Обязательная профилактика — гарант формирования нравственности

12.07.2022


В своем выступлении Андрей Владимирович Квасников, руководитель центра профилактики наркомании и правонарушений Морского Технического Университета, как и многие участники семинара высказался о том, что понимание вопроса терминологии — очень важная тема. «Язык общества — это культура общества. Каков язык, такова и культура. Тот же язык, который сейчас обозначает нашу современную культуру через сегодняшние СМИ — болезнетворен».

А.В.Квасников, руководитель Центра профилактики наркомании и правонарушений Морского Технического Университета.
А.В.Квасников, руководитель Центра профилактики наркомании и правонарушений Морского Технического Университета.

Помимо этого, Квасников был солидарен с выступлением Кузичева, отметив то, что даже Владимир Владимирович Путин в своём выступлении, на вопрос о том, «Кто является первыми врагами России?», ответил, что это терроризм и наркомафия. Именно исходя из этой концепции, Андрей Владимирович сделал вывод, что врагов в этом случае, нужно описывать терминами войны, а не отвлеченными, нейтральными понятиями. 
Не обошел он и вопроса профилактики, как наиболее актуального сейчас. Основной акцент Андрей Квасников ставил на формирование идеологии в рамках профилактики, как направления в обучении студентов. «Профилактика — это основа воспитания. Формирование личности через формирование нравственных установок. Но это возможно только в рамках какой-то конкретной идеологии. Какая идеология есть в современной России? 26 декабря, прошлого года, на заседании государственного совета по вопросам культуры, президент говорил, что идеологический вакуум может быть заполнен только гуманитарными, общечеловеческими ценностями», прокомментировал Квасников. Соответственно эти ценности и должны стать основой эффективной профилактики. Но, как отметил Андрей Владимирович, об эффективности сегодняшней профилактики говорить не приходится, когда даже на заседании межведомственной комиссии по Северо-Западу, говорят о том, что 2/3 средств, выделяемых на профилактику, не контролируются. Квасников отметил основные параметры по которым должна определяться эффективность профилактики: 
1. Соответствие профилактических программ существующим нормативным документам. 
2. Прозрачность финансирования профилактических программ, с учетом охвата и контингента респондентов. 
3. Учет усвоения знаний. 
4. Формирование установок на здоровый образ жизни. 
В связи с этой, достаточно структурированной концепцией, Андрей Владимирович поделился конкретным опытом, который сам реализует в своей работе в Морском Университете (кстати, известном ещё как бывшая корабелка — прим корр.). 
«Это обязательная программа для всего первого курса, созданная естественно на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Мы объясняем своим студентам, что общество потребления, в котором мы живем, заинтересовано в том, чтобы продуцировать потребителей своего продукта. Если студент увидит себя в качестве формирующегося потребителя вредных для него веществ, мы можем говорить о действиях продукта, этапах самопроверки. В конце программы предполагается обязательный зачет по данной дисциплине. Которая называется «Здоровый образ жизни». 
Естественно у зала возник вопрос к Квасникову, а предусматривает ли концепция минобразования данную форму обучения? На что Андрей Владимирович прокомментировал «В этой концепции совершенно четко написано «Использование педагогических и медицинских инновационных психологических технологий». Мало того, там так же отмечено, что это обязательно и должно включаться в состав учебного плана». 
Данный опыт, достаточно активно практикуемый в Морском Институте, к сожалению очень мало пока что используется в практике других ВУЗов. Но формирование у молодых людей установок на здоровый образ жизни, это действительно очень важный процесс, так как он предупреждает дальнейшее развитие проблемы наркомании. По меньшей мере на уровне конкретной личности.

по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»»  //  спецвыпуск от 18 мая 2007 года