А.С.Яневский, начальник Управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
04.07.2021
«Конкретно по существу»Выступление Александра Сергеевича Яневского, начальника Управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСКН было структурно разбито на несколько блоков. Первый был посвящен Федеральной Целевой Программе на период 2010–2014 года, где Александр Сергеевич заявил, что это будет принципиально новая программа, идеологически направленная на финансовые возможности и на потребности как федеральных органов государственной власти, так и субъектов федерации. Планируется, что Федеральный центр будет помогать субъектам и менее обеспеченным регионам.
Следующим пунктом выступления Яневского был вопрос о правительственной комиссии. По словам Александра Сергеевича, теперь на каждом заседании правительственной комиссии будет рассматриваться вопрос совершенствования законодательства. Поскольку некоторые законы не работают в полную силу, а их позиции не подкреплены подзаконными нормативными актами, а так же постановлениями правительства и указами президента, за текущий год планируется закрытие всех пробелов в этой области. Помимо этого, на каждом заседании правительственной комиссии будет отчет одного из субъектов РФ, по их настоящей работе. Одним из важнейших пунктов своего выступления Яневский отметил вопрос об угрозах для Российской Федерации. Помимо прочих, он усматривает их в повышении спроса на наркотики. «Неизвестно какая задача важнее — правоохранительная или профилактическая. Ведь ограничение продукта, не есть решение проблемы. Героиновый голод может привести к производству синтетического наркотика, ведь для этого у нас есть предостаточно квалифицированных химиков» — прокомментировал Александр Сергеевич. Следующим блоком выступления Александра Яневского стал вопрос метадоновой терапии. «Последние 2 года нам, идеологи с запада и внутри страны говорили, что метадоновые программы нужно внедрять для того, чтобы снизить количество преступлений, но ГНК высказал свою четкую позицию о том, что этого делать нельзя. Теперь же они заходят с другой стороны, со стороны СПИДа. Уже просчитано, что таким образом мы уменьшим количество заболеваемых на 30 %, но ни кто не считал, на сколько мы увеличим количество потребителей наркотиков», — прокомментировал Александр Сергеевич. Естественным образом, не обошел Яневский и вопрос терминологии. Причем опять же, навязанной нам с запада. Это касается так продвигаемого сегодняшними Российскими СМИ, понятия «культура потребления наркотиков». И по словам Александра Сергеевича, нам, для противостояния расширению круга наркопотребителей, нужно навязывать подрастающем у поколению обратную идею. Идею о том, что человек, потребляющий наркотики не станет успешным в жизни, он не получит хорошего образования и не обзаведется достойной семьей. Основные меры контроля к молодому человеку, которые нужно применять — это предоставление при поступлении в ВУЗ, справки из наркологического диспансера, какую, собственно, дают для получения прав на вождение автомобилем. Из дискуссии к выступлению:Георгий Васильевич Зазулин, доцент кафедры конфликтологии факультета философии и политологии СПбГУ: — Я общался с одним из проректоров СПбГУ и он спросил, «Что, вы хотите чтобы мы отчисляли или не принимали тех людей которые потребляют наркотики, но давайте посмотрим на Конституцию». И он начинает от конституции говорить, что образование доступно для всех и наркоману нельзя запрещать учиться. Я изучаю закон об образовании и смотрю как он интересно построен. Конституция и закон об образовании — всё. Соответственно, либо действительно этот запрет требует конституционного статуса, либо нужно смотреть с противоположной стороны, что если бы мы смотрели только на конституцию, у нас бы не было федеральных округов, назначений губернаторов президентом.
Виктор Александрович Фадеев, начальник СЗ ИПК ФСКН РФ: — мне кажется здесь нет большой проблемы, так как она лежит в плоскости идеологии и воспитания. Мы сегодня обсуждаем очень важный документ, в первую очередь для тех, кто хочет заниматься этой проблемой профессионально. То, что предложил Георгий Васильевич, имеет определенные рубрикаты в том, что он предлагает. Мы должны менять идеологию и формировать управленцев, которые бы могли профессионально заниматься этой деятельностью. То есть занимались бы особой образовательной программой. Мне кажется, что и такие решения нужно заносить в проект. Ещё одна категория, очень маленькая, но ключевая на сегодняшний день в Российской Федерации, это те люди, которые профессионально и по долгу занимаются проблемой наркотизации. Если они ещё будут опираться на документ который точно определяет термины которые должны использоваться и эту деятельность будет проводить у себя на территории, доводя эти знания до своих помошников, это тоже поможет. Н.А.Малышева: — Есть необходимость к более тесной координации. Мы каждый видим эту проблему со своего угла, но только скоординировавшись мы сможем сделать то, что должны сделать. Что касается идеологии, сейчас в Совете Федерации уже 2 года существует координационный совет по социальной стратегии и по теме связанной с противодействием потреблению наркотиков, существуют группы, существуют разработки. На мой взгляд самым важным является взгляд на политику, какой она должна быть, с тем чтобы во всем этом многообразии вопросов, проблем и тем, посмотреть на все это месте и иметь возможность увидеть каждую клеточку данного процесса. Когда мы говорим о политике, у нас что есть? У нас есть «профилактика» и есть «реабилитация». Что такое профилактика — это создание восприятия, начиная с самого маленького возраста в том эмоциональном ключе «Туда не ходи, туда нельзя. Убьет». И здесь не при чем свобода слова или свобода права. Если мы маленького ребенка ограничиваем, мы же его не подпускаем к печке, потому что он маленький, он не соображает. Точно так же молодые люди, когда формируется нормальное, здоровое отношение к наркотикам, что их можно попробовать, возникает проблема. Создание информационного пространства — это проблема работы со СМИ. Это отдельная тема. В конвенции ООН так же сказано как с этим работать. Это совет редакторов, это создание особых договорных правил, это обучение СМИ, это семинары для них, чтобы они соображали чего они делают, к чему это приводит. К ответственности за это. Нужно их образовать. Далее то что связано с профилактикой, как работой с конкретными целевыми группами. Есть возрастные категории, есть определенные технологии работы с ними, но из всего моря того, что есть нужно выбрать самые эффективные. Для этого должны быть критерии, для этого должны быть методики. Чтобы те, кому доверено проводить работу с материалами по профилактике, с материалами по социальной рекламе, могли бы подводить их под определенные нормы. Есть что делать, но кто это будет делать? Понятно, что должен быт заказ. Если говорить вцелом, то заказчик сейчас ФСКН, соответственно они должны поставить задачу об изменении политики в области наркомании.
Сейчас проводится работа с центром Сербского, по организации правильного и грамотного проведения политики по реабилитации. У меня уже есть промежуточный отчет и все совсем не так безнадежно как нам рисует сегодня МинЗдрав. Михаил Игоревич Архипов, директор РОО «Здоровое поколение»: — Я предлагаю, чтобы вместе с концепцией семинара шел глоссарий понятий. Так как концепция плюс глоссарий, так как это уже серьезный рычаг работы. Потому как если в концепции будет написано «профилактика», а в глоссарии не будет разъяснено, что мы под этим понимаем, то на каждой территории Российской Федерации будет пониматься что-то свое. |
||||||
по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»» // спецвыпуск от 18 мая 2007 года |