Региональное сотрудничество. Центральная Америка и Карибский бассейн
08.01.2021
348. Как отмечалось в докладе Комитета за 2009 год, в Центральной Америке и Карибском бассейне в 2009 году были проведены две конференции на уровне министров по незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности и терроризму, представляющим угрозу безопасности и развитию, а именно конференция в феврале в Санто-Доминго и конференция в июне в Манагуа. Политические декларации и планы действий, принятые государствами – участниками этих конференций, свидетельствуют о наличии убедительного консенсуса в отношении необходимости согласованных действий по борьбе с общими угрозами безопасности и обеспечивают основу для дальнейшего сотрудничества на региональном и межрегиональном уровнях.
349. В марте 2010 года ЮНОДК приступило к первому этапу осуществления Пакта Санто-Доминго и Механизма Манагуа – межрегиональной программы, которую планируется выполнять до февраля 2013 года. Этот проект направлен на содействие разработке инициатив в области сбора информации и ознакомления с соответствующей политикой и создание комплексной региональной основы для координации мероприятий по оказанию технической помощи, нацеленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и связанными с ним видами транснациональной организованной преступности. Пакт Санто-Доминго и Механизм Манагуа также предусматривают создание экспертных и учебных координационных центров во всем регионе. В своей резолюции 53/14 Комиссия по наркотическим средствам просила ЮНОДК оказать государствам Центральной Америки и Карибского бассейна помощь в получении ресурсов, которые требуются для эффективного осуществления Пакта Санто-Доминго и применения Механизма Манагуа. В целях облегчения своей соответствующей деятельности ЮНОДК развивает сотрудничество с государствами этого региона и с этой целью открыло в 2009 году в Панаме Региональное отделение по программам. Комитет признает непреходящую роль ЮНОДК в деле оказания государствам Центральной Америки и Карибского бассейна помощи в области разработки и эффективного осуществления национальных и региональных стратегий по контролю над наркотиками.
350. В ходе девятнадцатого Совещания руководителей национальных учреждений по обеспечению соблюдения законов о наркотиках стран Латинской Америки и Карибского бассейна, состоявшегося на острове Маргарита, Боливарианская Республика Венесуэла, 28 сентября – 2 октября 2009 года, участники обсудили новые и возникающие трудности и эффективные способы их преодоления, включая необходимость разработки инициатив в области устойчивого альтернативного развития в качестве стимула, побуждающего земледельцев отказаться от незаконного культивирования, а также различные вопросы, касающиеся тенденций в области незаконного оборота наркотиков и соответствующих методов. Участники, в частности, отметили возобновление практики использования наркокурьеров, особенно курьеров, проглатывающих контролируемые наркотики с целью сокрытия в собственном желудке, а также более широкое использование легких самолетов для контрабанды наркотиков в Соединенные Штаты и страны Европы. Участники также определили меры по повышению эффективности согласованных действий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими видами транснациональной преступности, включая разработку более действенных методов сбора данных и механизмов обмена информацией, активизацию деятельности по наращиванию потенциала и развития трансграничного сотрудничества, а также более широкое и эффективное применение практики конфискации активов в рамках гражданского судопроизводства.
351. Комитет с удовлетворением отметил, что Межамериканская комиссия по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами (СИКАД) на своей сорок седьмой очередной сессии в мае 2010 года приняла Стратегию борьбы с наркотиками в Западном полушарии. Эта стратегия направлена на противодействие серьезным угрозам, которые создают незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими для устойчивого развития, политической и экономической стабильности, эффективного управления и верховенства права. Стратегия предусматривает многоплановый подход, состоящий из пяти компонентов: укрепление институтов; сокращение спроса; сокращение предложения; меры контроля и международное сотрудничество.
352. Одним из основных многосторонних механизмов региональной интеграции, в том числе для разработки координированных мер реагирования на общие угрозы безопасности, создаваемые незаконным оборотом наркотиков, по-прежнему является Система интеграции Центральной Америки (СИЦА). В апреле 2010 года СИЦА объявила о вложении 953 млн. долл. США в реализацию совместного с Мексикой проекта, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и бандами в этом регионе. Цель проекта заключается в оказании помощи государствам в деле противодействия контрабанде наркотиков через страны Центральной Америки, а также росту влияния наркобанд в странах «Северного треугольника».
