Правовое обеспечение и стандартизация немедицинской (социальной) реабилитации наркологических больных

18.06.2022

Под немедицинской реабилитацией чаще всего понимают реабилитацию социальную. Вопрос о критериях, качестве и стандартах реабилитации сегодня стоит очень остро. С медицинскими технологиями все более мене понятно. Медицинские учреждения лицензируются и с успехом применяют разрешенные методики. Зато государственные структуры призванные оказывать реабилитационную помощь имеют ничтожно малое распространение. Не  создана государственная сеть реабилитации.

Количество отделений медицинской и  социальной реабилитации удручающе мало. При этом очевидным является тот факт, что данные социальные услуги пользуются огромным спросом населения. Их оказывают сотни негосударственных организаций. Эти организации имеют либо религиозную чаще всего христианскую направленность, либо используют подход «12 шаговой» программы Анонимных алкоголиков и наркоманов, в которой формулируется понятие о Боге и нравственных ценностях. Помощь оказывают либо священнослужители и  проповедники из близлежащих общин, либо трудятся так называемые «бывшие» или выздоравливающие наркоманы. Десятки тысяч наркологических больных регулярно прибегают к  их услугам.

Есть у  общественников и неоспоримые преимущества. Но также существует много претензий, которые предъявляют общественным реабилитологам, часто обоснованных. Одна из основных проблем это отсутствие координации между
государственными и  общественными структурами. Нет общих подходов, распределения ответственности и рычагов воздействия. Необходимо создать условия для реализации правовой наркологической цепочки с использованием методов государственного принуждения направляющих больного человека к структурам Минздравсоцразвития с ориентацией в дальнейшем на духовно-реабилитационную среду.

Для того чтобы государственные центры начали эффективно работать, требуется уточнение термина «реабилитация» в контексте применения ее к потребителям наркотических веществ. Чаще всего используется термин «медико-социальная» реабилитация, который на практике реализуется только в учреждениях здравоохранения в основном в части медицинской помощи.

Определение понятия реабилитации российский законодатель дает в двух направлениях: политическом и медицинском.

Применительно только к исторически-правовому феномену реабилитации жертв репрессий и для категории больных, имеющих статус инвалида. В области наркологической помощи каждый обыватель, политик или специалист оперируют термином социальной реабилитации, не задумываясь, что это понятие в данной области не сформулировано. Как можно рассуждать и заниматься тем, что не имеет своего определения?

Фигурирующий термин социально-медицинской реабилитации является сложносоставным и производным от базового определения, которого, по сути, нет.

Для общества на самом деле важно не состояние здоровья наркомана, а его место, роль в обществе и его отношение к обществу. Поэтому необходимо различать и разделять понятия медицинской и социальной реабилитации, четко видеть, где заканчивается лечение и  начинается реабилитация. Эти взаимосвязанные (в  процессе работы с  наркоманом) определения являются различными этапами комплексного подхода.

Медицинская реабилитация хорошо отработана в  нашей стране.
В последние десятилетие было издано немало нормативных актов призванных регулировать эту сферу наркологической помощи, т. е. для нее имеется определенная нормативная и  материальная база. Но  эффект от  нее не  высок. Социальная составляющая реабилитационного процесса в настоящее время только начинает реализовываться в некоторых больницах Москвы и Санкт-Петербурга и некоторых других. Основные усилия необходимо приложить для реализации компонента социальной реабилитации. Необходимо совершенствование законодательной базы, а также создание учреждений социальной реабилитации (например: социально-реабилитационных центров, реабилитационно-трудовых коммун, общин и т.п.). Термин «социальная реабилитация наркологических больных» должен обрести четкое правовое определения.

Многие специалисты говорят о необходимости контроля и лицензирования в этой области. Логика административно-правовых процессов в  РФ подсказывает, что ставить вопрос лицензировании социальной реабилитации невозможно ввиду того, что подобное лицензирование не так давно было отменено.

В Российском законодательстве подходы к стандартизации и сертификации качества услуг определяется Федеральным законом от 27.12.2002 г. №ФЗ-184 «О  техническом регулировании» на  основании которого в  2005  и  2003  гг. были приняты несколько национальных стандартов по социальному обслуживанию:

ГОСТ Р 52142–2003  Социальное обслуживание населения Качество социальных услуг;
• ГОСТ Р 52143–2003  Социальное обслуживание населения Основные виды социальных услуг;
• ГОСТ Р 52495–2005  Социальное обслуживание населения Термины и определения;
• ГОСТ Р 52496–2005  Социальное обслуживание населения Контроль качества социальных услуг;
• ГОСТ Р 52497–2005  Социальное обслуживание населения Система качества учреждений социального обслуживания;
• ГОСТ Р 52498–2005  Социальное обслуживание населения Классификация учреждений социального обслуживания.

Работа по  стандартизации продолжается. Вплоть до  2009  года было принято еще несколько стандартов контроля качества конкретных видов социальных услуг.

К сожалению, в данных ГОСТах дается только общее понятие термина «социальная реабилитация», а «термин трудная жизненная ситуация» хотя и подразумевает болезнь как причину этой ситуации, не уточняет список этих заболеваний. Хотя логичным было бы уточнить, что к этим болезням должны относятся заболевания, включенные в  список социально значимых.

