения;

совершенствование стандартов медицинской помощи;

ориентация на  сохранение здоровья человека;

совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.

Решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем формирования национальных программ и проектов по лечению социально значимых заболеваний (наркомания, алкоголизм) с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов.

Необходимость разработки концепции реформы наркологической помощи в  Российской Федерации (далее Концепция) обусловлена высокой распространенностью злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ). По  данным Национального научного центра наркологии в 2008 году в Российской Федерации зарегистрировано 550 тыс. лиц, злоупотребляющих наркотиками, значительная часть из  которых вводит наркотики внутривенно. По оценкам ФСКН в России реальное количество наркопотребителей может достигать 5 млн. человек. Столь высокий уровень алкоголизации и наркотизации ведет к существенным потерям трудоспособной части населения вследствие медицинских причин (ВИЧ инфекция, гепатит, заболевания печени и т.п.), а также смертности от внешних причин (убийства, самоубийства, несчастные случаи, отравления, дорожно-транспортные происшествия).

По данным Федерального научно-методического центра по  борьбе со СПИДом количество новых случаев ВИЧ-инфекции, приобретенной вследствие инъекционного введения наркотиков, в  массиве всех зарегистрированных случаев с установленным путем передачи в 2008 году составило 66%. Количество ВИЧ-инфицированных среди потребителей наркотиков в некоторых регионах доходит до 65%. Распространение ВИЧ-инфекции является реальной угрозой национальной безопасности. С учетом значимости наркопотребления в распространении ВИЧ-инфекции, стратегия антинаркотической политики должна быть тесно увязана со стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний.

Злоупотребления ПАВ оказывают деструктивное воздействие на главные ресурсы национальной экономики — интеллектуальное и физическое здоровье населения страны. При этом эффективность оказания наркологической помощи населению остается на крайне низком уровне и не соответствует масштабности проблемы. На основании распоряжения Правительства РФ от 13 ноября 2003 г. № 1650-р одним из ведущих заказчиков Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009  годы» являлось Министерство здравоохранения и  социального развития Российской Федерации.

В  ходе реализации Программы Минздравсоцразвития РФ должен был разработать и внедрить новые методы и средства лечения наркоманий, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией, совершенствования оказания наркологической помощи населению, развития наркологической службы в Российской Федерации, а также осуществить разработку и внедрение современных методов диагностики наркомании. Также предполагалось, что за  счет реализации мероприятий Программы в  социальной сфере будут созданы благоприятные условия для возвращения к нормальной жизни и трудоустройства больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию. Доля больных наркоманией с ремиссией не менее трех лет должна была увеличиться на 30–40%.

Однако ни в части разработки новых методов и средств лечения наркоманий, ни в части повышения эффективности реабилитации больных наркоманией ожидаемые результаты достигнуты не были. Давно назревшая реформа государственной системы оказания наркологической помощи не состоялась.

Единственным позитивным изменением в  сфере оказания наркологической помощи в период действия Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы» можно считать «возвращение» наркологии в психиатрию. Наркология признана частью психиатрии, а не самостоятельной подотраслью медицины, врачом-наркологом может быть только врач-психиатр, прошедший дополнительную подготовку по наркологии. Реализация этого положения в полном объеме позволит существенно повысить качество подготовки психиатров-наркологов.

Целью Концепции является организационно-методическое обеспечение преобразования системы медико-социальной помощи больным алкоголизмом и  наркоманией в  Российской Федерации, сокращение медико-социальных потерь от последствий злоупотребления алкоголем и наркотиками на основе передовых медико-социальных технологий.