353. В Панаме 29-30 июня 2010 года состоялось тридцать пятое очередное совещание глав государств и правительств государств – членов СИЦА. Итогом совещания стало принятие Панамской декларации, в которой участники вновь подтвердили свою приверженность принятию практических мер по эффективной борьбе с незаконным оборотом наркотиков, бандами, незаконным оборотом огнестрельного оружия, незаконным ввозом мигрантов и торговлей людьми. Участники также дали обещание задействовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы для предотвращения незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими в этом регионе.
354. В Сан-Сальвадоре 20 июля 2010 года была проведена внеочередная встреча на высшем уровне глав государств и правительств государств – членов СИЦА. В результате совещания был принят план действий, направленный на стимулирование дальнейшего осуществления стратегии обеспечения безопасности для Центральной Америки и Мексики, утвержденной в 2007 году. Кроме того, в плане действий содержится призыв к пересмотру роли руководителей национальной полиции, сформулированной в рамках регионального плана по борьбе с организованной преступностью государств – членов СИЦА, Мексики и государств Карибского бассейна. Комитет приветствует эту инициативу и признает важность межрегионального сотрудничества для решительной борьбы с общими угрозами, которые создают незаконное культивирование и незаконные изготовление и оборот наркотиков.
355. Под эгидой Карибского сообщества (КАРИКОМ) в марте 2010 года в целях оказания ряду государств – членов КАРИКОМ (Багамские Острова, Белиз и Сент-Винсент и Гренадины) помощи в деле разработки их соответствующих национальных стратегий по контролю над наркотиками был проведен четырехдневный семинар-практикум. Этот субрегиональный семинар-практикум был организован в рамках программы по оказанию технической помощи, осуществляемой Секретариатом КАРИКОМ при финансовой поддержке Европейского союза в целях подготовки достаточного числа специалистов и разработки оптимальных видов практики для решения проблем, связанных с наркотиками.
356. Исходя из опыта осуществления экспериментального проекта в Южной Америке, СИКАД объявила о расширении проекта по управлению изъятыми и конфискованными активами (ПИКА) и включении в него в 2010 году стран Центральной Америки. Этот проект направлен на создание и укрепление национальных систем проведения расследований в отношении активов, полученных от незаконного оборота наркотиков, их изъятия, конфискации, управления и распоряжения ими. Проект также нацелен на обеспечение рамок финансирования национальных программ по контролю над наркотиками с использованием конфискованных активов, полученных от незаконного оборота наркотиков.
357. На состоявшемся 10-12 августа 2009 года в Лиме совещании Группа экспертов по химическим веществам СИКАД сформулировала для СИКАД ряд рекомендаций, касающихся, в частности, следующего: поручения Группе экспертов рассмотреть и улучшить типовые нормативные положения СИКАД о контроле над прекурсорами и другими химическими веществами, оборудованием и материалами; содействия более активному использованию электронных средств сбора информации и обмена ею; и увеличения числа учебных мероприятий СИКАД по вопросам незаконного изготовления синтетических наркотиков за счет разработки конкретных мероприятий для прокуроров и судей. Ряд правительств заявили о необходимости разработки простых и надежных методов анализа на предмет содержания эфедрина и псевдоэфедрина. Другие правительства, в том числе правительство Коста-Рики, сообщили о том, что они уже проводят такие анализы в рамках своих мероприятий по пресечению утечки химических веществ-прекурсоров.
358. Гватемала и Сальвадор продолжают принимать комплексные двусторонние меры противодействия общим угрозам безопасности, действуя в основном через посредство двусторонней комиссии, учрежденной в 2000 году. В апреле 2010 года министр внутренних дел Гватемалы и министр юстиции и общественной безопасности Сальвадора провели совещание в целях создания совместных механизмов обмена оперативной информацией и разработки единых стратегий борьбы с общими угрозами. С учетом достигнутого в ходе этого совещания консенсуса министры иностранных дел обеих стран подписали соглашение о создании двусторонних полицейских сил, которые будут заниматься совместным патрулированием границ в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.