Участие детей – технологический компонент профилактики
23.02.2021
Нужно отметить, что наиболее важным технологическим компонентом всех профилактических программ является участие самих детей в реализации этих программ. Участие в программах может реализовываться через компоненты, осуществляемые непосредственно в местных сообществах: в дворовых клубах, в уличных программах, на спортивных площадках или через программы групп дневного пребывания. Самое большое количество программ с участием самих детей может осуществляться непосредственно в школе.
Отметим, что сама школа для того и существует, чтобы научить детей быть самостоятельными. О споре между теми, кто оправдывает неучастие или слабое участие школы в воспитательном процессе, объясняя это тем, что учитель-предметник должен давать только знания, и теми, кто считает, что школа – воспитательный институт, следует сказать только одно: школа сегодня и не первое, и не второе. За знаниями дети нередко ходят к репетитору, а их поведением занимаются административные органы – комиссии по делам несовершеннолетних.
Недавний исторический опыт свидетельствует о том, что самые эффективные воспитательные системы, которые, кстати, также слабо поддерживались партийными идеологами, основывались на принципах равенства и братства. Технологии, которые работали в коммунарских клубах, обладали громадным потенциалом в подготовке подростков к самостоятельной жизни. Авторитет этих клубов зашкаливал. Дети в них не только вели здоровый образ жизни сами, но и воздействовали на своих родителей. В какой-то степени эти технологии были переняты Клубами Юнеско, поскольку государственную поддержку они в настоящее время получить не могут. Особое место в работе с детьми в области профилактики неуспешности играли и играют «авторские школы».
А вот чтобы никто не слышал фальши, технологии гражданского общества в школы запускать нельзя – иначе завалится вся система. Традиционная система образования не приемлет эффективные профилактические технологии, частью которых и являются технологии школьного самоуправления.
Какие же это технологии?