Северная Америка. Основные события
13.02.2021
389. Северная Америка по-прежнему играет заметную роль в том, что касается незаконного предложения наркотиков и спроса на них. Организованные преступные группы осуществляют широкомасштабный незаконный оборот наркотиков в регионе, удовлетворяя по-прежнему высокий незаконный спрос на наркотики. Правительства стран Северной Америки принимают в этой связи соответствующие меры, сочетая политику сокращения незаконного предложения наркотиков с политикой сокращения незаконного спроса на них. Начиная с 2009 года в целях эффективного и всестороннего решения проблем, связанных с наркотиками, в национальных стратегиях и программах усиливаются правоохранительные компоненты, а также компоненты, связанные с предупреждением злоупотребления наркотиками и лечением наркомании. Активизировалось региональное и двустороннее сотрудничество, направленное на борьбу с трансграничным незаконным оборотом наркотиков. Комитет отмечает усилия правительств стран Северной Америки по разработке более эффективной политики противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.
390. Соединенные Штаты по-прежнему являются основной страной назначения поставок запрещенных наркотиков. Большинство контролируемых психоактивных средств, за исключением каннабиса и метамфетамина, незаконно изготавливаются за пределами страны и затем контрабандой ввозятся в Соединенные Штаты. В сфере незаконных оптовых поставок кокаина, героина и метамфетамина в Соединенные Штаты доминирующее положение занимают организации наркобизнеса, базирующиеся в Мексике, которые также играют существенную роль в обеспечении незаконного предложения каннабиса. В Соединенных Штатах резко выросла смертность, связанная с наркотиками. Комитет глубоко обеспокоен тем, что в 2009 году в Соединенных Штатах зарегистрировано увеличение злоупотребления всеми наркотиками, за исключением кокаина. В период с 2006 по 2009 год злоупотребление кокаином в Соединенных Штатах снизилось. Один из вопросов, вызывающих особую озабоченность Комитета, связан с ростом злоупотребления каннабисом и лекарственными средствами рецептурного отпуска среди молодежи в этой стране. Комитет приветствует меры, принятые правительством Соединенных Штатов с целью противодействия злоупотреблению лекарственными средствами рецептурного отпуска.
391. Мексика по-прежнему сталкивается со значительными проблемами, создаваемыми организациями наркобизнеса, для которых она является одной из основных стран транзита и стран – источников запрещенных наркотиков. Решительные правоохранительные меры, принятые правительством в 2009 и 2010 годах, позволили сорвать еще ряд операций по незаконному обороту наркотиков, привели к перемещению преступной деятельности и усилению конкурентной борьбы за место на незаконном рынке. Организации наркобизнеса вновь отреагировали на это, развязав беспрецедентное насилие, в результате которого погибло много людей, в том числе сотрудников правоохранительных органов. Начиная с 2006 года в Мексике в ходе инцидентов, связанных с наркотиками, погибли свыше 28 000 человек. Правительство намерено укреплять потенциал в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков посредством комплексных институциональных реформ и мер по борьбе с коррупцией. В Мексике резко возросло злоупотребление некоторыми запрещенными психоактивными средствами.
392. Канада остается одним из главных мировых источников незаконно изготавливаемых синтетических наркотиков, в частности МДМА (экстази) и метамфетамина, и одним из крупных поставщиков сильнодействующих сортов каннабиса. Комитет отмечает сокращение злоупотребления наркотиками в Канаде, в особенности среди молодежи, о чем свидетельствуют результаты проведенного в Канаде контрольного долгосрочного обследования проблемы потребления алкоголя и наркотиков.
393. Участие организованных преступных групп в незаконном обороте наркотиков в Северной Америке продолжало расширяться. Мексиканские организации наркобизнеса укрепили свои позиции в качестве основных оптовых поставщиков запрещенных наркотиков в Соединенные Штаты, в частности в восточной части страны, где ослабло влияние колумбийских организаций наркобизнеса. Мексиканские организации стали также теснее взаимодействовать с преступными бандами, базирующимися в Соединенных Штатах. В 2009 году распространение запрещенных наркотиков на среднем и розничном уровнях в Соединенных Штатах в целом контролировали приблизительно 20 000 уличных банд. Благодаря союзу с мексиканскими преступными организациями эти уличные банды смогли расширить свои незаконные операции по распространению наркотиков, потеснив местных независимых наркоторговцев и небольшие местные преступные группы, и распространить эти операции на сельские и пригородные районы. В Канаде уличные банды также начали заниматься преступной деятельностью, связанной с наркотиками, такой как контрабанда наркотиков или незаконное изготовление наркотиков, что позволило им расширить географию своей деятельности.
394. Комитет отмечает результаты состоявшегося в Калифорнии референдума, на котором была отвергнута идея «легализации» употребления каннабиса в этом штате. Они свидетельствуют о признании опасности злоупотребления каннабисом и служат подтверждением целей международных конвенций о контроле над наркотиками. Комитет отмечает также заявление правительства Соединенных Штатов, подтверждающее позицию Комитета, в котором указывается, что федеральное законодательство имеет преимущественную силу по отношению к законодательству штатов в том, что касается обязательств, закрепленных в международных конвенциях о контроле над наркотиками. Комитет отмечает, что правительство Соединенных Штатов будет и впредь проводить в жизнь федеральное законодательство в этих вопросах. В Соединенных Штатах культивирование растения каннабис и использование каннабиса в целях, не связанных с научной деятельностью, в соответствии с федеральным законодательством является незаконным. Комитет приветствует заявление правительства Соединенных Штатов о том, что оно решительно выступает против легализации каннабиса.
395. Комитет глубоко обеспокоен программами использования каннабиса «в медицинских целях», которые внедрены в 14 штатах Соединенных Штатов. Принимаемые в этих штатах меры контроля над культивированием растения каннабис, а также производством, распространением и использованием каннабиса не соответствуют требованиям в отношении контроля, предусмотренным Конвенцией 1961 года.