Введение термина «социальная реабилитация наркологических больных» в  Федеральный закон №ФЗ-195 «Об  основах социального обслуживания населения в РФ» позволило бы распространить нормы стандартизации уже существующие в  нашей стране в  виде национальных стандартов и на сферу наркологической помощи. То есть основной проблемой стандартизации социальной реабилитации наркологических больных в системе государственного здравоохранения является нечеткость формулировок законодательства социальной сферы.

Осуществление самой реабилитации может быть возложено на учреждения социального обслуживания. Федеральный закон от 10.12.1995 г. №  195-ФЗ «Об  основах социального обслуживания населения в  Российской Федерации» уже много лет относит оказание услуг, в  том числе реабилитационных при различных заболеваниях, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, к сфере деятельности учреждений социального обслуживания. Наркомания — это, безусловно, заболевание, формирующее у пациента трудную жизненную ситуацию.

Социальная практика уже развивается в данном направлении. Тому есть яркие примеры. В  Московской области в  Егорьевском районе с  2007  года действует отделение по  реабилитации подростков, употребляющих психоактивные вещества, при центре социальной реабилитации инвалидов «Чайка». Помимо подростков на  реабилитацию принимают и  совершеннолетнюю молодежь.

В  Департаменте труда и  социальной защиты населения Ханты-мансийского автономного округа  — Югры помощь лицам, страдающим наркоманией и  токсикоманией, осуществляет учреждение социального обслуживания Центр социальной адаптации «Феникс» г. Нижневартовск. Реабилитацию проходят граждане старше 18 лет, страдающие наркоманией и токсикоманией.

В Иркутской области единственным государственным учреждением, оказывающим населению услуги в сфере социальной реабилитации зависимостей, является областное государственное учреждение министерства по  физической культуре, спорту и молодежной политике «Центр реабилитации наркозависимых «Воля». Целевой группой учреждения является молодежь от 18 до 35 лет и ее ближайшее окружение.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции, услуг существует код 8531550 «Социальные услуги реабилитационных учреждений (без лечения) для наркоманов и  алкоголиков» — прямое указание на учреждения социальной защиты. В области подготовки кадров с 1993 года действуют образовательные стандарты подготовки специалистов (в  том числе социальных) в  области наркологии.

К сожалению, в виду отсутствия четкого государственного заказа ориентированного на социальный результат реабилитации, даже тот нормативный потенциал, который существует, не работает в полной мере.

Сегодня в России прослеживается острая необходимость в повышении уровня прозрачности деятельности антинаркотических НКО (действующих на основе законодательства России о некоммерческих организациях) с целью повышения уровня эффективности их взаимодействия с заинтересованными сторонами, в том числе с органами власти, позиция которых существенно влияет на результаты деятельности НКО.

Под антинаркотическими НКО понимаются организации, которые работают в сфере противодействия распространению химических зависимостей и могут быть отнесены к организациям гражданского общества, участвующим в решении важных социальных проблем, которые осознаются обществом в  текущий момент как угрожающие его устойчивости.

Деятельность этих организаций направлена на  восстановление адекватного социального статуса лиц, страдающих химическими зависимостями.
Одним из путей решения задачи повышения уровня прозрачности деятельности антинаркотических НКО является организация стандартизи рованной оценки эффективности деятельности данного типа НКО. Даже в отсутствии государственных стандартов по социальной реабилитации наркологических больных законодательство «О техническом регулировании» позволяет широко внедрять системы добровольной сертификации.

Любое профессиональное сообщество может в  соответствии с  нормами ГОСТ разработать и утвердить в государственных органах контроля и надзора собственные стандарты, так называемые СТО (Стандарты организаций) и на их основании проводить сертификацию.

Ярким примером такого подхода является разработанный одной из общественных организацией Свердловской области СТАНДАРТ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТО 91.33–1036605621656–2009  в  рамках реализации проекта на  средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192–рп.

Использовать данный стандарт может любая организация в России. Соблюдая определенные требования, установленные государственными органами стандартизации можно участвовать в процессе добровольной сертификации.

На сегодня в  рамках Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации сложились самые благоприятныеперспективы для устранения межведомственных противоречий и нормативных пробелов между социальной защитой и  здравоохранением в области реабилитации наркозависимых. О необходимости развивать федеральную сеть реабилитационных центров для социальной адаптации зависимых регулярно говорит и Президент РФ и Министр здраво-
охранения и руководитель ФСКН.

Современная наркология должна быть правовой, т. е. лечебная система должна стать участником мультидисциплинарного процесса обеспеченного правовыми механизмами и  должна быть ориентирована на  достижение социально значимого результата. При общем кризисе наркологии в наихудшей ситуации оказалось реабилитационное звено.

Ликвидация советской системы реабилитации, в том числе ЛТП, не повлекла за собой создания современной системы. Различные источники приводят информацию о более чем критичном соотношении реабилитационных коек даже к количеству больных, поставленных на  учет  — на сотни тысяч больных несколько сот коек, но даже при таком малом количестве коечного фонда вопрос стандартизации реабилитационной помощи является чрезвычайно актуальным, так как целью стандартизации является в первую очередь повышение качества реабилитации и ее результативности.