Ваган Ахиллесович Канаян, директор Городского Центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних
04.01.2021
Определимся с понятиямиВаган Ахиллесович Канаян, директор Городского Центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних: — Коллеги, мы живем в России, а в России координация осуществляется исходя из понимания сути проблемы. Если мы сегодня говорим, что наркоман — это больной человек и мы должны его лечить, то координация будет идти вот таким вот образом. Г.В.Зазулин колоссальную работу проводит с научной точки зрения. Но мы должны понять, наркоман — это больной человек или преступник? Если больной, то включается одна составляющая: он наносит вред своему здоровью, и мы его рассматриваем как человека, который сделал выбор, он знает информацию, что наркотики — это вред. И мы стараемся фактор риска вовлечения его в наркоманию каким-то образом уменьшить. И вот люди живут, работают, разрабатывают концепции и т.д. И это будет вечно. Если же мы говорим, что наркоман — это преступник, тогда в России будет работать другой механизм. Тогда координационный совет или межведомственная комиссия будет рассматривать эту проблему как преступность. Относительно действия гражданина. Суицид — это преступление с точки зрения уголовного кодекса? Да, суицид — это преступление, нанесение умышленного вреда собственному здоровью. Я могу вам практику судебную показать. Ладно, оставим личность, которая потребляет наркотики, он сам себе наносит вред. Но он наносит вред и окружающим. Он вовлекает других в свою среду. У власти и законодательных органов есть рамки, за которые они выйти не могут, соответственно и общественное мнение не формируется. Интересное выступление было у Кузичева. Некоторые вещи конечно спорные, но если власти по громкоговорителю объявляют, что у нас на территории есть враг — все консолидируются. Но если власти не говорят, что «это» преступление, то мы будем рассматривать это как «у меня сосед пьяница». Что делать — его проблема. Он меня не трогает, ну и пусть пьет. Если власть говорит «у тебя сосед преступник», мы все консолидируемся и начинаем решать вопрос к изменению ситуации. Так давайте идти от понятия: если он больной — это совершенно другая ситуация, если он преступник, относительно себя, потому что общество теряет потенциал конкретного гражданина, который может приносить общественно полезные деяния. Если он вредит окружающей среде, он преступники или все таки больной? Вот когда мы с этим разберемся, тогда мы будем выходить на общую концепцию.
Георгий Васильевич Зазулин, доцент кафедры конфликтологии факультета философии и политологии СПбГУ: — Спасибо Ваган Ахилесович. Я никогда не пользуюсь термином «наркоман», для меня есть «участник незаконного оборота наркотиков», в котором я выделяю несколько типов и это есть более точное отражение наркореальности. «Начиающий потребитель», «наркоман», «розничный сбытчик», «оптовый сбытчик» и где-то там в других странах — «организатор наркобизнеса». Но гражданину действительно надо объяснить как относиться к соседу, который участвует в незаконном обороте. И пока мы не объясним, что к нему нужно относиться как к правонарушителю, ничего не изменится. И здесь я с вами солидарен. К сожалению в федеральном законе о наркотических и психотропных веществах, ввели узко медицинское понятие наркомании, и консолидирующая сила исчезла. Но это был 1997 год. Почему-то у юристов сложилась практика использовать медицинский понятийный аппарат, который в этом законе наиболее полно представлен. Но к сожалению там упущены понятия «антинаркотическая программа», «антинаркотическое управление», «антинаркотическая политика».
Наталья Александровна Малышева, советник председателя Совета Федерации ФС РФ: — Я бы хотела вам ответить. Господин Халлберг в своем выступлении и ответил на этот вопрос. Он довольно долго говорил о разнице между рестриктивной политикой и репрессивной политикой. Репрессивная политика это и есть, когда преступников надо сажать, вешать и т.д. А рестриктивную политику я увидела сама, побывав в Швеции. Если человек готов избавиться от наркомании — ему всё общество поможет. Его не посадят в тюрьму и в ООНовской конвенции ровно это и написано. Но ему помогут, т.к. существует масса организаций, чтобы помочь этим людям. Но если он хочет и дальше потреблять, то ему не то что не помогут, но сделают все, чтобы он сел, так как он становится просто опасным для общества. И это большая проблема, опять же в понятиях.
Дмитрий Вячеславович Костенников, руководитель Международно-правового департамента ФСКН России — Отвечая на ваш вопрос. У нас действительно произошел некий поворот в 2003 году. И те изменения которые произошли в отношении государственного управления и есть проявление новой антинаркотической политики. То есть государство нашло в себе силы признать проблему на таком уровне, государство создало особый орган, который непосредственно нацелен на решение проблемы и параллельно с этим, может быть не совсем удачно, были приняты изменения в уголовное законодательство. Поскольку государство оценило положение таким образом, что места лишения свободы захлёбываются от лиц, совершивших, по мнению суда, незначительные преступления в сфере НОН, то к ним и должно быть другое отношение, поскольку решение этой проблемы уголовно-правовыми методами результата не дает. К сожалению эти решения были вынесены без учета мнения той организации, которая в то время параллельно создавалась — Госнаркоконотроль. И из-за этого там произошли некоторые перекосы. Была установлена «средняя разовая доза потребления». И в результате нужно было утвердить объем потребления того, что потреблять нельзя. Пришлось приложить немало усилий, чтобы изменить законодательство в этой сфере. Но, с другой стороны, общество сказало, что нельзя ко всем потребителям наркотиков относиться как к преступникам и сажать их в тюрьму, поскольку это не решает проблему. Но дальше общество оказалось неготовым решать эту проблему другими методами. И под «брендом» того, что для этих лиц у нас есть административная ответственность, всё и закончилось. Я считаю, что действительно, эту проблему нужно решать иными, не уголовно-правовыми методами. Но цель и задачи уголовного и административного права, оказывать постоянное давление на наркосреду, чтобы у людей появлялся стимул лечиться. Но общество должно предложить этим людям действенную помощь и действенные методы лечения. Практика принудительного лечения себя не оправдала. Поэтому нужно пользоваться и опытом других стран, в том числе и Швеции, частично США. Г. В. Зазулин: — Вот когда вы говорите «общество», вы сюда включаете органы исполнительной власти? Или у вас органы отдельно, а общество — это мы? |
|||||||||
по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»» // спецвыпуск от 18 мая 2007 года |