Современное состояние системы государственной наркологической помощи

20.04.2021

Современное состояние системы государственной наркологической медицинской помощи определяется:

• крайне низкой эффективностью бесплатной наркологической помощи, оказываемой в государственных медицинских учреждениях;
• недостаточностью правовой нормативной базы для оказания наркологической помощи;
• недостаточным числом специализированных государственных наркологических медицинских учреждений и низким качеством их кадрового обеспечения;
• недостаточным развитием сети учреждений для реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией;
• отсутствием технологий ресоциализации выздоравливающих больных алкоголизмом и наркоманией;
• недостаточностью финансового и научно-методического обеспечения наркологической медицинской помощи;
• повышением порога оказания бесплатной наркологической помощи вследствие практики ведения учета злоупотребляющих ПАВ лиц при обращении в  государственные медицинские учреждения и  возможной дальнейшей передачей информации о них в правоохранительные органы;
• широким использованием технологий лечения и препаратов, не имеющих подтверждения своей эффективности на основе принципов доказательной медицины;
• недостаточным использованием технологий, направленных на мотивацию лиц, допускающих злоупотребление алкоголем и  немедицинское потребление наркотиков, к  участию в  реабилитационных программах, а  также отсутствием четких критериев отбора участников для включения в программы реабилитации;
• отсутствием условий для социальной и трудовой реинтеграции участников реабилитационных программ;
• установленные действующим законодательством ограничения прав граждан при наличии диагноза алкоголизм и наркомания не учитывают тяжесть зависимости и выраженность десоциализации их поведения.

Стратегической целью развития государственной системы оказания наркологической помощи является повышение качества медицинских и реабилитационных услуг для больных алкоголизмом и наркоманией, обеспечение доступности наркологической помощи, следствием чего должно стать снижение социальных потерь, связанных со  злоупотреблением алкоголем и наркотиками, существенное увеличение доли больных, прекративших злоупотребление ПАВ после лечения.

Повышение эффективности наркологической помощи возможно только в случае отказа от традиционной репрессивно-ограничительной модели и замены ее новой парадигмой — духовно-реабилитационным подходом, на  основе которого будут созданы новые организационные формы, новые технологии лечебно-реабилитационного процесса. Само оказание наркологической помощи должно основываться на принципах индивидуализации применяемых методов и подходов, возможности выбора больным терапевтических и реабилитационных программ.

Повышение эффективности лечения больных алкоголизмом и наркоманией также связано с внедрением новых организационных принципов: этапность и очередность проведения мероприятий, длительность, непрерывность и комплексное воздействие. Комплексный характер наркологической помощи подразумевает, что на каждом этапе ее оказания медицинское вмешательство осуществляется по четырем направлениям:

• нормализация психофизиологического состояния больного (детоксикация, психофармакологическая помощь);
• психотерапевтическая помощь;
• реабилитационная помощь;
• оказание психокоррекционной помощи созависимым лицам из  микросоциального окружения больного.

Основным критерием выбора форм и  методов оказания наркологической помощи является уровень мотивации больного на прекращение злоупотребления и последующее воздержание. В рамках развития организационных основ лечебно реабилитационного процесса необходимо внедрить единую технологически взаимосвязанную последовательность мероприятий (терапевтических программ, методов лечения), имеющих своей целью повышение уровня социальной адаптации больного в условиях максимально приближенных к условиям его повседневной жизни.

Основные мероприятия по повышению эффективности наркологической помощи включают:

• создание полноценной нормативно-правовой базы оказания наркологической помощи, предусматривающей возможность недобровольного лечения больных только в тех случаях, когда они по своему психическому состоянию представляют непосредственную угрозу для себя или для окружающих;
• развитие низкопороговых программ помощи больным алкоголизмом и наркоманией для максимально полного охвата этого контингента с целью повышения уровня мотивации к прекращению употребления ПАВ и предотвращения негативных последствий потребления наркотиков;
• внедрение в  процесс лечения больных алкоголизмом и  наркоманией безопасных медицинских технологий, направленных на минимизацию медико-социальных потерь, связанных со злоупотреблением ПАВ;
• формирование многоуровневой системы государственных и негосударственных организаций, оказывающих наркологическую помощь, обеспечение больным алкоголизмом и  наркоманией доступности к  эффективным программам лечения и  реабилитации, восстановление их социального статуса;
• разработка стандартов для оценки эффективности работы наркологических учреждений, установление связи между объемом бюджетного финансирования государственных наркологических учреждений и эффективностью их деятельности;
• организация системы профессионального обучения и  трудоустройства больных алкоголизмом и  наркоманией, прошедших медико-социальную реабилитацию, разработка механизмов государственной поддержки учреждений, обеспечивающих социальную и  трудовую реинтеграцию участников реабилитационных программ;
• формирование и финансирование государственной программы научных исследований в области наркологии;
• разработка и  внедрение новых методов диагностики, обследования и лечения больных алкоголизмом и наркоманией.

Центральной задачей повышения эффективности оказания наркологической помощи является формирование у лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, механизмов устойчивой мотивации на прекращение злоупотребления и сохранение трезвости через участие в лечебных и  реабилитационных программах. Государственная наркологическая служба долгие годы не учитывала необходимость духовного возрождения больных, обретение ими нового смысла жизни. Врач, вооруженный только лекарственными препаратами и психотерапевтическими методиками, мало что может сделать в наркологии. В обществе необходим институт, с помощью которого больные алкоголизмом и наркоманией могли найти пути выздоровления. Группы самопомощи «Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы», «Нар-анон» (родственники наркоманов), «Алатин» (дети из семьи алкоголиков) и т.п.— все это элементы лечебной субкультуры, которая позволяет социализировать больных. У алкоголика, наркомана должна быть возможность прийти в такую группу и обрести душевное равновесие. Пребывание в  этих группах позволяет сохранить не только трезвость, но также дает и психологический комфорт.

Истинным критерием эффективности наркологической помощи должен быть не отказ от алкоголя, а высокое качество жизни без алкоголя.
В настоящее время для больных алкоголизмом и наркоманией финансируемая из государственного бюджета наркологическая помощь — малоэффективный институт. Бюджетная наркология, не  ориентированная на  реабилитацию больного, остается частью репрессивной государственной машины, какой она была в  советское время. Наше общество, медицина, формально признав, что наркомания и алкоголизм — это болезнь, не рассматривают наркоманов и алкоголиков как больных людей.

В существенном пересмотре нуждается система оценки качества оказания наркологической помощи. Помимо длительности ремиссий в  нее должны быть включены такие показатели, как: смертность больных алкоголизмом и наркоманией от причин, прямо связанных с имеющимися у  этих лиц специфическим нарушениями поведения (от  передозировок и иных внешних причин смерти); уровень трудовой занятости среди трудоспособных больных; прекращение наблюдения в  связи с  привлечением к  уголовной ответственности, а  также доля больных, привлеченных к административной ответственности; улучшение социальной адаптации (стабилизация семейной ситуации, сохранение или повышение трудового
статуса, профессиональная переподготовка, восстановление в родительских правах); доступность наркологической помощи и  полнота профилактического пространства. Показатели качества оказания наркологической помощи должны быть закреплены в соответствующем стандарте или ином правовом нормативном акте Минздравсоцразвития России.