Психологическое тестирование на основе метода «Оценка Рисков и Возможностей» (ОРВ)

12.07.2022

В числе прочих мер, направленных на улучшение наркоситуации в стране, сегодня широко обсуждается перспектива тестирования отдельных групп населения на предмет употребления наркотических средств. Ключевым предметом этой дискуссии является выбор методики подобного тестирования. Наиболее точные сведения о подростке, как известно, дает клинико-психиатрическое обследование. Однако оно имеет существенные ограничения.

Во‑первых, клинико-психиатрическое обследование в России законодательно приравнено к оказанию психиатрической помощи и поэтому может производиться только при согласии родителя ребенка до 14 лет.

Во‑вторых, клиническое обследование занимает значительное время и поэтому фактически может применяться только к ограниченному количеству подростков.

В‑третьих, проведение такого обследования требует наличия соответствующей квалификации, которой располагают, как правило, только психиатры и медицинские психологи. Поэтому у широкого круга практиков различного профиля возникла потребность в  диагностическом инструментарии, который бы лишен перечисленных выше ограничений.

Требования к методам диагностики в системе профилактики наркомании в образовательной среде

Система профилактики наркомании, как хронического заболевания, предполагает функционирование системы раннего выявления не только самого опыта наркопотребления, но и т.н. «предболезненных» проявлений, провоцирующих начало приобщения к наркотикам, под которыми понимаются определенные поведенческие нарушения и жизненные обстоятельства. Система ранней диагностики наркомании должна быть направлена, в первую очередь, на подростковую субпопуляцию, в которой вероятность первых проб всех видов психоактивных веществ наиболее высока. Обследование сколько-нибудь значительного количества подростков практически исключает возможность использования сугубо клинико-психиатрических подходов к диагностике, а предполагает применение формализованных социально-психологических методов, дающих в  результате стандартизированные статистически обоснованные оценки. Использование методики в системе ранней диагностики наркомании должно быть доступно широкому кругу специалистов, работающих с подростками, в первую очередь, в системе образования. Результаты оценки должны быть пригодны для планирования профилактических мероприятий в отношении подростков. К настоящему времени в  мировой практике широкое распространение получили методики, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.

Современные социальнопсихологические методы оценки и прогноза отклоняющегося поведения в силу общности этиологии многих видов девиаций, в т.ч. и наркомании, нашли универсальное применение в самых разных типах организаций, имеющих отношение к контролю поведения подростков. Базовая концепция таких методов состоит в определении оптимального сочетания мер репрессивного и поддерживающего характера. Подобные методики предназначены для комплексного анализа широкого круга социальных и психологических потребностей и проблем подростка. Оценка обычно проводится специалистом, который заполняет соответствующий бланк (ответный лист) на конкретного наблюдаемого подростка. Оценка подростка сбора большего объема индивидуальных данных, могут включать себя психологическое тестирование, клиническое интервьюирование, получение записей из других учреждений и консультирование с другими экспертами, наблюдающими подростка.

Таким образом, процедура оценки используется только в отношении ограниченной группы подростков, выявленной ранее в ходе первичного скрининга или определенной какими-то другими средствами как группа, вероятно нуждающаяся в углубленной оценке. Выбор той или иной методики зависит от различных факторов: ситуации, в которой находится подросток; ресурсов, которые фактически имеются в распоряжении; доступности профессиональной помощи подростковых служб, психиатрии или социальных служб и т. д.

Использование методики «Оценка рисков и возможностей» (ОРВ) в образовательной среде

В декабре 2010 года Решением Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано использовать Метод структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетнего «Оценка рисков и возможностей» (ОРВ) как способ, обеспечивающий межведомственное взаимодействие субъектов профилактики.

Методика «Оценки рисков и возможностей» (ОРВ) в условиях образовательного учреждения может использоваться для решения следующих задач:

• формирование социально-педагогической базы данных подростков, находящихся на внутришкольном учете (контроле);

• количественная оценка уровня риска совершения противоправных деяний подростком группы «риска»;

• анализ условий и причин негативных проявлений девиаций (поведенческих отклонений) в среде обучающихся;

• планирование обоснованных профилактических и  реабилитационных мероприятий в отношении учащихся, стоящих на внутришкольном учете (на индивидуальном и/или групповом уровнях).

Таким образом, методика ОРВ может рассматриваться как дополнение к форме «Учётная карта несовершеннолетнего, находящегося в  социально опасном положении», используемой в учреждениях системы образования для социально-педагогической характеристики учащихся. Рекомендуемая форма работы с методикой ОРВ в условиях образовательной среды — заочная оценка поведенческих, психологических и  социально-демографических характеристик учащихся — несовершеннолетних группы «риска».

Заочная оценка предполагает предварительный сбор ответственным специалистом всех необходимых сведений о подростке, стоящем на внутришкольном контроле (учете), посредством интервьюирования как непосредственно самого несовершеннолетнего, так и представителей его ближайшего окружения, сторонних специалистов, компетентных в частных вопросах, касающихся истории криминализации подростка, особенностях его физического и душевного здоровья и пр.

Методика включает в себя 12 блоков вопросов, отражающих поведенческие, психологические и социально-демографические характеристики несовершеннолетних:

1) прошлые и настоящие правонарушения/решения суда;

2) семейные обстоятельства/выполнение родительских функций;

3) образование/трудовая занятость;

4) отношения со сверстниками;

5) злоупотребление психоактивными веществами;

6) свободное время/досуг;

7) личностные качества/поведение;

8) установки/социальные ориентации;

9) Социально-психологические факторы риска;

10) Проблемы физического и психического здоровья;

11) Психо-эмоциональные проблемы;

12) Предыстория криминализации.

Каждый из блоков состоит из нескольких вопросов, ответы на которые в совокупности определяют степень «проблемности» каждой из 12 сторон жизни подростка, а также общую степень поведенческого риска для оцениваемого подростка. Количество суждений, необходимое для определения уровня риска как низкого, среднего или высокого определяется с  помощью статистических критериев. Статистически обоснованная оценка уровня риска по каждому из вопросных блоков складывается в общую оценку уровня риска для подростка.

Использование методики ОРВ в  образовательной среде позволяет достигать ряд важных практических целей в рамках профилактики наркомании.

1. Первичный этап отбора подростков, демонстрирующих поведенческие нарушения, осуществляют сами работники учебного заведения, которые рекомендуют постановку подростка на  внутришкольный контроль. Известно, что именно эта категория специалистов наиболее чувствительна к проблемам подростка, поскольку постоянно оценивает его на предмет соответствия требованиям учебного процесса.

2. Осуществляется прямая оценка вовлеченности подростка в проблему употребления психоактивных веществ.

3. Оценка вовлеченности подростка в проблему употребления психоактивных веществ, взаимосвязана с оценкой всех сторон поведения подростка, что позволяет учитывать всю сложную поведенческую этиологию наркомании на самой ранней стадии, часто даже до момента первой пробы.

4. Результаты оценки дают формализованные основания для планирования социально-педагогических или психокоррекционных мероприятий в отношении конкретного подростка.

5. Широкое внедрение использования методики ОРВ в практику российских учебных заведений позволит без существенных финансовых затрат осуществлять эпидемиологические оценки распределения поведенческих нарушений подростков на уровне территории с целью планирования профилактических программ муниципального, регионального и федерального уровней.