Пути решения проблемы

27.01.2021

33. В настоящее время правительства, общественные учреждения и группы добровольцев в самых различных странах мира осуществляют инициативы, нацеленные на решение многочисленных проблем, возникающих в связи с такими маргинальными общинами. В частности, укреплению социальной сплоченности в общинах, затронутых социальной дезинтеграцией, могут способствовать такие меры, как поддержание правопорядка силами общины, расширение круга социальных услуг, обеспечение рекреационных возможностей и активизация общественной жизни в городах.

34. В Бразилии, например, правительство стремится вырвать фавелы из-под контроля вооруженных преступных группировок, последовательно проводя вызывающие большой резонанс совместные операции армии и полиции с целью ареста главарей банд и установления верховенства права. Подобные правоохранительные подходы дополняются в ряде районов последовательными усилиями самих общин по охране порядка, при этом подразделения «мирной полиции» принимают меры по укреплению связей с местными жителями, организуя в некоторых случаях занятия с молодежными группами или оказывая им поддержку, что скорее относится к социальной работе. Эти комплексные усилия направлены на то, чтобы лишить организованные преступные группы их власти и укрепить доверие между полицией и местными жителями таким образом, чтобы проживающее в этих районах население чувствовало себя в большей безопасности и более защищенным.

35. В районе «Кейп Флэтс» в пригороде Кейптауна (Южная Африка), где издавна широко распространено злоупотребление наркотиками и насилие, имеется множество проблем в сфере здравоохранения и практически отсутствует занятость, национальные и международные учреждения осуществляют инициативы, призванные снизить масштабы уличного насилия через благоустройство городов. Эти инициативы, часто охватывающие районы с высоким уровнем преступности, предусматривают модернизацию и развитие местных транспортных систем, освоение городских пустырей, улучшение освещения и осуществление более тщательного контроля как одного из способов повышения безопасности местных жителей. В целом ряде таких общин на основных пешеходных маршрутах созданы небольшие общинные «опорные» центры, в которых круглосуточно дежурят местные жители и которые призваны уменьшить риск насилия в отношении местного населения.

36. Аналогичные программы благоустройства городов, которые нередко финансируются различными национальными и международными организациями, разработаны в Колумбии и Сальвадоре с целью улучшить условия жизни маргинальных общин, в которых отмечены высокие уровни злоупотребления наркотиками и преступности.

37. В Соединенных Штатах осуществляется программа «Безопасные улицы», которая была разработана для Чикаго, а затем распространена и на другие города, и которая направлена на снижение уровня уличного насилия в районах проживания маргинальных общин. В Балтиморе эта программа используется с целью привлечь самые различные группы местной общественности, религиозные общины, а также действующие на добровольных началах официальные структуры для поддержки предпринимаемых местными общинами усилий по решению различных проблем, получивших повсеместное распространение в тех районах города, где отмечены высокие уровни преступности и наркомании. В районах, в которых отмечаются случаи применения оружия, проводится информационно-разъяснительная работа с целью убедить молодежь искать альтернативные способы решения споров без применения оружия.

38. В других крупных городах Соединенных Штатов, в которых часто совершаются связанные с наркотиками преступления с применением оружия, местная полиция осуществляет программы, в рамках которых жители получают вознаграждение за сдачу в полицию любого оружия. Лица, наиболее склонные к совершению насилия на улице, возможно, не будут сдавать свое оружие, однако благодаря осуществлению таких программ у людей возникает чувство, что общий уровень безопасности местного населения повышается вследствие сокращения оборота оружия.

39. Хотя такие технологии, как Интернет, широко используют наркоторговцы и преступные группировки, они могут с успехом применяться и для расширения возможностей общин в области борьбы с наркопреступлениями и организованной преступностью. Например, в Индии веб-сайт под названием «Я дал взятку» позволяет людям сообщать о случаях, когда должностные лица требуют от них взятку для ускорения административных процедур. Хотя такие программы могут способствовать усилению общин, существует риск возможного использования таких механизмов преступниками с целью запугивания других людей.

40. В одном из районов Шотландии, в котором последствия злоупотребления наркотиками и преступности ощущались особенно остро, местная полиция и муниципалитет разработали инициативу по обеспечению безопасности детей, в рамках
которой местные полицейские могли задерживать детей младше шестнадцати лет, находившихся без присмотра на улице после девяти часов вечера, и доставлять их родителям. В Ливерпуле и в ряде других крупных городов Соединенного Королевства в рамках усилий по борьбе с уличными бандами и уличной преступностью разработаны аналогичные проекты, которые предусматривают недопущение нахождения на улице в ночное время молодых лиц, которые могут стать жертвами такой преступности.

41. Силы полиции в таких городах Великобритании, как Бирменгем, Ливерпуль и Манчестер, стремятся, подобно их коллегам в Бразилии, решать проблему применения оружия с помощью правоохранительных мер в сочетании с мероприятиями по поддержанию порядка силами общины с целью повышения уровня доверия и взаимной поддержки в общинах. В частности, сотрудники полиции тесно взаимодействуют с братьями и сестрами известных членов преступных группировок, которые подвержены особому риску стать их членами.

42. Во Франции специально для бедных районов создан новый правовой механизм. Так называемые центры правосудия и права, размещенные в самом сердце неблагополучных районов, призваны рассматривать мелкие правонарушения и преступления средней тяжести. Выступая фактически в качестве филиалов судов, эти центры по сути выполняют посреднические функции. Работая под руководством магистрата и при поддержке членов гражданского общества, центры принимают также жертв и проводят юридические консультации. В настоящее время насчитывается 107 таких центров, в которые ежегодно обращается более полумиллиона человек.

43. Следует также отметить программы взаимодействия с родителями молодых людей, которые, по имеющимся сведениям, могут стать членами преступных группировок, с целью оказания поддержки родителям, пытающимся оградить своих детей от влияния уличной преступности, и развития у родителей способности распознавать самые первые признаки принадлежности их детей к таким группировкам. Большое внимание уделяется также принятию всех мер к тому, чтобы у уличной молодежи в таких общинах имелись альтернативы времяпровождению с членами преступных группировок. Такие программы предусматривают предоставление бесплатного или льготного доступа в досуговые учреждения, создание клубов и организацию соответствующих мероприятий для молодежи в рамках согласованных усилий по созданию альтернатив членству в преступных группировках, которые должны способствовать также укреплению социальной сплоченности молодежи в рамках общин.

44. В испанской провинции Каталония был опробован уникальный подход к проблемам формирования группировок и связанного с ними насилия, заключавшийся в том, что власти провинции решили привлечь некоторые группировки к процессу местного управления. В частности, была предпринята попытка преобразовать одну группировку в культурную ассоциацию, отстаивающую интересы молодежи и облегчающую ассимиляцию иммигрантов из Латинской Америки. В процессе легитимизации эта группировка получила доступ к различным общественным благам, что позволило ей организовать целый ряд учебно-просветительских проектов в зоне своей деятельности. В рамках процесса легитимизации члены группировки вынуждены брать на себя обязательство прекратить участие в преступных и насильственных действиях.

45. В Исламской Республике Иран предпринимаются целенаправленные усилия по распространению в школах, тюрьмах и на рабочих местах материалов по профилактике злоупотребления наркотиками, с тем чтобы снизить степень воздействия наркомании и ВИЧ на общество. Работающие в каждом из этих секторов неправительственные организации стремятся расширить местные знания о факторах риска и способах снижения риска, а также содействовать проведению широкого круга спортивно-досуговых мероприятий, с целью сократить число молодых людей, которые начинают злоупотреблять наркотиками и заниматься связанной с ними деятельностью.

46. Помимо понимания важности различных инициатив, направленных непосредственно на решение проблем наркотиков и преступности в маргинальных общинах, существует также понимание того, что многие аспекты социальной и физической географии районов проживания таких маргинальных общин фактически способствуют укоренению в местных жителях чувства социальной изоляции и дезинтеграции, существенно затрудняя решение таких проблем. В некоторых маргинальных общинах, например, транспортные системы находятся в плачевном состоянии либо вообще отсутствуют, что сдерживает оказание услуг по поддержке и усугубляет чувство изоляции и уязвимости. Стремясь решать эти проблемы, правительства Бразилии и других стран взяли на себя обязательство совершенствовать транспортные системы для стимулирования других форм развития и поддержки. В некоторых районах в попытке обратить вспять тенденцию к социальной дезинтеграции впервые предпринимаются целенаправленные усилия по созданию эффективной системы регистрации земельных участков и контроля за землепользованием. В некоторых странах, в частности в Гане, Кот-д’Ивуаре, Малави, Перу и Южной Африке, разработаны инициативы по совершенствованию системы земельной регистрации, с тем чтобы местные жители, являющиеся землевладельцами, имели возможность получать займы на развитие хозяйства, что стимулирует развитие таких маргинальных общин и обеспечивает соответствующие возможности для этого.

47. При всем разнообразии этих различных инициатив их объединяет общее стремление вовлекать местное население в процесс принятия практических мер на каждом этапе.

48. Международный комитет по контролю над наркотиками подчеркивает важность реагирования на нужды общин, сталкивающихся с проблемой социальной дезинтеграции, до того как будут исчерпаны штатные возможности властей и местных организаций для принятия эффективных мер. Необходимо обеспечивать выявление самых первых признаков ослабления социальной сплоченности в общинах и принимать соответствующие меры. В число таких признаков могут входить изменение демографической ситуации, структуры землепользования и социальной динамики в результате миграции или произошедших конфликтов, ограниченные возможности для получения образования, недостаточный уровень медицинского обслуживания, ограниченность системы розничной торговли, неэффективность транспортных систем и рост насилия.

49. Возникающие в таких общинах проблемы могут выходить далеко за их пределы, и такое развитие событий вполне вероятно, если эти проблемы не находят своевременного решения. В этом случае такие маргинальные общины могут вызывать резкую радикализацию настроений, создающую угрозу самим основам общества. Разрастания такой угрозы допускать нельзя.